Технология безналичных расчетов с использованием банкоматов, POS–терминалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование технологии безналичных расчетов с использованием банкоматов, POS-терминалов.
Использование пластиковых карт для безналичных расчетов имеет большие преимущества перед наличными деньгами. Для владельцев карт это оперативность расчетов; отсутствие риска потери, ограбления и ошибок в расчетах, связанных с использованием наличных денег; возможность получения процентов на остаток средств, хранящихся на картах; обеспечение конфиденциальности информации, хранящейся на карте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы технологии………………………………………………5
1.1 Пластиковая карточка как платежный инструмент………………………...5
1.2 Эмитенты и эквайеры………………………………………………………...7
1.3 Платежная система…………………………………………………..……….8
2. Технические средства…………………………………………………………...11
2.1 Виды пластиковых карточек………………………………………………..11
2.2 POS – терминалы…………………………………………………………….15
2.3 Банкоматы……………………………………………………………………16
2.4 Процессинговый центр и коммуникации………………………………….16
3. Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт……………18
3.1 Получение карточек и лимиты пользователя……………………………..18
3.1.1 Кредитные карточки…………………………………………………...18
3.1.2 Дебетовые карточки…………………………………………………....18
3.2 Цикл операций при обслуживании карточки……………………………...19
3.3 Авторизация………………………………………………………………….21
3.3.1 On–line режим…………………………………………………………..21
3.3.2 Off–line режим. Электронный кошелек……………………………….23
3.4 Обработка транзакций……………………………………………………….27
3.4.1 Маршрутизация транзакций в on–line системах……………………...27
3.4.2 Off–line системы………………………………………………………..32
3.5 Проведение расчетов………………………………………………………...32
4. Кадровое обеспечение……………………….......................................................37
5. Экономика безналичных расчетов пластиковых карт………………………...38
6. Практическая часть ……………………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….......

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 2.38 Мб (Скачать)

     Вопрос  о выдаче кредитной карточки решается банком–эмитеном на основе доступных ему сведений о кредитной истории клиента, то есть о том, каковы доходы клиента, где и когда клиент пользовался кредитом, на сколько аккуратно возвращал его, насколько часто берутся кредиты и т.д. Кредитная история позволяют банку оценить степень риска при выдаче карточки и, соответственно, сформулировать требования о предоставлении клиентом тех или иных гарантий.

     Лимиты  операций по кредитным карточкам  – величина кредитной линии, количество и максимальные суммы приобретений и/или получение наличных за тот или иной промежуток времени – устанавливаются индивидуально для каждого клиента. По завершению очередного «делового периода» (обычно месяца), пользователь карточки получает сообщения банка, содержащие данные за период обо всех платежах по карточке, информация о которых поступила в банк. При наступлении контрольной даты (обычно по истечению нескольких дней после получения сообщения) пользователь должен вернуть кредит, после чего ему вновь открывается кредитная линия. Поэтому не обязательно возмещать всю сумму сразу. Достаточно внести некоторый ранее оговоренный минимум. Кредитная линия будет открыта в размере неиспользованной части кредитного лимита. Остаток по задолженности, на который уже будут начисляться проценты, можно гасить в течение достаточно длительного срока (например, года). Отметим, что именно проценты по не полностью возвращенным кредитам и формируют основную часть дохода банка при операциях с кредитными карточками.

     3.1.2 Дебетовые карточки

     Получение дебетовой карточки – существенно более простой процесс по сравнению с получением кредитной. Для того, чтобы стать держателем этой карточки, необходимо открыть счет в этом банке, внести некоторый минимум средств и оплатить карточку. В стоимость карточки, как правило, включается и плата за годовое обслуживание.

     Операции  с дебетовой карточкой также  регламентируются рядом лимитов. При  этом процедура авторизации должна проводиться всегда вне зависимости  от конкретной технологии обслуживания. Лимит каждый раз уменьшается на сумму сделки. В зависимости от конкретных условий допускается уменьшение лимита либо до нуля, либо до некоторого «неуменьшаемого» значения.

     Как и в случае кредитных карточек, банк–эмитент является собственником дебетовых карточек и несет по ним полную финансовую ответственность перед прочими участниками платежной системы. Банк-эмитент управляет размерами лимита и вправе уменьшать или увеличивать их по своему усмотрению (в рамках существующих соглашений с платежной системой). Реально же соотношение этих величин с суммами на счете держателя карточки – внутреннее дело банка. Как правило, для восстановления лимита банк требует внесения средств на счет. Однако банк-эмитент может разрешить клиенту овердрафт, предоставить кредит и т.д. сообщая тем самым дебетовой карточки черты кредитной. В таком случае карточку обычно называют смешанной. Тем не менее, с точки зрения платежной системы эти карточки неразличимы и обслуживаются по единой технологии. 

     3.2 Цикл операций при обслуживании карточки

     Последовательности  операций, выполняемых при расчетах за товары и услуги посредством кредитной и дебетовой карточек, весьма близки. Рассмотрим всю последовательность для карточек.

  1. Желая совершить покупку (или получить услугу), держатель карточки предъявляет ее продавцу.
  2. Продавец устанавливает, возможно ли совершение сделки. Для этого он осуществляет проверку подлинности карточки и, при необходимости, правомочность распоряжения ею покупателем. Затем продавец проводит либо голосовую авторизацию по телефону, либо электронную посредством POS–терминала. Авторизация не проводится в том случае, если сумма покупки (или услуги) ниже торгового лимита. При голосовой авторизации в случае положительного ответа продавцу сообщается код авторизации.
  3. После утверждения сделки происходит оформление торгового векселя (в отечественной терминологии – чека или слипа), на котором фиксируются данные с карточки. При ручной обработке для этого используется импринтер. Кроме того, в этом случае на чек обязательно заносится код авторизации, т.к. при отсутствии кода чек не будет принят к оплате банком–эквайером. Держатель карточки за тем подписывает все экземпляры чека (обычно три). При автоматической обработке чек печатается POS–терминалом. В последнем случае подпись может быть необязательной, если авторизация проводилась с использованием ПИН–кода.
  4. Экземпляр чека и товар передаются покупателю.
  5. В конце каждого дня (или реже – несколько раз в неделю) точка обслуживания пересылает в банк–эквайер экземпляры чеков, которые служат документальным основанием для проведения расчетов с точкой обслуживания. При автоматической обработке таким основанием могут служит электронные протоколы транзакции, генерируемые при авторизации и непосредственно поступающие в банк–эквайер или процессинговый центр.
  6. Банк–эквайер верифицирует транзакции и осуществляет расчеты с точкой обслуживания (производит перечисление средств на ее расчетный счет). В случае ручной обработки верификация сводится к проверке полученных чеков. Для верификация же электронных транзакций в конце каждого дня торговые терминалы связываются с эквайером и повторно пересылают транзакции, накопленные в их памяти за день. Кроме того, банк–эквайер передает в процессинговый центр «чужие» транзакции, т.е. транзакции, произведенные держателями карточек других банков-эмитентов.
  7. Процессинговый центр обрабатывает полученные за день транзакции и формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками – участниками платежной системы. Общие итоги передаются в расчетный банк системы, а частные рассылаются банкам–участникам в качестве извещений на проведение взаиморасчетов.
  8. Расчетный банк проводит взаиморасчеты между банками-участниками, открывшими у него корреспондентские счета. Прочие банки-участники осуществляют перечисления самостоятельно.
  9. Банки–эмитенты в порядке возмещения осуществляют снятие средств со счетов держателей дебетовых карточек за приобретение последними товаров и услуги. Держатели кредитных карточек возвращают банкам-эмитентам средства, предоставленные им как кредит при приобретении товаров и услуг.
 

     3.3 Авторизация

     3.3.1 On–line режим

     Рассмотрим  более подробно второй шаг приведенной  выше схемы. Процедура принятия решения  о допустимости сделки предполагают несколько уровней ответственности.

     Как уже говорилось выше, если сума сделки не превышает торгового лимита, то решение о продаже (предоставления услуг) принимается самостоятельно точкой обслуживания. Таким образом, если торговый лимит точки обслуживания равен, например 50$, то решение о продаже товаров, стоимость которых не превышает этой суммы, принимается самостоятельно продавцом. При этом продавец обязан проверить, соответствует ли карточка установленным данной платежной системой спецификациям, отсутствует ли она в стоп–листе. При автоматической обработки такая проверка осуществляется с помощью POS-терминала, в память которого обычно загружается стоп–лист. При этом терминал функционирует в режиме Off–line. Кроме, этого после оформления чека продавец обязан проверить совпадение подписи на нем с образцом подписи на карточке (если образец подписи имеется). При возникновении сомнений продавец вправе потребовать предъявить документ, удостоверяющий личность покупателя. Чек подписывается покупателем и при автоматической обработке поскольку при таких сделках ПИН–код не вводится.

     При выполнении перечисленных требований продавец может осуществить сделку. Если впоследствии банком–эквайером будет обнаружено какое-либо нарушение перечисленных правил, то банк вправе отказаться от возмещения продавцу сумму сделки.

     Ненулевой торговый лимит характерен для кредитных  карточек. Однако, некоторыми отечественными платежными системами он устанавливается и для дебетовых карт. Что же касается международной практики, то, например, в США на сегодняшний день торговый лимит в точках обслуживания систем VISA и MasterCard устанавливается нулевым. Это мера, позволяющая снизить потери от мошенничества, стала возможной благодаря повсеместному оснащению торговых точек POS–терминалами.

     Если  сумма сделки превышает торговый лимит, то продавец обязан провести авторизацию. Для этого он либо непосредственно связывается с банком–эквайером (или эквайер–центром) по телефону и передает данные устно, либо эта процедура осуществляется в автоматическом режиме POS–терминалом. Эквайер осуществляет маршрутизацию транзакции, которая в конечном итоге попадает в центр, уполномоченный на авторизацию данной транзакции.

     В международной практике таким центром  обычно является сам банк-эмитент. Однако эмитент может на постоянной основе делегировать права на проведения авторизации какому–либо процессинговому центру или даже банку–эквайеру.

     При принятии решения центр авторизации  руководствуется данными, поступившими от точки обслуживания, а также  имеющейся в базе данных информацией  о держателе карточки, его лимитах, совершенных сделках и проч. Если сумма сделки и другие ее параметры не противоречат установленным лимитам и ограничениям, то решение об осуществлении сделки принимает центр авторизации. В противном случае пытается связаться с банком-эмитентом. Если это оказывается невозможным, то транзакция отклоняется.

     При достижении авторизуемой транзакцией ЭВМ, содержащей данные о лимитах держателя соответствующей карточки, происходит следующее.

  1. Проверяется, не занесена ли обслуживаемая карточка в стон–лист.
  2. Если карточка не блокирована, то, исходя из суммы сделки, величины остатка лимита, времени сделки, типа и местоположения точки обслуживания и, возможно, каких–либо специальных условий (например, наличие для данного привилегированного держателя разрешения на превышение лимита) определяется возможность платежа по карточке.
  3. Если платеж возможен, то транзакция утверждается, и остаток лимита уменьшается на сумму сделки.
  4. Утверждение транзакции вызывает также следующие действия:
  • При ручном режиме точке обслуживания сообщается код авторизации, который обязательно должен быть занесен на чек и является подтверждением полученного разрешения;
  • В автоматическом режиме POS–терминалу отдается команда на фиксацию транзакции и распечатку чека.

     Подчеркнем, что ответственность перед торговой точкой по возмещению стоимости сделки несет банк–эквайер, и, аналогично предыдущему случаю, при нарушениях правил авторизации платежная система вправе не возмещать эквайер сумму сделки. 

     3.3.2 Off–line режим. Электронный кошелек

     В предыдущем разделе было показано, что ключевым фактором функционирования платежной системы является проведение авторизации при каждой сделке. Однако использование on–line режима при авторизации может оказаться либо невозможным либо нецелесообразным. Первое относится, в частности, к нашей стране, где телефонная сеть, за исключением самых крупных городов, развита слабо и практически везде функционирует ненадежно. Что же касается западных стран, то там использование on–line режима признано нецелесообразным при мелких платежах, которые осуществляются, например, в такси, табачных киосках и т.д. Этот до сих пор не был охвачен пластиковыми карточками, но недавно две крупнейшие системы –VISA и MasterCard – заявили о своих планах его освоения.

     В обоих случаях выход состоит  в изменении технологии авторизации  таким образом, чтобы исключить необходимость on–line сеанса и осуществлять авторизацию в off–line предъявляет следующее требования:

  • Наличие на карточке данных о текущем значении лимита;
  • Возможность контролируемого уменьшения лимита в результате авторизации («дебетование» карточки);
  • Возможность восстановления лимита на карточке («кредитование карточки»).

     Для обеспечения подобных возможностей карточка должна, как минимум, обладать перезаписываемой памятью. Кроме того, необходимо, чтобы POS–терминалы обладали некоторыми «интеллектуальными» возможностями для проведения подобных операций, также памятью (внутренней и внешней) достаточно большой емкостью, где можно было бы накапливать транзакцию для последующей передачи (обычно именуемой в таких случаях инкассацией) в банк–эквайер или процессинговый центр.

     В принципе, карты с магнитной полосой допускают возможность подобного использования. Однако малая емкость памяти (сотни байт) и, главное, слабая защищенность от несанкционированного изменения данных, записанных на магнитную полосу, делает их не пригодными для обслуживания в off–line режиме. Напротив, смарт-карты обладают всеми необходимыми предпосылками для реализации схемы обслуживания с off–line авторизацией. Действительно, смарт-карты обладают достаточным объемом памяти (несколько килобайт) для хранения данных о текущем состоянии платежного лимита и некоторого количества последних транзакций. Кроме того, наличие микропроцессора на многих типах карт делает возможным выполнение при авторизации сравнительно сложных процедур. Наличие на карте специальных защищенных зон памяти и криптографических средств обеспечивают высокий уровень безопасности смарт–карт (особенно микропроцессорных карт).

     В схеме off–line авторизацией каждая карточка становиться мобильным элементом распределенной базы данных платежной системы и выполняет функции процессинговогомикроцентра. Для проведения авторизации карточка помещается в считывающие устройство POS-терминала. При этом карточка и терминал, основываясь на хранящихся в них системных данных, обмениваются информацией и производят взаимное опознание. Если эта процедура завершается успешно, то держатель может вводить ПИН–код, а продавец – сумму. После этого карточка проверяет, не превышен ли лимит. Если сделка осуществима, то карточка уменьшает лимит на сумму сделки, а POS–терминал фиксирует данные о транзакции. Об этом процессе условно говорят как о дебетовании карточки и кредитовании терминала, а о самой карточке в таком режиме – как об электроном кошельке. POS–терминал печатает чек, карточка изымается из терминала и возвращается держателю.

Информация о работе Технология безналичных расчетов с использованием банкоматов, POS–терминалов