Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Общие понятия 4
1.1 Понятие свободных экономических зон, цели их создания 4
1.2 Классификация СЭЗ 8
2. Особенности функционирования СЭЗ в РБ 14
2.1 Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Механизм создания и функционирования свободных экономических зон
в Республике Беларусь 18
3. Современное состояние свободных экономических зон в Республике
Беларусь: проблемы и перспективы 22
Заключение 33
Список использованных источников……………………

Работа содержит 1 файл

Моя работа.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

     Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают: тара пластмассовая (9,3% в общем объеме экспорта резидентов СЭЗ), мебель и части к ней (6,1%), провода изолированные и кабели (5,4%), волокна синтетические (4,8%), рыбные консервы (4,8%), прутки и профили алюминиевые (3,5%), чулочно-носочные изделия (3,4%), полиацетали и полиэфиры простые (3,4%), свинина (3,2%).

     Импорт  в I полугодии 2011 г. резидентами СЭЗ  составил 1001,8 млн. долларов, или на 50% больше, чем за I полугодие 2010 г. Импорт товаров из стран вне СНГ составил 759,9 млн. долларов (75,9% общего объема).

     В товарной структуре импорта преобладают: пластмассы и изделия из них (15,1% в общем объеме импорта резидентов СЭЗ), технологическое оборудование (14,9%), черные металлы и изделия из них (8,9%), алюминий и изделия из него (6,4%), спирты ациклические (5,6%), рыба и морепродукты (5,5%), кислоты поликарбоновые (4,7%), проволока медная (3,9%).

     В I полугодии 2011 г. объем производства резидентами СЭЗ промышленной продукции, работ, услуг в фактических ценах по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличился на 64,6%, в том числе по СЭЗ "Минск" – на 91,2%, СЭЗ "Могилев" – на 58,9%, СЭЗ "Гродноинвест" – на 62,3%, СЭЗ "Брест" – на 58,3%, СЭЗ "Витебск" – на 54,3%, СЭЗ "Гомель-Ратон" – на 41,8%.

     Выручка резидентов СЭЗ в I полугодии 2011 г. составила 7 155,2 млрд. рублей и по сравнению  с I полугодием 2010 г. выросла на 63%. Выручка  от реализации продукции, работ, услуг  собственного производства, на которую распространяются особенности налогообложения в свободных экономических зонах, составила 4 183,9 млрд. рублей, или 155,4% к уровню I полугодия 2010 г., из которой 67,5% получено от реализации продукции, работ, услуг за пределы Республики Беларусь, 30,2% – от реализации продукции, включенной в перечень импортозамещающих товаров.

     Сумма уплаченных резидентами СЭЗ налогов  в бюджет и внебюджетные фонды  увеличилась на 42,7% и составила 499,4 млрд. рублей.

     По-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ – 19,4%, в том числе СЭЗ "Брест" – 26,9%, СЭЗ "Минск" – 24,7%, СЭЗ "Гомель-Ратон" – 16,7%, СЭЗ "Гродноинвест" – 16,3%, СЭЗ "Витебск" – 12,8%, СЭЗ "Могилев" – 3,3%.

     На 1 июля 2011 г. в качестве резидентов СЭЗ  зарегистрированы 328 организаций. Из них действующими являются 320 организаций, или 97,6% от числа зарегистрированных.

     Большая часть резидентов СЭЗ (86,6%) занята в  обрабатывающей промышленности. В этой сфере осуществляли деятельность 278 резидентов СЭЗ, из них 41 производил готовые  металлические изделия, 39 – резиновые и пластмассовые изделия, 30 – машины и оборудование, 27 – электро-оборудование, электронное и оптическое оборудование, 20 – пищевые продукты. Кроме того, в I полугодии 2011 г. 12 резидентов СЭЗ занимались транспортной деятельностью, по 11 резидентов – торговлей и операциями с недвижимым имуществом. [www.reporter.by]

     Вывод: можно проанализировать итоги деятельности СЭЗ Беларуси и определить, насколько зоны сумели реализовать поставленные некогда цели. Здесь можно уже говорить не только о достигнутых объемах привлеченных инвестиций и поставленной продукции на экспорт, но и определить и некоторые отрицательные моменты в итогах деятельности СЭЗ.

     Зоны  не сумели стать инструментом привлечения  инвестиций и прогрессивных технологий в страну. Доля инвестиций в основной капитал, привлеченных резидентами СЭЗ, от общего объема инвестиций по экономике колеблется в пределах 1,5-2 % (в ряде стран этот показатель на порядок больше).

     Естественное  желание максимизации прибыли за счет легальной минимизации налогообложения у субъектов хозяйствования противоречит основам финансовой политики государства. Это усугубляется тем, что положительный эффект от внешней торговли государства и субъектов хозяйствования преобразуется в отрицательный из-за налоговых потерь, а также различного рода льгот, получаемых нерезидентами оффшорных зон, которые размещают свои инвестиции в данной стране, и особенно от оттока капиталов. Год за годом международный платежный баланс обнаруживает дефицит в десятки миллионов долларов США. Это означает, что отток денег все же регистрируется, но, с точки зрения статистики, никогда и ниоткуда не пребывает, потому что многие банки в оффшорных центрах даже не публикуют статистические данные.

     Характеризуя  нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в Беларуси, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.

     Организация свободных экономических зон  в Республике Беларусь должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Свободные экономические зоны, используемые во всем мире для экономического оздоровления определенной территории, имеют положительный  эффект для национальной экономики, являясь плацдармом для привлечения иностранных инвестиций.

     Процесс создания СЭЗ – процесс, требующий  тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

     Республика  Беларусь имеет небогатый опыт создания и обеспечения функционирования СЭЗ. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в стране ухудшает общее, положение, значимость и полезность СЭЗ для  белорусской экономики.

     Посредством создания СЭЗ правительства пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются условия, именно эти и являются особенностями функционирования СЭЗ. В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания и опыт деятельности СЭЗ некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:

     - создание СЭЗ направлено, в первую  очередь, на привлечение инвестиций;

     - на территории СЭЗ действует  целая система льгот, как временных, так и постоянных;

     - административные льготы значительно  ускоряют и облегчают процесс  регистрации, и соответственно, начало  производственной деятельности  и др.

     В работе также было рассмотрено и  современное состояние СЭЗ Республики Беларусь, итоги их функционирования и тенденции развития. Наряду с увеличением экспорта продукции и сумм привлеченных инвестиций, существуют и проблемы функционирования СЭЗ – например, нестабильность налогового законодательства, недостаточно развитая программа развития СЭЗ и др.

     На  белорусском рынке существует множество  свободных ниш, во многих сферах практически  отсутствует конкуренция, страна обладает большим потенциалом высококвалифицированной рабочей силы, и при правильной организации деятельности СЭЗ, при изменении отношения к ним, при пересмотрении законодательной и налоговой базы, инвесторы получат все гарантии, и тогда капитал зарубежных инвесторов действительно «хлынет» в нашу экономику. 

     Список  использованной литературы

1. www.news.date.bs

2. www.president.gov.by

3. www.reporter.by

4.  Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь.

5. Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» //.1998.

№ 51(С  изменениями и дополнениями от 24 июля 2002г.; 29 июня 2006г.) // Ведомости Национального собрания РБ. 1999г., №1 Ст.2; Национальный реестр

правовых  актов РБ. 2002. №87. 2/883; 2006. №107.2/1235.

6. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства:

Учеб. пособие. - Мн.: “ФУАинформ”, 2000

7. Каменков  В. С. О применении норм законодательства, касающихся деятельности свободных  экономических зон (разъяснение  от 05.01.2001 г. №3-24/11) // Вестник Высшего  хозяйственного суда Республики  Беларусь. 2000. –

№ 1.-С.24-26.

8. Закон  Республики Беларусь “О свободных  экономических зонах”

от 07.12.1998 г. № 213-З.

9.  Указ  Президента Республики Беларусь  от 20.03.1996 г. № 114 “О свободных

экономических зонах на территории Республики Беларусь”.

10.

 Указ  Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 “О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории

Республики  Беларусь”.

11. Сайт  СЭЗ «Брест» http://fez.brest.by

12. Сайт  СЭЗ «Витебск» http://fez-vitebsk.com

13. Сайт  СЭЗ «Гродноинвест» http://grodnoinvest.com

14.Финансы  внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие / К.В Рудый. –

Мн.: Выш. шк., 2004.-348с.

15. Алексей  Анищенко. СЭЗ на местности Республики Беларусь

http://www.vlasovaandpartners.by/ru/pub7_sez.shtml

16. Т.Данько, З.Округ. Свободные экономические  зоны в мировом хозяйстве: Учеб.Пособие  //русская экономическая академия им. Г.В.Плеханова. М.:

Инфра-М, 1998

17. Макроэкономика / Под ред. Л.П. Зеньковой.- Минск: ИВЦ Минфина, 2007.-380с.  
 
 
 

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь