Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 23:34, курсовая работа
Цель моей работы – показать необходимость и значимость свободных экономических зон в мировой экономике, особенности функционирования в некоторых странах, определить значение создания СЭЗ в Республике Беларусь.
Введение 3
1. Общие понятия 4
1.1 Понятие свободных экономических зон, цели их создания 4
1.2 Классификация СЭЗ 8
2. Особенности функционирования СЭЗ в РБ 14
2.1 Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..15
2.2 Механизм создания и функционирования свободных экономических зон
в Республике Беларусь 18
3. Современное состояние свободных экономических зон в Республике
Беларусь: проблемы и перспективы 22
Заключение 33
Список использованных источников……………………
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» при ввозе на территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь[5].
Льготный
порядок налогообложения
Порядок налогообложения свободной зоны и уровень ставок налогов и платежей в государственный бюджет может определяться в каждом конкретном случае исходя из ее специализации, а также из наличия на ее территории производственных мощностей, инфраструктуры и других факторов материально-технического обеспечения. В первую очередь, в рамках СЭЗ должны существовать отраслевые приоритеты для иностранных капиталовложений, осуществляемые через дифференцированные по областям хозяйственной деятельности налоговые ставки.
Право на получение льготы может быть реализовано предприятием при выполнении следующих условий:
Вещи, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость при условии, что эти вещи относятся к основным производственным фондам; не являются подакцизными; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями.
Балансовая
прибыль предприятий с
В зависимости от объема инвестиций и их направленности могут быть предоставлены льготы по арендной плате за землю, помещения, коммунальные услуги. Право распоряжения землей на территории СЭЗ и определения размера арендной платы за ее пользование принадлежит администрации от имени соответствующих государственных органов. Арендная плата за землю зависит от места размещения объекта, размера и вида инвестиций, количества создаваемых рабочих мест и оговаривается условиями договора между инвестором и администрацией. Ставки арендной платы доводятся администрацией СЭЗ до сведения инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь. Земли запаса, находящиеся в распоряжении администрации, СЭЗ, но не занятые нерезидентами зоны и не арендуемые резидентами зоны, подлежат налогообложению согласно Закону Республики Беларусь «О платежах за землю».
Правовой и финансовый механизмы обеспечения функционирования СЭЗ в Республике Беларусь призваны создать благоприятную базу для привлечения иностранных инвестиций и развития экспортно-ориентированных отраслей белорусской экономики.
Однако
фактическое состояние СЭЗ в
Республике Беларусь опровергает тезис
о дееспособности СЭЗ как инструмента
инвестиционно-
Беларусь: проблемы и перспективы
На
современном этапе в Республике
Беларусь действует шесть свободных
экономических зон, которые относятся
к разряду комплексных зон: СЭЗ
«Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ
«Гомель-Ратон» и СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест».
По своей экономической сущности и роли
для национальной экономики белорусские
СЭЗ не приносят государству ожидаемого
эффекта. Главными причинами такой ситуации
является нестабильность национального
законодательства, а также возможность
введения протекционистских мер в отношении
поступающей на российский рынок продукции
резидентов белорусских СЭЗ.
СЭЗ
«Брест»
Работа по созданию и развитию СЭЗ в республике была начата в 1989г. Брестским облисполкомом. В 1990г. на основании предложений облисполкома Советом Министров Республики Беларусь были осуществлены первые мероприятия по созданию СЭЗ в Брестском районе. 26 февраля 1992г. в соответствии с Постановлением Совета Министров было принято решение о создании СЭЗ в Брестском районе. Но эта работа в тот период не получила должного развития. И лишь в 1996г. ей был придан новый импульс[17,c.309].
СЭЗ «Брест» была создана в марте 1996г. благодаря усилиям белорусских властей в сотрудничестве со специалистами немецкой фирмы КРМГ (KRMG). Располагаясь в районе, примыкающем к границе с Польшей, СЭЗ «Брест» реализует, таким образом, преимущества геополитического положения. Она была образована на чистой территории при отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный интерес к зоне проявляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность.
Свободная экономическая зона «Брест» создана сроком на 50 лет и функционирует согласно Положениям о СЭЗ «Брест» от 23 августа 1996 г. и об администрации СЭЗ «Брест» от 13 августа 1996 г. Целями создания СЭЗ «Брест» являлись привлечение иностранных инвестиций и формирование режима наибольшего благоприятствования для совместных предприятий и торговых представительств, а также для ускорения научно-технического прогресса, получения новых рабочих мест и для развития торгово-экономического сотрудничества с другими государствами.
СЭЗ "Брест" имеет выгодное географическое положение. СЭЗ “Брест” состоит из двух районов:
- первый располагается северо-западнее Бреста в примыкании к государственной границе РБ у пограничного автоперехода “Кукурыки-Козловичи”;
- второй - восточнее Бреста, в районе действующего аэропорта в примыкании к автодороге Берлин-Варшава-Минск-Москва.
В декабре 2001г. в состав зоны включены производственные площади 5 крупнейших заводов г. Бреста: электромеханического, электролампового, радиотехнического, машиностроительного и завода "Цветотрон". Эти предприятия располагают свободными производственными площадями с развитой инфраструктурой более 50 тыс. кв. м.
В настоящее время в СЭЗ «Брест» зарегистрировано 75 резидентов из 20 стран.
Сегодня на предприятиях-резидентах СЭЗ ведется переработка рыбы, древесины, производятся мебель, плиты МДФ, кондитерские изделия, мясные продукты, люминесцентные светильники, краски и лаки, машины дорожной разметки, швейные изделия, холодильное оборудование, электротехнические изделия, термоустойчивое листовое стекло, пластмассовые изделия, термоусадочная полиэтиленовая пленка и др.
Крупнейшим резидентом СЭЗ «Брест» является СП «Санта Бремор» ООО, зарегистрированное в свободной экономической зоне в 1998 году. Предприятие производит рыбные пресервы и мороженое, а также консервированные морепродукты. В СП «Санта Бремор» ООО уже инвестировано 99,5 млн. долларов. Благодаря экспорту рыбной продукции СП «Санта Бремор» в Германию, Канаду, США, Россию и другие страны, Беларусь стали считать «морской державой».
Показателен такой факт: мировая добыча икры мойвы составляет 6 тыс. т в год, из них 3,5 тыс. покупает Япония. Остальные 2,5 тыс. т перерабатывает брестская «Санта Бремор».
Хорошо известна на рынках стран СНГ продукция таких предприятий – резидентов СЭЗ «Брест», как УПП «СТиМ» (строительная техника и материалы), ИП «Инко-Фуд» ООО (мясная продукция), СООО «Первая шоколадная компания» и ряда других предприятий.
Приоритетными
направлениями развития СЭЗ в
настоящее время является создание
предприятий в сфере высоких
технологий, фармацевтической, автомобильной,
электронной и
Привлекательность
СЭЗ «Брест» для иностранных
бизнесменов может быть связана
в первую очередь с возможностью
расширения своей деятельности, получения
высокой прибыли и надежных гарантий возврата
вкладываемых капиталов.[www.news.date.bs]
СЭЗ
«Минск»
Свободная экономическая зона «Минск», созданная в 1998г., более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока незадействованных площадей, чем СЭЗ «Брест». Основные цели создания СЭЗ «Минск» — привлечение иностранных инвестиций, развитие экспортных и импортоориентированных производств; привлечение новых и высоких технологий; создание новых рабочих мест.
СЭЗ «Минск» создана на срок 30 лет Указом Президента № 93 от 02.03.1998 г. «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель—Ратон». Основным документом, определяющим условия функционирования резидентов в СЭЗ «Минск», является Положение о СЭЗ «Минск», утвержденное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 749 от 15.05.1998 г[7].
Идея создания СЭЗ «Минск» родилась в результате анализа экономической ситуации в Минском регионе, который показал, что ряд территорий этого региона имеет высокие потенциальные возможности, которые в настоящее время используются недостаточно эффективно.
Промышленные
районы СЭЗ "Минск" - "Шабаны",
"11-ый км", "Завод "Радиан"
располагают первоначально
Территория
СЭЗ "Минск" около Национального
аэропорта "Минск" предлагается для
вложения отечественного и иностранного
капитала, в том числе для размещения
объектов сферы услуг для
Территория СЭЗ "Минск" на пересечении автомагистралей Е30 (Москва-Париж) и М4/М5 (Минск - Могилев / Минск - Гомель) предлагается для размещения комплекса предприятий технического и сервисного обслуживания транзитных и целевых грузоперевозок. [www.president.gov.by]
Основные
отрасли специализации
СЭЗ «Гомель-Ратон»
Свободная экономическая зона «Гомель—Ратон» была создана как и СЭЗ «Минск» в 1998 г., но уже для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Реализация этого проекта предполагает привлечение инвестиций в наукоемкие и высокотехнологические отрасли.