Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать различные виды тарифных и нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) изучить особенности применения тарифных и нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2) разработать классификацию форм и разновидностей тарифных и нетарифных ограничений;
3) определить эффективность применения тарифных и нетарифных ограничений;
4) проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5) рассмотреть эффективность использования тарифных и нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6) выявить перспективные направления использования тарифных и нетарифных инструментов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
ГЛАВА 1. ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие тарифного регулирования ВЭД…………………………….5
1.2Таможенные пошлины: функции и классификация………………...10
1.3 Таможенные режимы и виды таможенного обложения…………...18
1.4 Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования……….39
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………………………………………………….43
2.1 Нетарифные ограничения: понятие и сущность…………………….43
2.2 Классификация нетарифных ограничений…………………………..45
2.3 Эффективность использования нетарифных ограничений………...61
ГЛАВА 3. ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РФ………...63
3.1 Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ…………….63
3.2 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………74
3.2.1 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..78
3.2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..92
Страна происхождения товара - страна, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны).
В группировке таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения существенную роль выполняет принцип режима наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации).
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране: "Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленные любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон" - статья I Генерального соглашения по тарифам и торговле.[5]
1.3 Таможенные режимы и виды таможенного обложения
Основным документом, определяющим порядок внешнеторгового регулирования в Российской Федерации в современных условиях, является Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5223-1.
В соответствии с этим документом установлено несколько режимов пропуска товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые различаются порядком оформления и, самое главное, предусматривают различный порядок и объемы таможенных платежей. Поэтому правильное применение того или иного таможенного режима позволяет предпринимателю избежать чрезмерных финансовых затрат.
1. Выпуск товаров для свободного обращения — режим, при котором возимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
2. Реимпорт товаров — режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики. Под режим реимпорта товары могут быть помещены при следующих условиях:
1) товары должны быть ввезены на таможенную территорию в течение 10 лет с момента вывоза;
2) товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и в других случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России). При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенные органы возвращают уплаченные суммы вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов. В то же время лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товара.
3. Транзит товаров — режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики. При помещении товаров под режим транзита товары должны:
1) оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
2) доставляться в таможенный орган назначения в сроки, определенные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не более предельного срока — 2 тыс. км за 1 месяц.
Транзит товаров по территории Российской Федерации может осуществляться в любых направлениях, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. В случае если у таможенного органа Российской Федерации имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган Российской Федерации вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком в порядке, определяемом Кодексом и нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются. Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов. В некоторых случаях таможенные органы Российской Федерации могут предоставлять разрешение на транзит товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм. Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, доставляются в том же порядке, что и товары, к которым они относятся. При аварии или действии непреодолимой силы товары могут быть выгружены. В этом случае перевозчик обязан:
1) принять все необходимые меры для обеспечения сохранности товаров и недопущения какого-либо их использования;
2) незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган Российской Федерации об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств;
3) обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган Российской Федерации или доставку должностных лиц таможенного органа Российской Федерации к месту нахождения товаров.
Таможенные органы Российской Федерации не компенсируют перевозчику расходов, понесенных в связи: с принятием вышеуказанных мер. Ответственность за транзит товаров несет перевозчик при выдаче товаров без разрешения таможенного органа Российской Федерации, их утрате или недоставлении в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных по законодательству Российской Федерации действий органов или должностных лиц иностранного государства.
4. Таможенный склад — режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот. Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Указанный срок для отдельных категорий товаров может ограничиваться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а для отдельных лиц — иными таможенными органами Российской Федерации. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года. По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации. С товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться следующие операции:
1) обеспечение сохранности этих товаров;
2) подготовка товаров к продаже и транспортировке, например: дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие подобные операции. При помещении под режим таможенного склада товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. При освобождении от таможенных пошлин, налогов или возврате уплаченных сумм товары должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня помещения под данный режим. Если товары не вывезены в установленные сроки, уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым им кредитам. Таможенный склад может быть открытого типа, т. е. доступным для использования любыми лицами, и закрытого типа, т. е. предназначенным для хранения товаров определенных лиц. Таможенные склады закрытого типа создаются только в случае, если нецелесообразно создавать склад открытого типа. Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы Российской Федерации либо российские лица. Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами Российской Федерации, являются таможенными складами открытого типа. Таможенный склад может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Лицензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Российской Федерации.
5. Магазин беспошлинной торговли — режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики. В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров:
1) запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;
2) запрещенных к вывозу из Российской Федерации;
3) запрещенных к реализации на территории Российской Федерации;
4) иных товаров, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализуются непосредственно в специальных магазинах (магазины беспошлинной торговли). Магазин беспошлинной торговли может учреждаться российским лицом при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. С момента ликвидации магазина беспошлинной торговли по истечении срока действия, при аннулировании или отзыве лицензии магазин становится складом временного хранения.
6. Переработка товаров на таможенной территории — режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных (импортных) таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации. Иностранные товары и продукты их переработки освобождаются от вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов. К операциям по переработке товаров относятся:
1) изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;
2) переработка и обработка товаров;
3) ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;
4)использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации может устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров и условия их проведения, включая возможность и порядок использования российских товаров. Переработка товаров на таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации, которая выдается российскому лицу при условии, если:
1) вывезенные товары могут быть идентифицированы в продуктах переработки, за исключением случаев, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
2) переработка способствует вывозу продуктов переработки либо использованию производственных мощностей Российской Федерации;
3) выполнены иные требования, которые устанавливаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Переработка товаров на таможенной территории должна производиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом Российской Федерации, и в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Сроки определяются на основе экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их переработки. Таможенные органы Российской Федерации могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки, образующихся в результате переработки товаров.
При вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта производится возврат сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условиях, если соблюдаются положения Таможенного кодекса и если продукты переработки вывозятся в срок не позднее двух лет со дня перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации.
Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле