Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Общие понятия 4
1.1 Понятие свободных экономических зон, цели их создания 4
1.2 Классификация СЭЗ 8
2. Особенности функционирования СЭЗ в РБ 14
2.1 Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Механизм создания и функционирования свободных экономических зон
в Республике Беларусь 18
3. Современное состояние свободных экономических зон в Республике
Беларусь: проблемы и перспективы 22
Заключение 33
Список использованных источников……………………

Работа содержит 1 файл

Моя работа.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О свободных экономических  зонах» при ввозе на территорию СЭЗ  иностранных и отечественных  товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь[5].

     Льготный  порядок налогообложения устанавливается  для каждой зоны положением о СЭЗ  в зависимости от ее целей и  задач. Налоговое регулирование  деятельности предприятий, расположенных  на территории свободной зоны, должно быть направлено на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранного инвестора с тем, чтобы условия приложения капитала были бы не только выгоднее, чем в капиталоэкспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в близлежащих странах и зонах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций.

     Порядок налогообложения свободной зоны и уровень ставок налогов и  платежей в государственный бюджет может определяться в каждом конкретном случае исходя из ее специализации, а также из наличия на ее территории производственных мощностей, инфраструктуры и других факторов материально-технического обеспечения. В первую очередь, в рамках СЭЗ должны существовать отраслевые приоритеты для иностранных капиталовложений, осуществляемые через дифференцированные по областям хозяйственной деятельности налоговые ставки.

     Право на получение льготы может быть реализовано  предприятием при выполнении следующих  условий:

  • предоставлении сертификата, свидетельствующего о принадлежности продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства;
  • выполнении требований по формированию уставного фонда.

     Вещи, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных  участников в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость при условии, что эти вещи относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями.

     Балансовая  прибыль предприятий с иностранными инвестициями - резидентов СЭЗ уменьшается  на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных документах, но не более 25% фактически сформированного уставного фонда. Облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, фактически направленную резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь. Кроме того, приоритетные по профилю деятельности резиденты СЭЗ могут дополнительно освобождаться от уплаты налога на прибыль и других налогов Парламентом Республики Беларусь по предложению администрации[14,c.308].

     В зависимости от объема инвестиций и  их направленности могут быть предоставлены льготы по арендной плате за землю, помещения, коммунальные услуги. Право распоряжения землей на территории СЭЗ и определения размера арендной платы за ее пользование принадлежит администрации от имени соответствующих государственных органов. Арендная плата за землю зависит от места размещения объекта, размера и вида инвестиций, количества создаваемых рабочих мест и оговаривается условиями договора между инвестором и администрацией. Ставки арендной платы доводятся администрацией СЭЗ до сведения инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь. Земли запаса, находящиеся в распоряжении администрации, СЭЗ, но не занятые нерезидентами зоны и не арендуемые резидентами зоны, подлежат налогообложению согласно Закону Республики Беларусь «О платежах за землю».

     Правовой  и финансовый механизмы обеспечения  функционирования СЭЗ в Республике Беларусь призваны создать благоприятную  базу для привлечения иностранных  инвестиций и развития экспортно-ориентированных  отраслей белорусской экономики.

     Однако  фактическое состояние СЭЗ в  Республике Беларусь опровергает тезис  о дееспособности СЭЗ как инструмента  инвестиционно-производственного сотрудничества в рамках реализации внешнеэкономических  связей национальных субъектов хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современное состояние свободных  экономических зон  в Республике

Беларусь: проблемы и перспективы

     На  современном этапе в Республике Беларусь действует шесть свободных  экономических зон, которые относятся  к разряду комплексных зон: СЭЗ  «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон» и СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест». По своей экономической сущности и роли для национальной экономики белорусские СЭЗ не приносят государству ожидаемого эффекта. Главными причинами такой ситуации является нестабильность национального законодательства, а также возможность введения протекционистских мер в отношении поступающей на российский рынок продукции резидентов белорусских СЭЗ. 

     СЭЗ «Брест» 

     Работа  по созданию и развитию СЭЗ в республике была начата в 1989г. Брестским облисполкомом. В 1990г. на основании предложений облисполкома Советом Министров Республики Беларусь были осуществлены первые мероприятия по созданию СЭЗ в Брестском районе. 26 февраля 1992г. в соответствии с Постановлением Совета Министров было принято решение о создании СЭЗ в Брестском районе. Но эта работа в тот период не получила должного развития. И лишь в 1996г. ей был придан новый импульс[17,c.309].

      СЭЗ «Брест» была создана в марте 1996г. благодаря усилиям белорусских властей в сотрудничестве со специалистами немецкой фирмы КРМГ (KRMG). Располагаясь в районе, примыкающем к границе с Польшей, СЭЗ «Брест» реализует, таким образом, преимущества геополитического положения. Она была образована на чистой территории при отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный интерес к зоне проявляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность.

     Свободная экономическая зона «Брест» создана  сроком на 50 лет и функционирует  согласно Положениям о СЭЗ «Брест»  от 23 августа 1996 г. и об администрации  СЭЗ «Брест» от 13 августа 1996 г. Целями создания СЭЗ «Брест» являлись привлечение иностранных инвестиций и формирование режима наибольшего благоприятствования для совместных предприятий и торговых представительств, а также для ускорения научно-технического прогресса, получения новых рабочих мест и для развития торгово-экономического сотрудничества с другими государствами.

     СЭЗ "Брест" имеет выгодное географическое положение. СЭЗ “Брест” состоит из двух районов:

     - первый располагается северо-западнее Бреста в примыкании к государственной границе РБ у пограничного автоперехода “Кукурыки-Козловичи”;

     - второй - восточнее Бреста, в районе действующего аэропорта в примыкании к автодороге Берлин-Варшава-Минск-Москва.

     В декабре 2001г. в состав зоны включены производственные площади 5 крупнейших заводов г. Бреста: электромеханического, электролампового, радиотехнического, машиностроительного и завода "Цветотрон". Эти предприятия располагают свободными производственными площадями с развитой инфраструктурой более 50 тыс. кв. м.

     В настоящее время в СЭЗ «Брест»  зарегистрировано 75 резидентов из 20 стран.

     Сегодня на предприятиях-резидентах СЭЗ ведется  переработка рыбы, древесины, производятся мебель, плиты МДФ, кондитерские изделия, мясные продукты, люминесцентные светильники, краски и лаки, машины дорожной разметки, швейные изделия, холодильное оборудование, электротехнические изделия, термоустойчивое листовое стекло, пластмассовые изделия, термоусадочная полиэтиленовая пленка и др.

     Крупнейшим  резидентом СЭЗ «Брест» является СП «Санта Бремор» ООО, зарегистрированное в свободной экономической зоне в 1998 году. Предприятие производит рыбные пресервы и мороженое, а также  консервированные морепродукты. В СП «Санта Бремор» ООО уже инвестировано 99,5 млн. долларов. Благодаря экспорту рыбной продукции СП «Санта Бремор» в Германию, Канаду, США, Россию и другие страны, Беларусь стали считать «морской державой».

     Показателен такой факт: мировая добыча икры мойвы составляет 6 тыс. т в год, из них 3,5 тыс. покупает Япония. Остальные 2,5 тыс. т перерабатывает брестская «Санта Бремор».

     Хорошо  известна на рынках стран СНГ продукция  таких предприятий – резидентов СЭЗ «Брест», как УПП «СТиМ» (строительная техника и материалы), ИП «Инко-Фуд» ООО (мясная продукция), СООО «Первая шоколадная компания» и ряда других предприятий.

     Приоритетными направлениями развития СЭЗ в  настоящее время является создание предприятий в сфере высоких  технологий, фармацевтической, автомобильной, электронной и машиностроительной отраслях промышленности. Наиболее перспективным считается привлечение инвестиций для организации экспортного и импортозамещающего производства.

     Привлекательность СЭЗ «Брест» для иностранных  бизнесменов может быть связана  в первую очередь с возможностью расширения своей деятельности, получения высокой прибыли и надежных гарантий возврата вкладываемых капиталов.[www.news.date.bs] 
 

     СЭЗ «Минск» 

     Свободная экономическая зона «Минск», созданная в 1998г., более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока незадействованных площадей, чем СЭЗ «Брест». Основные цели создания СЭЗ «Минск» — привлечение иностранных инвестиций, развитие экспортных и импортоориентированных производств; привлечение новых и высоких технологий; создание новых рабочих мест.

     СЭЗ «Минск» создана на срок 30 лет  Указом Президента № 93 от 02.03.1998 г. «О создании свободных экономических зон  «Минск» и «Гомель—Ратон». Основным документом, определяющим условия функционирования резидентов в СЭЗ «Минск», является Положение о СЭЗ «Минск», утвержденное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 749 от 15.05.1998 г[7].

     Идея  создания СЭЗ «Минск» родилась в  результате анализа экономической  ситуации в Минском регионе, который  показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые в настоящее время используются недостаточно эффективно.

     Промышленные  районы СЭЗ "Минск" - "Шабаны", "11-ый км", "Завод "Радиан" располагают первоначально необходимыми инженерными и транспортными коммуникациями. Резидентам СЭЗ "Минск" здесь предоставляются незадействованные производственные помещения или участки земли для размещения предприятий, организующих выпуск современной энергосберегающей продукции строительной, пищевой, полиграфической индустрии и продукции машиностроения.

     Территория  СЭЗ "Минск" около Национального  аэропорта "Минск" предлагается для  вложения отечественного и иностранного капитала, в том числе для размещения объектов сферы услуг для авиапассажиров, организации производств по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники, предприятий по производству и упаковке бортового питания.

     Территория  СЭЗ "Минск" на пересечении автомагистралей  Е30 (Москва-Париж) и М4/М5 (Минск - Могилев / Минск - Гомель) предлагается для размещения комплекса предприятий технического и сервисного обслуживания транзитных и целевых грузоперевозок. [www.president.gov.by]

     Основные  отрасли специализации промышленного  производства СЭЗ «Минск» — пищевая (27 %), машиностроение (23 %), строительство (16 %), мебель и деревообработка (14 %), упаковка (14 %), полиграфия (6 %). 93 % продукции идет на экспорт в Россию и лишь 7 % — в дальнее зарубежье. Структура иностранных инвестиций СЭЗ «Минск» - Англия (17 %), Польша (10 %), Германия (11 %), США (17 %), Италия (16 %), Чехия (3 %), Россия (10 %), Литва (6 %), Латвия (8 %). 
 

     СЭЗ «Гомель-Ратон»

     Свободная экономическая зона «Гомель—Ратон» была создана как и СЭЗ «Минск»  в 1998 г., но уже для привлечения  инвестиций в инновационную сферу. Реализация этого проекта предполагает привлечение инвестиций в наукоемкие и высокотехнологические отрасли.

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь