Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:48, реферат
Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второй
половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны
(СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны
предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет
активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций,
углубления интеграционных экономических процессов
Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16
как начальные собственные
раз больше. По существу, вся инфраструктура свободных экономических зон КНР
была создана за счет
При многочисленных примерах успешного функционирования свободных
экономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. Так,
создание в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного
рода свободных экономических зон не только не увенчалось успехом, но многие
из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки
их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач
в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические,
организационные.
Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в
стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К
экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно
усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об
инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая организованность управления
свободными экономическими зонами, наличие многочисленных малооправданных
процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и
"реклама преимуществ специальной зоны — все это также заметно отражается на
ее судьбе. К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные
экономические зоны не только не дают пока заметного эффекта для народного
хозяйства, но и их собственное раз-питие оставляет желать лучшего,
относится и Россия.
Рассмотрим некоторые
экономических
зон в России.
4. Свободные экономические зоны
в России
Мировой опыт успешного
середине
90-х годов привлек
результате чего была поставлена задача за 2—3 года создать широкую сеть
такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50
свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как
чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к
рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей
экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в
ненормальной стране".
Первые попытки по пропаганде
и созданию свободных
предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания
СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция
развития свободных экономических зон на территории СССР.
По форме СЭЗ должны были представлять зоны свободного
предпринимательства,
компактно расположенные в
техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный
капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято
постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и
Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении
свободных экономических зон были изложены в "Основах законодательства об
иностранных инвестициях в СССР".
К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом
региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной
самостоятельности свободных экономических зон и ратовали за огромные
территории, отводимые для размещения зон. В середине 1990-х гг. Верховный
Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По
каждой СЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение,
закрепляющее ее хозяйственно-
Процесс образования
характеризовался следующими
• отсутствием четкого
понимания реальных целей,
задач СЭЗ;
• огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально
созданных "свободных зон"
приходилось более одной трети
территории России;
• массовой раздачей льгот и привилегий зонам лоббированием их
интересов в Правительстве РФ;
• стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в
РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим
зонам, заметно упорядочил
экономические зоны создаются
с целью привлечения
передовой зарубежной тех-кики, технологии и управленческого опыта,
развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах
устанавливается льготный
инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок
регистрации предприятии с
с вкладом иностранных
непосредственно в СЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50%
установленных на территории Российской федерации для иностранных
инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими
природными ресурсами;
до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок — до 50 лет); понижение
таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения
границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового;
наличие права
для предприятий, полностью
для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%.
Валютная выручка предприятий
от экспорта собственной
оставляется в их распоряжении.
Коренные экономические
хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского
правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России.
Новыми
законами, регулирующими внутри- и
внешнеэкономические отношения,
предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И
хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные
финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало
беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ
Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения
администрации действующих зон о неизменности зональной политики
способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в
развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.
В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих
огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась
концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и
зон экспортного производства. В основу отбора зон был полажен принцип
сочетания
выгодного географического
на их инфраструктурное обустройство.
Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных
экономических зон путем
высказываниях официальных лиц
появились мнения о малой
в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном
режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения
подкреплялись следующими
• опасениями, что будет образовано
слишком большое число
• свободные экономические
по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других
негативных явлений;
• уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их
чрезмерной
самостоятельностью и формированием
новых региональных элит.
Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания