Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать различные виды тарифных и нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) изучить особенности применения тарифных и нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2) разработать классификацию форм и разновидностей тарифных и нетарифных ограничений;
3) определить эффективность применения тарифных и нетарифных ограничений;
4) проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5) рассмотреть эффективность использования тарифных и нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6) выявить перспективные направления использования тарифных и нетарифных инструментов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
ГЛАВА 1. ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие тарифного регулирования ВЭД…………………………….5
1.2Таможенные пошлины: функции и классификация………………...10
1.3 Таможенные режимы и виды таможенного обложения…………...18
1.4 Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования……….39
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………………………………………………….43
2.1 Нетарифные ограничения: понятие и сущность…………………….43
2.2 Классификация нетарифных ограничений…………………………..45
2.3 Эффективность использования нетарифных ограничений………...61
ГЛАВА 3. ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РФ………...63
3.1 Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ…………….63
3.2 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………74
3.2.1 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..78
3.2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..92
Эффективная ставка таможенной пошлины показывает, насколько импортная таможенная пошлина способствует увеличению стоимости товара в процессе его обработки, и зависит от разницы в уровне ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемые сырье и компоненты и их удельного веса в стоимости конечного изделия. [12]
Повышение (снижение) степени тарифной защиты отрасли может быть достигнуто не только путем повышения (снижения) ставок пошлин на ее продукцию, но и снижением (повышением) пошлин на импортные элементы затрат. Если отрасли, производящие материалы и компоненты, получают больший приоритет, то уровень эффективной защиты производителей конечного продукта снижается. И наоборот, снижение пошлин на импортные сырье, материалы, компоненты является средством повышения степени тарифной защиты отечественного производства без повышения или при меньшем повышении пошлин на его конечную продукцию.
Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие прежде всего вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны.[13]
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
2.1 Нетарифные ограничения: понятие и сущность
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).[14]
Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).[15]
Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
1.Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический (взимаются в фиксированной сумме с единицы веса, объема, количества товара), так и комбинированный характер, повышая внутреннюю цену импортного товара и снижая его конкурентоспособность. В их числе следует назвать внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, действующие в периоды повышения уровня мировых цен по отношению к внутренним аналогичным товарам; антидемпинговые и компенсационные пошлины в целях возмещения материального ущерба национальным производителям страны-импортера при установлении факта демпинга со стороны экспортера.
Разновидности сборов:
1) Дополнительные сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);
2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы, которые эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы). Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке;
3) Пограничные налоги и сборы (или таможенные доплаты), которые взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;
4) Скользящие сборы – дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами;
К финансовым мерам воздействия также относят меры, регламентирующие доступ импортеров к иностранной валюте, предназначенной для продажи им, ее стоимость (курс), что может увеличить стоимость импорта.
5) Импортные депозиты – требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).
II. Административные меры. Административные инструменты, появившиеся в начале XX века с увеличением участия в международной торговле крупных компаний и монопольных структур, в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.
1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта:
1) Квотирование/ Контингентирование. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действия квоты разделяются на:
а) Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов);
б) Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
По охвату квоты делятся на:
а) Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;
б) Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.
2) Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
а) Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
б) Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;
в) Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле