Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:48, реферат
Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второй
половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны
(СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны
предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет
активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций,
углубления интеграционных экономических процессов
Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16
остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер
налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный
режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных
ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала;
отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,
экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода
состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении
дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании
дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом
способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес
деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой
(доверительной)
деятельности, во всех видах экспортно-
консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере
оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн.
вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется
несколько тысяч новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорной
деятельности.
Деятельность оффшорных зон
Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся
во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязных
денег" и разного рода банковских афер
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по
сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории
отдельных административных образований.
Комплексные свободные
в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство
сформировались
на
базе зон с экспортно-
представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие
комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в
больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства
и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое:
преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающего
производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
К комплексным СЭЗ можно
"открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию
"Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства,
создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных
свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной
экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на
стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет,
его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны
предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В
свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные
промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей
силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы
для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут
пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие
границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и
сопредельные
районы.
[pic]
Рис. 1. Зона международного
пунктиром)
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном
уровне привела к появлению так называемых "еврорегионов" как формы
организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет
собой добровольное объединение пограничных областей различных государства
прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации
внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны,
осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области
полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных
связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия.
Венгрия, а, также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы
еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой
приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное
образование или использование приграничных свободных экономических зон с
сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с
Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может
способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных
совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и
производственных
мощностей обеих сторон, прежде всего
российской.
3. Особенности инвестиционного
Общей характерной чертой
является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя
таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с
общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.
Конкретные льготы и стимулы
имеют некоторые
они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого
таможенно-тарифного режима (снижение
или отмену экспортно-
и упрощенного порядка
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым
стимулированием конкретных видов деятельности или поведения
предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль,
стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные
отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы
постоянного или временного
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они
предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения
арендной платы за пользование земельными участками и производственными
помещениями, льготных
4. Административные льготы
упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда
иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются
в самых различных
предоставляемые свободным
стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в
этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая
стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры,
квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.
Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают
предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования
СЭЗ позволяет
выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.
Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах
свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее
планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управления
зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая
революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в
Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания