Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Общие понятия 4
1.1 Понятие свободных экономических зон, цели их создания 4
1.2 Классификация СЭЗ 8
2. Особенности функционирования СЭЗ в РБ 14
2.1 Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Механизм создания и функционирования свободных экономических зон
в Республике Беларусь 18
3. Современное состояние свободных экономических зон в Республике
Беларусь: проблемы и перспективы 22
Заключение 33
Список использованных источников……………………

Работа содержит 1 файл

Моя работа.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ" 

           

                      Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Свободные экономические зоны и особенности их функционирования  в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка

УЭФ, 2 курс, РЭП-2       ___________                      Т.И. Коломыцкая

                                           

Руководитель                      ___________              

                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

Содержание 

Введение 3

1. Общие понятия 4

   1.1 Понятие свободных экономических зон, цели их создания  4

   1.2 Классификация  СЭЗ 8

2. Особенности  функционирования СЭЗ в РБ 14

   2.1 Правовое  регулирование свободных экономических зон в Республике

   Беларусь…………………………………………………………………………..15

   2.2 Механизм создания и функционирования свободных экономических зон

   в Республике Беларусь 18

3. Современное  состояние свободных экономических  зон в Республике

Беларусь: проблемы и перспективы 22

Заключение 33

Список  использованных источников…………………………………………….. 34 
 

 

Введение

     Острая  необходимость во внутренних и внешних  капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций побудили к  поиску новейших устройств привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнимо новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что в особенности принципиально для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований.

     Опыт  экономического развития Республики Беларусь показывает, что стабильные внешнеэкономические  связи государства и национальных субъектов хозяйствования содействуют предотвращению и динамичному преодолению возникающих кризисных явлений в финансовой сфере.

     Сейчас  свободные экономические зоны играют важную роль в экспортной деятельности страны и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке, поэтому эти формирования требуют к себе более пристального внимания.

     Следует отметить, что создание и развитие свободных экономических зон  является одним из приоритетных направлений  государственной инвестиционной политики.

     Конкретно этим и определяется актуальность выбранной темы. Я решила более подробно рассмотреть сущность СЭЗ, историю их формирования и принципы функционирования их как за рубежом, так и в Республике Беларусь.

     Цель  моей работы – показать необходимость  и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие понятия

1.1 Понятие свободных экономических зон, цели их создания

     Важным  фактором развития в стране рыночных отношений и внешнеэкономической деятельности является привлечение инвестиций, вместе с которыми в страну приходит опыт, знания, благоприятствующие экономическому росту страны. Поэтому появление СЭЗ в мировом хозяйстве стало отражением новых тенденций и путей развития экономики, в том числе в области повышения конкурентоспособности страны и дополнительного привлечения  капитала.

     Свободная экономическая зона (СЭЗ) представляет собой обособленную часть территории страны, в которой создается особая система льгот и стимулов. Создание СЭЗ является элементом долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства и должно сочетаться с обеспечением властями открытости национальной экономики и укрепления внешнеэкономических связей.

     Большое значение в формировании СЭЗ сыграла  международная конвенция по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 года), которая направлена, с одной стороны, на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны – на то, чтобы ускорение и упрощение не привели к нивелированию интересов государства и общества в части взыскания пошлин и налогов, защиты внутреннего рынка и иных интересов государства и обще6ства, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи путем перехода на применение средств контроля на основе методов аудита и управления рисками. Именно поэтому Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Кроме того, Киотская конвенция является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.

     Данная  конвенция определяет общий порядок  создания, функционирования свободных зон, их ликвидации, основные положения по допуску товаров в свободную зону, по разрешенным операциям, по передаче права собственности, по уничтожению и товаров из свободной зоны и т.п.

     По  Киотской конвенции свободная зона - часть государственной территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю.

     Более конкретная формулировка приводится в  Большом Экономическом словаре: “СЭЗ – это ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового  режима и т.д.), что создает условия для промышленности и инвестирования иностранного капитала”.

     В Законе Республики Беларусь “О свободных  экономических зонах” приводится такое  понятие СЭЗ: “Свободная экономическая  зона – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности”.

     Цели  создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

     Со  сходной целью создавались свободные  экономические зоны и в ряде развивающихся  государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в  этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

     Помимо  названных целей и причин создание свободных экономических зон  увязывается с тремя основными  задачами:

  • стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
  • ростом занятости;
  • превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

     Создание  свободных экономических зон  рассматривается их учредителями как  важное звено в реализации принципов  открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

     В то же время образование свободной  экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью  открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

     Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

     - фискальные льготы, стимулирующие  развитие определенных видов  предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

     - финансовые льготы в виде установления  низких цен за пользование  землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных  государственных кредитов;

     - административные льготы обычно  предоставляются администрацией  СЭЗ с тем, чтобы упростить  режим процедур регистрации предприятий,  въезда и выезда иностранных  граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

     - внешнеторговые льготы. Они в  основном связаны с введением  упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

     Все указанные льготы, как показала мировая  практика, могут применяться в  самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.

     Эффективность функционирования свободной экономической  зоны зависит от наличия Комплекса  экономических, социальных и географических факторов. Среди них можно выделить: общеэкономическое развитие государства, взаимозависимость и взаимодополняемость экономического механизма функционирования СЭЗ с национальной конъюнктурой рынка, наличие в регионе или стране валютно-финансовых и бюджетно-налоговых условий для осуществления рыночной деятельности, степень развития институциональной инфраструктуры финансово-кредитной системы государства и др.

     Процесс формирования СЭЗ сопряжен с решением ряда задач, который должен иметь  экономическое обоснование затрат, необходимых для предпринимательских  проектов и инфраструктуры. Мировая  практика показала, что на эти цели требуются немалые материальные и финансовые средства. Последние зависят от экономической ситуации в стране, а это может быть стагнация или экономический рост.

     Создание  СЭЗ нуждается в значительной финансовой поддержке. Источниками  их финансирования могут быть:

  • средства акционеров;
  • средства спонсоров из числа заинтересованных предприятий;
  • средства местных бюджетов;
  • кредиты инновационных и коммерческих банков;
  • иностранные инвестиции;
  • ассигнования из госбюджета.

     Инициатива  создания СЭЗ может исходить «сверху» или «снизу». При первом варианте образование зоны происходит по инициативе властей в рамках государственной программы (Южная Корея). Во втором случае формирование СЭЗ обусловлено рыночной необходимостью и инициаторами создания зоны выступают субъекты хозяйствования, которые направляют предложения об учреждении СЭЗ в федеральные или региональные государственные органы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь