Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Главной отличительной чертой России является то, что большинство граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство граждан не могут себе позволить ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство. Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер.
Цель данного реферата: показать и исследовать особенности инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение 3
1. Понятие человеческий капитал, его роль в экономической системе, его особенности 5
2. Типы человеческого капитала, подходы к формированию человеческого капитала 8
3.Основные методики оценки человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал 11
3.1 Особенности инвестиций в человеческий капитал 11
4. Основные виды инвестиций в человеческий капитал, сущность инвестиций
в человеческий капитал 12
5.Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

X1 - величина интеллектуального  капитала в начале  периода;

Y - инвестиции в интеллектуальный  капитал организации.

Для подсчета величины Y рекомендуется учитывать следующие  составляющие: затраты на исследования и разработки (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки); затраты на образование, повышение  квалификации, укрепление здоровья работников, социальные инвестиции; затраты на информационные технологии, информационное, техническое и программное обеспечение, на формирование и развитие бренда; на создание корпоративного портала, веб-сайта; на маркетинг; на приобретение, распространение, хранение информации; на развитие дистрибьюции; на развитие корпоративной культуры; на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

Yn = X0 + RCn,

где Yn - заработки человека, имеющего п лет образования;

Хо - заработки человека, имеющего нулевое  образование;

R - текущая норма  отдачи вложений  в образование;

Сп - объем инвестиций в течение п лет обучения.

После процедуры  определения издержек образования  и выгод от его получения производят сравнение величин выгод с  величиной издержек, приведенных  к одному моменту времени путем  дисконтирования. Разность между дисконтированными  величинами выгод и издержек дает чистую приведенную стоимость приобретения образования.

Здесь необходимо учитывать то, что величина приведенной  стоимости пожизненных заработков очень сильно зависит от выбранного коэффициента (нормы) дисконтирования. Подбор нужной нормы дисконтирования - достаточно трудоемкий процесс. Существуют различные методы вычисления нормы  отдачи от образования. Наиболее часто  используется следующий метод: для  каждого периода времени от О  до п рассчитываются соответствующие чистые выгоды, а затем подбирается норма дисконта, при которой суммарные приведенные чистые выгоды становятся равны нулю. Такая норма дисконта получила название внутренней нормы отдачи. Другой метод приближенной оценки нормы отдачи основывается на анализе статистических зависимостей между уровнем заработков работника и уровнем его образования.

Внутренняя норма  отдачи представляет собой такую  норму процента, при которой приведенная  величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его  издержек. Чем выше внутренняя норма отдачи, тем прибыльнее инвестиции в образование. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения. В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

r = (DB - Dc) / Со, где

DB - пожизненные заработки  лиц с высшим  образованием;

Dc - пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Со - разница в сумме затрат на высшее и среднее образование.

Г. Псахаропулос приводит данные по динамике социальной отдачи на инвестиции в образование по доходам стран на душу населения. В большинстве беднейших развивающихся стран с низким уровнем дохода на душу населения социальная отдача начального образования равна 23%, среднего - 15%, а отдача высшего - 11%. В наиболее развитых странах мира с высоким уровнем дохода социальная отдача начального образования равна 14%, среднего - 10%, высшего - 8%. (http://www.top-personal.ru/issue.html?1896)

Отметим, что  при разработке государственной  политики в области образования  ряд правительственных структур этих стран начинают использовать явные  или расчетные ставки дисконта, составляющие ниже 8% при оценке проектов в области  общественного образования.

Исследования, в  которых сравнивалось академическое, или общее, и техническое, или  профессиональное, среднее образование  показали, что в среднем отдача первых 16%, а вторых - 11%. И здесь решающим фактором являются издержки: профессиональное обучение требует больших затрат, чем общеакадемическое образование. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Понятие человеческого капитала  стала широко распространяться  и развиваться в экономике,  заняло своё место, стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение доходов, место и роль образования в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

       Величина  человеческого капитала обусловлена  условиями его формирования и  развития. Поэтому большое значение принимают инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи, где происходит накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые являются фундаментом для дальнейшего  развития и постоянного совершенствования  человеческого капитала индивида.

       Человеческий  капитал – наиболее ценный ресурс современного общества, более важный, чем природные ресурсы или  накопленное богатство.

       Из  трактовки человека как основного  капитала непосредственно вытекала необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала. Правильная оценка человеческого капитала дает объективную оценку всего капитала компании, а также благосостояния всего общества в целом.

       Современная кадровая политика фирм обеспечивает наиболее эффективное использование  человеческого капитала компании, делает заинтересованными своих сотрудников  в данном виде деятельности. Анализ эффективности инвестиций в человека показывает насколько значимым становится для фирм затрачивать огромные средства на здоровье и образование работников, поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

        1) Источник: Вопросы статистики. 2002. № 3. С. 6, 8, 9; Социальное положение и уровень жизни населения, 2002, с. 23, 48, 49. расчеты в таблице произведены специалистами Центра инноваций и инвестиций ИЭ РАН на основе данных текущей статистики Госкомстата России и прогноза ООН.

       2)Источник: Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Издательство«Экзамен», 2004. 608с.

       3)Источник: Вопросы статистики. 2002. № 3. С. 9; Социальное положение и уровень жизни населения. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2002. С.73 Расчеты в таблице произведены специалистами Центра инноваций и инвестиций ИЭ РАН на основе данных текущей статистики Госкомстата России и прогноза ООН.

        4) 10.Образование и человеческий капитал. - http://www.worldbank.org.ru/ wbimo/dep/mirross/chapter7.html.   

       5) 1.Борисов Г.В. Инвестирование  в человеческий капитал в условиях  трансформирующейся экономики России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, экономика.- СПб., 1998.-Вып. 2.-С. 17-23.

       6)Борисов Г.В. Человеческий капитал  фирмы // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, экономика.- СПб., 1999.- Вып.1.-С. 173-188. 

       7) http://slovari.yandex.ru/книги/Экономический  словарь/Инвестиции в человеческий  капитал/

      8) http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал

      9) Фитц-енц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Як Фитц-енц; пер. с англ.: [Меньшикова М.С., Леонова Ю.П.]; под общ. ред. В.И. Ярных. - М.: Вершина, 2006.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал