Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировать различные виды тарифных и нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) изучить особенности применения тарифных и нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2) разработать классификацию форм и разновидностей тарифных и нетарифных ограничений;
3) определить эффективность применения тарифных и нетарифных ограничений;
4) проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5) рассмотреть эффективность использования тарифных и нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6) выявить перспективные направления использования тарифных и нетарифных инструментов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
ГЛАВА 1. ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие тарифного регулирования ВЭД…………………………….5
1.2Таможенные пошлины: функции и классификация………………...10
1.3 Таможенные режимы и виды таможенного обложения…………...18
1.4 Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования……….39
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………………………………………………….43
2.1 Нетарифные ограничения: понятие и сущность…………………….43
2.2 Классификация нетарифных ограничений…………………………..45
2.3 Эффективность использования нетарифных ограничений………...61
ГЛАВА 3. ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РФ………...63
3.1 Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ…………….63
3.2 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………74
3.2.1 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..78
3.2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..92
92
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
по дисциплине «Мировая экономика»
на тему «Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле».
ВЫПОЛНИЛ
Студент Дерябина Е.В.
(Б2-29)
Руководитель
Допущена/ не допущена к защите
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
ГЛАВА 1. ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ…………………………………………………………
1.1 Понятие тарифного регулирования ВЭД…………………………….5
1.2Таможенные пошлины: функции и классификация………………...10
1.3 Таможенные режимы и виды таможенного обложения…………...18
1.4 Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования……….39
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ…………………………………………………………
2.1 Нетарифные ограничения: понятие и сущность…………………….43
2.2 Классификация нетарифных ограничений…………………………..45
2.3 Эффективность использования нетарифных ограничений………...61
ГЛАВА 3. ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РФ………...63
3.1 Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ…………….63
3.2 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………
3.2.1 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………
3.2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..92
ВВЕДЕНИЕ
Исследование роли нетарифных и нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.
Таможенно - тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями Всемирной Торговой Организации, ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. По данной теме пока нет достаточного количества практического материала по причине «закрытости» нетарифных ограничений и, соответственно, слабого отражения в статистике.
Цель данной работы - проанализировать различные виды тарифных и нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) изучить особенности применения тарифных и нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2) разработать классификацию форм и разновидностей тарифных и нетарифных ограничений;
3) определить эффективность применения тарифных и нетарифных ограничений;
4) проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5) рассмотреть эффективность использования тарифных и нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6) выявить перспективные направления использования тарифных и нетарифных инструментов в РФ.
Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – тарифные и нетарифные ограничения.
Очевидно, что в процессе вступления в Всемирную Торговую Организацию, тема тарифных и нетарифных ограничений для России очень важна. В связи с этим в работе рассматривается целесообразность тарифных ограничений, введения нетарифных барьеров, их эффективность, экономическое влияние на производителей потребителей и благосостояние страны в целом. Также в работе был обобщен материал по использованию нетарифных инструментов во внешнеторговой политике РФ. [1]
ГЛАВА 1. ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Понятие тарифного регулирования ВЭД
Вот уже сотни лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т. д.), так и ограничения на количественные или стоимостные объемы поступающего в страну товара (квотирование, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.).
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.
Наиболее распространенными средствами внешнеторговой политики служат таможенные тарифы, целями использования которых наряду с ограничениями свободы торговли являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков и защита национальных (отечественных) производителей.
Тарифное регулирование внешней торговли РФ осуществляется на основе законов "О таможенном тарифе", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", воплощающих универсальные международные принципы тарифного протекционизма и опыт российских реформ. Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли.
Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
3) защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
4) обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.
В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.
Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.
Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль Министерства экономического развития и торговли и таможенных органов трудно переоценить. Таможенное и налоговое ведомства должны найти золотую середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль не работоспособна совсем, максимально форсировать объем ввоза данного товара. Но при этом нельзя забывать, что есть товары стратегического значения - продовольствие, лекарства и т.д. Так можно привести пример, когда возникла проблема с сывороткой от туберкулеза. Наши предприятия стали закрываться, а сыворотка закупалась во Франции. И когда у нас осталось только одно производство, французские производители в несколько раз подняли цену. Хорошо, что это последнее предприятие смогли восстановить. Еще одна проблема: таможенные органы должны увязывать свою позицию с МВФ, который требует максимальной либерализации внешней торговли. МВФ настаивает, чтобы мы отказались от комбинированных ставок, считая это определенным ограничением. Так что Россия меж двух огней: с одной стороны, необходимо обеспечивать сбор платежей с максимальной полнотой, с другой - учитывать требования МВФ, поэтому при любом изменении таможенного тарифа должны приниматься сбалансированные решения.
Таможенные тарифы и пошлины, действующие в их рамках, являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. Таможенный тариф может определяться как:
Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле