Свободные экономические зоны: виды и цели создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второй
половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны
(СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны
предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет
активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций,
углубления интеграционных экономических процессов

Содержание

Сущность свободных экономических зон………………………………………3

Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4

А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4

Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5

В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5

Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5

Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6

Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7

Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8

А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8

Б)Административные льготы………………………………………………………..8

В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8

Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8

Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11

Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Работа содержит 1 файл

Свободные экономические зоны.docx

— 68.45 Кб (Скачать)

  как начальные собственные инвестиции  превышали 22 млрд. долл.,  что   в  5,5

  раз больше. По существу, вся инфраструктура  свободных экономических зон  КНР

  была создана за счет централизованных  государственных средств.

    При  многочисленных  примерах   успешного   функционирования   свободных

экономических зон имеют место и  неудачные  попытки  их  организации.  Так,

создание  в Шри Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного

рода  свободных экономических зон  не только не увенчалось успехом, но многие

из  них вообще перестали функционировать. Позднее были  предприняты  попытки

их  реанимации, в той или иной степени  успешные. К основным причинам  неудач

в работе СЭЗ в этих  странах  можно  отнести  политические,  экономические,

организационные.

    Политические  причины  связаны   с  общеполитической  нестабильностью   в

стране,  гражданскими   волнениями,    вплоть   до   военных   действий.   К

экономическим   причинам,    прежде   всего,   следует   отнести   чрезмерно

усложненное, запутанное,  с  точки  зрения  инвестора,  законодательство  об

инвестиционном  режиме в зоне.  Бюрократическая  организованность  управления

свободными  экономическими  зонами,  наличие  многочисленных  малооправданных

процедур  для регистрации иностранного инвестора  в зоне, плохая пропаганда  и

"реклама  преимуществ специальной зоны  — все это также заметно  отражается  на

ее  судьбе.  К  сожалению,  к  числу  стран  и   регионов,   где   свободные

экономические зоны не только не дают пока заметного  эффекта  для  народного

хозяйства,  но  и  их  собственное  раз-питие  оставляет   желать   лучшего,

относится и Россия.

   Рассмотрим некоторые особенности  создания и  функционирования  свободных

экономических зон в России. 
 

                  4. Свободные экономические зоны  в России 

   Мировой опыт успешного функционирования  свободных  экономических   зон  в

середине 90-х годов привлек пристальное  внимание российских реформаторов,  в

результате  чего была поставлена задача за  2—3  года  создать  широкую  сеть

такого  рода зон. Предполагалось создание в  различных  регионах  СССР  до  50

свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую  рассматривались  как

чудодейственное средство по переходу от командной,  дефицитной  экономики  к

рыночно-ориентированной.  По  представлениям   российских   предпринимателей

экономическая зона должна выглядеть  как  "заповедник  нормального  рынка  в

ненормальной  стране".

   Первые попытки по пропаганде  и созданию свободных экономических  зон  были

предприняты в середине 80-х годов. Так, в 1986 г. зародилась  идея  создания

СЭЗ "Находка".  К  концу  80-х  годов  появилась  государственная  концепция

развития  свободных экономических зон  на территории СССР.

   По   форме    СЭЗ    должны    были    представлять    зоны    свободного

предпринимательства, компактно расположенные в районах  с  развитым  научно-

техническим потенциалом.  Важной  их  задачей  было  привлекать  иностранный

капитал и технологии. Правительством СССР в декабре  1989  г.  было  принято

постановление о создании свободных экономических  зон  в  городах  Находка  и

Выборг.  Через  полгода  краткие  положения  общего  характера  в  отношении

свободных экономических зон были изложены  в  "Основах  законодательства  об

иностранных инвестициях в СССР".

    К началу 90-х годов государственная   концепция  СЭЗ  дополняется   рядом

  региональных  инициатив.  Эти   инициативы  делали  акцент  на  значительной

  самостоятельности  свободных   экономических  зон  и   ратовали  за  огромные

  территории, отводимые для размещения  зон. В середине 1990-х  гг.  Верховный

  Совет РСФСР принял решение  о создании 13 свободных  экономических   зон.  По

  каждой  СЭЗ  Совет   Министров   РСФСР   утверждал   отдельное   положение,

  закрепляющее ее хозяйственно-правовой  статус.

  Процесс  образования  свободных   экономических  зон   начале   90-х   годов

  характеризовался следующими чертами

      •  отсутствием  четкого   понимания   реальных   целей,   задач   СЭЗ; 

      •  огромностью  отводимых   территорий  для  СЭЗ:  на  долю  формально

  созданных "свободных зон"  приходилось более одной трети  территории России; 

      • массовой  раздачей  льгот   и  привилегий  зонам   лоббированием   их

  интересов в Правительстве РФ;

      • стремлением местных властей  к суверенитету через создание  СЭЗ.

  Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных   инвестициях  в

  РСФСР", в котором  целая   глава  была  посвящена  свободным   экономическим

  зонам, заметно упорядочил процесс  их образования. По этому закон  свободные

  экономические зоны создаются  с целью  привлечения  иностранного  капитала,

  передовой  зарубежной  тех-кики,  технологии  и   управленческого   опыта,

  развития  экспортного  потенциала.   В   свободных   экономических   зонах

  устанавливается льготный режим  хозяйственной деятельности для   иностранных

  инвестиций  и  предприятий   с  иностранным  участием:  упрощенный  порядок

  регистрации предприятии с иностранными  инвестициями. Так, для  предприятий

  с вкладом иностранных инвесторов  до 75 млн. руб. регистрация   производится

  непосредственно  в  СЭЗ;  налогообложение  по  льготным  ставкам:  до  50%

  установленных  на  территории   Российской   федерации   для   иностранных

  инвесторов;  понижение  ставки  платы  за  пользование  землей  и  другими

  природными ресурсами; предоставление  права на долгосрочную аренду  (сроком

  до 70 лет) с правом субаренды  (вне СЭЗ этот срок — до 50  лет);  понижение

  таможенных пошлин на ввоз, вывоз  товаров; упрощенный  порядок   пересечения

  границ, въезда и выезда иностранных   граждан,  в  том  числе   безвизового;

  наличие права безлицензионного  экспорта и импорта, предусмотренное  законом

  для предприятий, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам,  а   также

  для совместных предприятий   с  долей  иностранных   инвестиций  более  30%.

  Валютная выручка предприятий  от экспорта собственной  продукции   полностью

  оставляется в их распоряжении.

    Коренные экономические реформы,  начатые в 1992 г., и либерализация   всей

хозяйственной  жизни  в  стране  заметно  изменили  отношение   российского

правительства к проблеме организации свободных  экономических зон в  России.

Новыми  законами, регулирующими внутри- и  внешнеэкономические отношения,  не

предусматривался  какой-либо особый статус свободных  экономических  зон.  И

хотя  правительственные положения о  них никто  не  отменял,  государственные

финансово-налоговые  службы посчитали их утратившими  силу. Все  это  вызвало

беспокойство  у  иностранных  инвесторов.  Принятый  в  июне  1992  г.  Указ

Президента  РФ  о  свободных  экономических  зонах,   а   также   заверения

администрации   действующих   зон   о   неизменности   зональной   политики

способствовали  определенной  стабилизации  обстановки.  Однако  в  целом  в

развитии  СЭЗ в стране явно стал ощущаться  застой.

    В Правительстве РФ возобладал  подход  к  ликвидации  зон,  охватывающих

огромные  территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен  предлагалась

концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и

зон экспортного производства. В  основу  отбора  зон  был  полажен  принцип

сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации  затрат

на  их инфраструктурное обустройство.

    Стала   заметной   тенденция   закрытия   ранее   созданных   свободных

  экономических зон путем урезания  и лишения их ряда  привилегий.  В  печати,

  высказываниях официальных лиц  появились мнения о малой перспективности   СЭЗ

  в России, о необходимости   развития  всей  экономики   в  льготном  рыночном

  режиме,  а  не  каких-то  ее  отдельных  частей.  Подобные   точки   зрения

  подкреплялись следующими аргументами:

     • опасениями, что будет образовано  слишком большое число различных  СЭЗ; 

     • свободные экономические зоны  — это "черные дыры" российской  экономики

по  утечке ресурсов страны, концентрации  криминогенных  элементов  и  других

негативных  явлений;

     • уменьшением управляемости  СЭЗ  со  стороны  центральных   властей,  их

чрезмерной  самостоятельностью  и  формированием  новых  региональных  элит. 

Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания