Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:48, реферат
Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второй
половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны
(СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны
предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет
активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций,
углубления интеграционных экономических процессов
Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16
свободных экономических зон и соответственно требует адекватного
реагирования на эти изменения.
Социально-экономические
"Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное
число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили,
внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих
стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах
является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний
рынок.
Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах,
имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в
этих странах получили, во-первых, экспортно-производственнье зоны. Как было
сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон
определяется рядом экономических причин и прежде всего: потребностью
развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт,
привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии,
современной технической информации.
Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭ3 развивающихся стран
становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.
Это связано
c усилением международной конкуренции между зонами и Соответственно
попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими
подобными свободными экономическими зонами.
В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон
происходит торгово-
развитие. Современная научно-
такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли
производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Среди развивающихся стран
свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий,
объединенных специальными
к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных
километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных
экономических зон —"Шэнь-
многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в
стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития
(более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий —
технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития
"Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий,
определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе
крупным центром
способствовать превращению
Азиатско-Тихоокеанского
Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью
проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским
руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское
руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта
функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался
опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных
экономических зон было предложено несколько вариантов режима их
функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках
структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение
иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии
производства. Специальные экономичен кие зоны стали играть связующую
(буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику "открытых
дверей".
С начала 90-х годов в портовых
городах, специальных
КНР начинают возникать свободные таможенные территории — зоны свободной
(беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждают
китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми,
которые существуют в других странах. По свидетельству китайского
руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных
направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000
года.
Практика функционирования
районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные
успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты
относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста,
большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное
повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня
жизни населения.
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами
целей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованию
рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности.
Переход "все разом" к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым,
чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика
китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в
том, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы
по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства,
привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В
свободных
экономических зонах Китая
указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке
будет жить практически весь Китай.
Заметная роль свободных экономических зон в социально-экономическом
развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли
производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении
деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не
менее, не является достаточным основанием рассматривать их как
универсальный способ модернизации экономики. Степень влияния свободных
экономических зон на остальную территорию многих развивающихся стран
является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для
промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной
задачи распространения такого влияния. Организация свободных экономических
зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении
предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании
внимания на, развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя
функционирование свободных экономических зон в развивающихся странах не
является панацеей по решению их многообразных социально-экономических
проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран.
Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-
экономического, научно-технического и социального роста. Кроме того, в них
отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути
интеграции в мировую экономику.
Образование свободных
странах, сопряжено со значительным капиталовложениями и последующими
существенными усилиями
централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По
обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам,
собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные
экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных
инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четыре свободные
экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время
Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания