Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Главной отличительной чертой России является то, что большинство граждан страны живут недалеко от уровня биологического выживания. Большинство граждан не могут себе позволить ни покупку книг, ни посещение театров. Многие не в состоянии тратить деньги на поддержание собственного здоровья, кроме вынужденных трат на лекарство. Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер.
Цель данного реферата: показать и исследовать особенности инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение 3
1. Понятие человеческий капитал, его роль в экономической системе, его особенности 5
2. Типы человеческого капитала, подходы к формированию человеческого капитала 8
3.Основные методики оценки человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал 11
3.1 Особенности инвестиций в человеческий капитал 11
4. Основные виды инвестиций в человеческий капитал, сущность инвестиций
в человеческий капитал 12
5.Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

Тем не менее, многие руководители компаний отказываются от инвестиций в программы развития человеческого капитала (такие как, обучение персонала в организации), поскольку осознают все трудности, связанные с определением возврата от таких инвестиций. Многие руководители и аналитики настаивают на том, что человеческий капитал отрицает какое бы то ни было измерение, и утверждают, что компании на самом деле девальвируют ценность сотрудников, когда пытаются подходить к их оценке как к оценке финансовых активов. И действительно, измерения человеческого капитала обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен. Точная количественная оценка невозможна, да и не особенно нужна. Но организации постепенно осознают важную связь между человеческим капиталом и финансовыми результатами компании - связь, которую не способны учесть традиционные бухгалтерские методы. Компании понимают, что связь может проявляться, а может и не проявляться в конкретных показателях или цифрах, выражающих ценность человеческого капитала. Но, пытаясь количественно определить ее, они могут понять, в чем состоит вклад в работу компании каждого из сотрудников, насколько они преданы своей работе, что они думают о компании и какова вероятность, что они уволятся. Часто в процессе оценки человеческого капитала компании получают полезное представление о своих организациях и приобретают важную для работы информацию. Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

3.

       При оценке фонда образования используются два основных подхода:

1. Подсчитываются  фактические затраты на образование,  осуществленные в течение того  или иного длительного периода  времени. С учетом соответствующих  корректив возрастного оборота  рабочей силы и смертности  населения можно построить ряды  показателей фонда образования,  представляющие собой кумулятивную  сумму всех прошлых фактических  затрат за вычетом средств, затраченных на обучение лиц, уже выбывших к моменту исчисления из состава рабочей силы населения.

2. Производится  оценка реальной производительной  ценности того запаса знаний, навыков, умений, опыта, которыми  обладает рабочая сила в определенный  отрезок времени.

Методы расчета  стоимости человеческого капитала компании:

1. Метод расчета  прямых затрат  на персонал. Наиболее простой способ для менеджеров компании рассчитать общие экономические затраты, осуществляемые компанией на свой персонал, включая оценку затрат на оплату персонала, сопряженные с этим налоги, охрану и улучшение условий труда, расходы на обучение и повышение квалификации. Достоинство этого метода - простота. Недостатки - неполная оценка реальной величины человеческого капитала. Часть его может просто не использоваться на предприятии.

2. Метод конкурентной  оценки стоимости  человеческого капитала. Этот метод основан на сумме оценки затрат и потенциального ущерба, наносимого компании при возможном уходе из нее работника, например:

- полных затрат на персонал, производимых ведущим конкурентом (с учетом сопоставимых мощностей производства);

- индивидуальных премий каждому работнику компании (полученных на основе квалифицированных экспертных оценок), которые могла бы заплатить конкурирующая компания за его переход к ним.

Этот метод  сложнее, но он дает гораздо более  эффективную оценку реальной стоимости  человеческого капитала фирмы. Опыт массового переезда за рубеж и  перехода многих российских работников в зарубежные фирмы показывает, что  многие работники, имевшие в российских условиях ежемесячную заработную плату  в размере 17000-15000 руб. получили за рубежом  работу с заработной платой более $15 тыс. в месяц. (http://revolution.allbest.ru/management/00181658_0.html)

3. Метод перспективной  стоимости человеческого  капитала.

Учитывает в  дополнение к методу конкурентной стоимости  оценку динамики стоимости человеческого  капитала в перспективе на 3, 5,10 и 25 лет. Эта оценка, в первую очередь, необходима для компаний, занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов, например, проводящих исследования в сфере создания инноваций или  строящих крупные высокотехнологичные  объекты, так как стоимость ряда сотрудников при этом меняется неравномерно, резко вырастая в период достижения ими наиболее важных результатов  по истечении достаточно длительного  периода времени и приближения  ими к получению ожидаемых  конечных результатов, когда возможный  уход из компании части персонала  сопряжен с большими экономическими потерями.

4. Оценка стоимости  человеческого капитала  на основе испытаний  в среде бизнеса. Эта оценка может быть получена на основе двух подходов:

- по конкретным результатам, полученным работником, исходя из прибыли, которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных. Эта оценка широко распространена в бизнесе, так как наиболее проста. Но одновременно она наиболее жесткая и нередко ошибочна.

       Инвестиции в человеческий капитал — вложения денег и других видов ресурсов в образование, воспитание, культуру в целом и молодого, подрастающего поколения в частности, обусловленное заботой о судьбе будущих поколений, о росте интеллектуального потенциала страны и стремлением получить доходы, выгоду путем совершенствования людей и повышения уровня их профессионализма. Включает инвестиции, связанные с рационализацией состава и структуры населения, укреплением здоровья, регулированием рождаемости, миграции. (http://www.bestreferat.ru/referat-63208.html)

Инвестиции в  человеческий капитал имеют ряд  особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

4.

Также инвестиции подразделяют на вещественные и невещественные. К вещественным относятся затраты, которые обеспечивают физическое развитие и обогащение человека, а к невещественным - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы. Но из всех инвестиций в человеческий капитал выделяют и подчёркивают затраты на образование и здоровье.

Инвестиции  в образование по содержательному  признаку обычно разделяют на формальные и неформальные (Образование и человеческий капитал – http://www.Libertarium.ru/libertarium/10624). Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

       Источников вложения в человеческий капитал очень много, например, государство, сам человек, международные и общественные фонды, образовательные учреждения и т.д.

В настоящее  время наиболее значима роль государства, так как оно прибегает как  к побудительным, так и к принудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала - в сфере образования и здравоохранения.

5. 

       При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства предприятия возникает ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

- окупятся ли вложенные средства (каковы виды эффекта от вложения средств в человеческий капитал);

- в какие сроки можно ожидать результата от вложения средств;

- в каких объёмах потребуется вложить средства;

- каковы возможные варианты инвестиций;

- как оценить целесообразность вложения средств в развитие человеческого капитала.

Фитц-енц Як., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в докладе об эффективности человеческих ресурсов. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.

Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал = [Прибыль - (Расходы - [Зарплаты + Льготы])]:Зарплаты + Льготы, т.е. HCROI = Re venue - (Expenses - [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) (http://www.hr-portal.ru/article/otsenka-effektivnosti-investitsii-v-chelovecheskii-kapital)

Одним из показателей  экономической эффективности человеческого  капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется  как отношение фонда образования  (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

УИ = ФО / ВНП где ВНП - валовой национальный продукт;

ФО - денежная оценка общего фонда образования.

По методологии  Т. Шульца, величина общего фонда образования равна стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населением страны к тому или иному моменту времени. Дж. Кендрик определял величину ФО с помощью специально разработанных индексов цен и с учетом амортизации знаний и навыков. Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.

Ваганян О.Г. предлагает следующую методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем, что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, то оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы). Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины Х в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:

Z = Х2-Х1 / Y

Z - коэффициент эффективности  инвестиций;

X2 - величина интеллектуального  капитала в конце  периода;

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал