Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Главной отличительной чертой России является то, что большинство граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство граждан не могут себе позволить ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство. Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер.
Цель данного реферата: показать и исследовать особенности инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение 3
1. Понятие человеческий капитал, его роль в экономической системе, его особенности 5
2. Типы человеческого капитала, подходы к формированию человеческого капитала 8
3.Основные методики оценки человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал 11
3.1 Особенности инвестиций в человеческий капитал 11
4. Основные виды инвестиций в человеческий капитал, сущность инвестиций
в человеческий капитал 12
5.Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский  государственный университет путей  сообщения  (ОмГУПС) 
 

Кафедра «Экономики» 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность, виды и эффективность  инвестиций в человеческий капитал

Тематический  реферат 

по дисциплине «Микроэкономика» 
 
 
 
 
 

                                                                               Студент гр.20Ф

                                                                                       Резник А.А. Резник

                                                                                       19.03.2011 

                                                                                       Руководитель-

                                                                                       старший преподаватель

                                                                                       кафедры Экономика

                                                                                       Ломова    Е.А. Ломова

                                                                                       22.03.2011 
 
 
 
 
 
 
 

      Омск 2011 
       

Содержание

    Введение                                                                                                                 3      

1. Понятие человеческий капитал, его роль в экономической системе, его особенности                                                                                                                5                                                                                                                                                        

2. Типы человеческого  капитала,  подходы к формированию человеческого капитала                                                                                                                      8

3.Основные методики оценки человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал                                                                                               11   

3.1 Особенности инвестиций в человеческий капитал                                          11

4. Основные виды инвестиций в человеческий капитал, сущность инвестиций   

в человеческий капитал                                                                                            12

5.Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал                    12

    Заключение                                                                                                            16

   Список использованной литературы                                                                  17 

 

Введение

Основной движущей силой развития в информационном обществе становится

 человек. Уровень его интеллектуального потенциала определяет возможность для той или иной страны занять соответствующее место в мировой экономике. Понятие "человеческий капитал" приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов - теоретиков, но и для отдельных фирм, национального богатства в целом. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование, личные качества.                     Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально - экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

Главной отличительной  чертой России является то, что большинство  граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство  граждан не могут себе позволить  ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить  деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство. Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна  и носит индивидуальный характер.

Учёные - демографы  давно отметили закономерность, что  продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и  интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого  можно сделать вывод, что интеллект  позволяет человеку сформировать эффективную  структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал - это инвестиции в долголетие и качество жизни. В  возрасте до тридцати лет приоритетными  инвестициями в человеческий капитал  должны стать инвестиции в качественное образование.

Цель данного реферата: показать и исследовать особенности инвестиций в человеческий капитал.

Этот вопрос на сегодняшний день очень актуален. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

       Человеческий капитал (Human Capital) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал)

  — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

       Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

       Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы. В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий капитал)

       Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития буквально диктует системный и комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Диктат этот следует из сущности национального человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития. Причем этот диктат особо выделяет условия жизни, работы и качество инструментария специалистов, определяющих креативность и созидательную энергию страны.

       Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже исчезающе мала.

Особенности человеческого капитала: (http://wiki.vicnicmed.info/особенности человеческого капитала)

 В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

- формирование  человеческого капитала требует  от самого человека и всего  общества значительных затрат;

- человеческий  капитал в виде навыков и  способностей является определенным  запасом, т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий  капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость  и амортизироваться;

- человеческий  капитал отличается от физического  капитала по степени ликвидности;

- человеческий  капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;

- независимо  от источников формирования, которые  могут быть государственными, семейными,  частными и др., использование  человеческого капитала и получение  прямых доходов контролируется  самим человеком.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают  потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский  капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким  образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких  потребительских услуг, которые  приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению  эффективности существующих способов их удовлетворения. Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует  общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная  деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием  классификации видов человеческого  капитала является различие между формами, в которых он воплощается:

1. Живой капитал  включает в себя знания, воплощенные  в человеке.

2. Неживой капитал  создается, когда знания воплощаются  в физических, материальных формах.

3. Институциональный  капитал состоит из живого  и неживого капитала, связанного  с производством услуг, удовлетворяющих  коллективные нужды общества. Он  включает в себя все правительственные  и неправительственные институты,  которые содействуют эффективному  использованию двух типов капитала.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что человеческий капитал занимает не менее, а возможно даже и более важное место в экономической системе, чем любой другой вид капитала. 

2.

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал