Свободные экономические зоны: виды и цели создания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Неотъемлемой частью международных экономических в отношении второй
половины XX века становятся свободными (специальные) экономические зоны
(СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны
предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет
активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций,
углубления интеграционных экономических процессов

Содержание

Сущность свободных экономических зон………………………………………3

Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4

А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4

Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5

В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5

Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5

Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6

Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7

Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8

А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8

Б)Административные льготы………………………………………………………..8

В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8

Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8

Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11

Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Работа содержит 1 файл

Свободные экономические зоны.docx

— 68.45 Кб (Скачать)

остров  Мэн и др.). В Швейцарии, например,  установлен  более  низкий  размер

налога, который может и не взиматься  при  определенных  условиях.  Льготный

режим  в   оффшорных   зонах   определяется   также   отсутствием   валютных

ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного  капитала;

отсутствием  таможенных  пошлин  и  сборов   для   иностранного   инвестора,

экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные  зоны,  выгода

состоит  в  привлечении  дополнительных  иностранных  капиталов,   получении

дохода  от пребывания  зарегистрированной  компании  в  этой  зоне,  создании

дополнительных  рабочих  мест  для  местных  специалистов,   что   в   целом

способствует  развитию национальной экономики.

   Оффшорный бизнес концентрируется,  как правило, в  банковском,  страховом,

деле,  морском  судоходстве,  операциях   с   недвижимостью,   в   трастовой

(доверительной)  деятельности, во всех видах экспортно-импортных  операций,  в

консалтинге.  По  некоторым  оценкам,  капитал,  задействованный   в   сфере

оффшорного  бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем  участвуют почти  2  млн.

вкладчиков (юридических и  физических  лиц),  и  каждый  год  регистрируется

несколько   тысяч   новых,   компаний,   увеличивающих   объемы    оффшорной

деятельности.

   Деятельность оффшорных зон оценивается  специалистами весьма неоднозначно.

Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие  сходятся

во  мнении, что оффшорные центры зачастую  являются  местом  отмыва  "грязных

денег" и разного рода банковских афер

   Комплексные зоны образуются  путем  установления  особого,  льготного  по

сравнению  с  общим,  режима  хозяйственной   деятельности   на   территории

отдельных административных образований.

   Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно  недавно,

в начале 80-х годов. Некоторые из них  были созданы  с  нуля,  а  большинство

сформировались

на  базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей!  промышленностью  и

представляют  собой  новую,  более   высокую   ступень   развития.   Отличие

комплексных  свободных  экономических  зон  от  других  форм  заключается  в

больших пространственных масштабах, более  высокой концентрации  производства

и более широком поле  деятельности.  Их  функции  составляют  единое  целое:

преимущественное   развитие   международной   торговли   экспортозамещающего

производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

   К комплексным СЭЗ можно отнести  пять специальных экономических  зон Китая,

"открытые  районы"  КНР,  а  также   бразильскую  зону  "Манаус",  территорию

"Огненная  Земля"  в   Аргентине,   зоны   свободного   предпринимательства,

создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

   В  90-е  годы  активизируются  процессы  по  формированию  международных

свободных экономических зон. Так, подготовлен  проект  создания  специальной

экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна  быть  создана на

стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20  лет,

его стоимость на первом этапе — 90-— 110  млрд.  долл.  Создание  этой  зоны

предполагает  участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.  В

свободной экономической зоне будет  построен  крупный  порт,  многочисленные

промышленные  предприятия с  использованием  китайской  и  корейской  рабочей

силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия  сырье  и  материалы

для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в  СЭЗ,  будут

пользоваться  рядом льгот. Предусматривается, что  зона  будет  иметь  гибкие

границы, к  участию  в  совместном  освоении  смогут  подключиться  также  и

сопредельные  районы. 

         [pic]

   Рис. 1. Зона международного сотрудничества  Туманган (обозначена

пунктиром) 

    Отработка деловых контактов  не на межгосударственном, а на  региональном

уровне  привела  к  появлению  так  называемых  "еврорегионов"  как   формы

организации внешнеэкономического  взаимодействия.  Еврорегион  представляет

собой добровольное объединение пограничных  областей  различных  государства

прежде   всего   в   хозяйственной   сфере,    с    целью    интенсификации

внешнеэкономических связей друг с  другом.  Высшие  органы  каждой  страны,

осуществляющей  свою деятельность в еврорегионе, делегируют  данной  области

полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных

связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия.

Венгрия, а, также  Украина  и  Беларусь.  К  середине  90-х  годов  созданы

еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"

    В 1994 г. подписано соглашение  о создании  российско-китайской   торговой

приграничной  зоны  в  районе  китайского   города   Суйфэнхэ.   Совместное

образование или использование приграничных свободных  экономических  зон  с

сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с

Китаем,   Финляндией,   Норвегией,   в   Калининградской   области,   может

способствовать   развитию   приграничной   торговли,   реализации   крупных

совместных  проектов  на   основе   использования   сырьевых   ресурсов   и

производственных  мощностей обеих сторон, прежде всего  российской. 
 

          3. Особенности инвестиционного климата  свободных экономических зон 

   Общей характерной чертой различных   видов  свободных  экономических   зон

является  наличие благоприятного инвестиционного  климата, включающего в  себя

таможенные, финансовые, налоговые  льготы  и  преимущества  по  сравнению  с

общим режимом для предпринимателей, существующим  в  той  или  иной  стране.

Конкретные  льготы и стимулы

  имеют некоторые количественные  отличия по зонам разных стран,  по  существу

они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

    1.  Внешнеторговые  льготы.  Они   предусматривают   введение   особого

  таможенно-тарифного режима (снижение  или отмену экспортно-импортных  пошлин)

  и упрощенного порядка осуществления  внешнеторговых операций.

    2.   Налоговые   льготы   содержат   нормы,   связанные   с   налоговым

  стимулированием    конкретных    видов    деятельности    или     поведения

  предпринимателей. Эти льготы могут   затрагивать  налоговую  базу  (прибыль,

  стоимость имущества и т. д.), отдельные  ее  составляющие  (амортизационные

  отчисления,  издержки  на  зарплату,  научно-исследовательские  и   опытно-

  конструкторские  работы,  транспорт),  уровень  налоговых  ставок,  вопросы

  постоянного или временного освобождения  от налогообложения.

    3.  Финансовые  льготы   включают   различные   формы   субсидий.   Они

  предоставляются в виде более  низких цен на  коммунальные  услуги,  снижения

  арендной платы за  пользование   земельными  участками  и   производственными

  помещениями, льготных кредитов  и др.

     4. Административные льготы предоставляются  администрацией зоны с  целью

  упрощения  процедур  регистрации   предприятий   и   режима   въезда-выезда

  иностранных граждан, а также  оказания различных услуг.

     Названные льготы применяются  в  самых  различных  комбинациях.  Льготы,

  предоставляемые свободным экономическим  зонам, не всегда являются  главным

  стимулом для притока в страну  иностранного капитала. Более существенными  в

  этом  отношении  могут   оказаться   такие   факторы,   как   политическая

  стабильность,   инвестиционные    гарантии,    качество    инфраструктуры,

  квалификация рабочей  силы,  упрощение  административных  процедур  и  др.

  Вместе  с  тем  при   таких  равных  условиях  на  первый  план   выступают

  предоставляемые зоной льготы.

    Мировой опыт  функционирования  СЭЗ  позволяет  сформулировать  основные

выводы  об  их  достижениях,  общих   чертах   и   особенностях   развития.

Функционирование  свободных экономических зон  в промышленно развитых странах

свидетельствует, что в основе их успеха лежит,  с  одной  стороны,  хорошее

планирование  начальных стадий их развития, ас другой — гибкость  управления

зонами.  Изменяющаяся  ситуация  в  мировом  хозяйстве  (научно-техническая

революция,  конкуренция  между  международными  корпорациями,  изменения  в

Информация о работе Свободные экономические зоны: виды и цели создания