Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать различные виды тарифных и нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1) изучить особенности применения тарифных и нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2) разработать классификацию форм и разновидностей тарифных и нетарифных ограничений;
3) определить эффективность применения тарифных и нетарифных ограничений;
4) проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5) рассмотреть эффективность использования тарифных и нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6) выявить перспективные направления использования тарифных и нетарифных инструментов в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
ГЛАВА 1. ТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие тарифного регулирования ВЭД…………………………….5
1.2Таможенные пошлины: функции и классификация………………...10
1.3 Таможенные режимы и виды таможенного обложения…………...18
1.4 Таможенные тарифы, их виды и принципы формирования……….39
ГЛАВА 2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ……………………………………………………………………….43
2.1 Нетарифные ограничения: понятие и сущность…………………….43
2.2 Классификация нетарифных ограничений…………………………..45
2.3 Эффективность использования нетарифных ограничений………...61
ГЛАВА 3. ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РФ………...63
3.1 Особенности и задачи тарифного регулирования в РФ…………….63
3.2 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ………………………………………………………………………74
3.2.1 Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..78
3.2.2 Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………..80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..92

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика курсовик.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

В настоящее время в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств- участников СНГ, кроме стран-членов Таможенного союза. Особо следует отметить, что данное решение было вызвано, в первую очередь необходимостью защиты отечественной сахарной промышленности.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.[25]

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1)              Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей;

2)              Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства;

3) Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции;

4)              Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации;

5) Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию и структуры налогов в целом.

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путем изменения таможенно-тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике.

Учитывая, что практически не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей» на изменение тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль ФТС России и таможенных органов трудно переоценить.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.[26]

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что в настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном сочетании с защитной функцией, считаем целесообразным определение следующих приоритетов таможенно - тарифной политики:

1. Обеспечение баланса умеренных протекционистских мер, стимулирующих вовлечение российских предпринимателей в международную кооперацию, и мер, способствующих добросовестной конкуренции отечественных и иностранных предпринимателей. В связи с этим на определенный период времени - частичный отказ от протекционистских целей, обеспечиваемых сверхвысокими ставками таможенных пошлин, стимулирующих ввоз и обеспечивающих более высокие поступления денежных средств в бюджет (например, через механизм установления сезонных пошлин);

2.   Переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего возможность ввоза части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством;

3.   Увязка вопроса снижения ряда ставок пошлин на отдельные товары с процессом получения торгово-политических уступок при ведении переговоров по вступлению России в ВТО;

4.   Использование «смягчения» тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности;

5.   Обеспечение целевого использования дополнительно полученных сумм таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от роста объема импорта и внутренних налогов от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки отечественных производителей.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Продолжается работа по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля товаров китайского происхождения. В рамках контроля за доставкой товаров, ввозимых из Китая в РФ транзитом по территории Казахстана, установлено взаимодействие с Представительством службы РФ при таможенной службе Республики Казахстан. В целях координации совместных действий согласована и утверждена Временная технологическая схема по данному вопросу.[27]

 

 

3.2 Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ

 

              В Российской Федерации современный порядок регулирования внешнеэкономической деятельности установлен Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Переговоры с ВТО оказали влияние на систему нетарифных мер в России и необходимость ее приведения в соответствие с международными соглашениями. А для России это значит ослабление административных мер воздействия на внешнюю торговлю. Например, если ранее действовавший Федеральный закон от 13.10.1995 №157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" позволял Правительству РФ вводить количественные ограничения экспорта и импорта в отношении любых товаров, то в соответствии с Законом № 164 – ФЗ от 08.12.2003 Правительство РФ может устанавливать количественные ограничения только в исключительных случаях и только в отношении ограниченной группы товаров.

В настоящее время система нетарифных ограничений в РФ претерпела структурные изменения. Если раньше (90-е года) основными нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и лицензирование экспортных поставок в отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль; то сейчас появился ряд мер, связанных с защитой внутреннего рынка (тарифные квоты, эмбарго) и отечественных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры).

На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.

Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства Российской Федерации были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:

1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;

2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;

4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;

5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.

В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В настоящее время контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются Правительством РФ на драгоценные металлы и алмазы. Квоты на драгметаллы позволяют использовать определенную их часть для производства ювелирных изделий на экспорт. Одновременно экспорт сырья цветных металлов с содержанием драгметаллов разрешается при условии, если полученная валютная выручка, оставшаяся после обязательной продажи части ее государству, будет направлена на поддержание производства, реконструкцию и технологическое переоснащение.

Импортные квоты в России действуют в целях защиты  внутреннего рынка и часто устанавливаются после отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной продукции или проведенных антидемпинговых расследований, в частности в отношении импорта из Украины стальных труб большого диаметра (2002 г.). Результатом другого антидемпингового расследовании стало введение с начала 2003 г. Квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три года. Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 €/кг). В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее время установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке.

Информация о работе Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле