Сущность, структура и субъекты теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В первой главе можно ознакомиться с социально-экономической основой теневой экономики. Во второй главе акцент делается на структуру и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку. В третьей главе описываются проблемы нейтрализации теневой экономики. В курсовой мы рассмотрим проблему количественно оценки размеров теневой экономики, её структуру, способы сокращения теневой экономики, осуществление государственного контроля над ней.

Содержание

Введение .………………………………………………………………………………………..……5
1 Социально-экономические основы теневой экономики….………………………….…..…….6
1.1 Понятие теневой экономики …………………………………………..…………………….6
1.2 Подходы к определению теневой экономики …………………....…………… ………….10
1.2.1 Учетно-статистический подход ……………………………………..……………....10
1.2.2 Формально-правовой подход ………………………………………………………..12
1.2.3 Криминологический подход …………………………………………………...…...13
1.2.4 Комплексный подход ………………………………………………………………..14
1.3 Классификация теневых экономических явлений ……………………………………...…14
2 Структура и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку …………...............18
2.1 Структура теневой экономики ………………………………………………………....…...18
2.2 Причины возникновения теневой экономики …………………………………………..…20
2.2.1 Высокий уровень налогообложения ……………………………………………..…...21
2.2.2 Завышенная регламентация экономики ……………………………………………...23
2.2.3 Значительные масштабы госсектора в экономике ……………………………….….23
2.2.4 Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономики ………….…….24
2.2.5 Незащищенность прав собственности ……………………………………………….24
2.2.6 Неблагоприятный социальный фон ………………………………………………….25
2.2.7 Политическая нестабильность ……………………………………………………….25
2.3 Последствия теневой экономики …………………………………………………………..25
2.3.1 Деформация налоговой сферы ……………………………………….………………25
2.3.2 Деформация бюджетной сферы ………………………………………………………26
2.3.3 Влияние на эффективность макроэкономической политики ……………………….27
2.3.4 Влияние на кредитно-денежную сферу ………………………………………….…..28
2.3.5 Деформация структуры экономики …………………………………………………..28
2.3.6 Влияние на экономический рост и развитие ……………………………………...…29
2.3.7 Влияние на инвестиционный процесс ………………………………………………..29
2.3.8 Деформация структуры потребления ………………………………………………...30
2.3.9 Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма ………..30
2.3.10 Влияние на условиях воспроизводства рабочей силы …………………..…………31
2.3.11 Влияние на систему международных экономических отношений …………….....31
2.3.12 Позитивные стороны теневой экономики …………………………………………31
3 Проблемы нейтрализации теневой экономики ………………...………………………….......32
3.1 Методика оценки теневой экономики ……………………………………………………32
3.2 Масштабы теневой экономики и меры по ее сокращению ................................................38
Заключение …………………………………………………………………………………….……..42
Литература ...…………………………………………………………………………………..……...40

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовой.docx

— 133.48 Кб (Скачать)

Кроме того, Национальным статистическим комитетом ежегодно составляются таблицы  «Затраты-выпуск». Эти таблицы обеспечивают основу проверки согласованности полученных из разных источников статистических данных о потоках товаров и услуг. В результате построения таблиц выявляются слабые места учета производства и использования товаров и услуг, проводятся корректировки показателей. Корректировка проводится чаще всего за счет данных ненаблюдаемого сектора [16].

 

3.2 Масштабы теневой экономики и меры по ее сокращению

 

Инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь известны более тысячи схем вовлечения товаров в теневой оборот [17, 22]. Налоговые органы особое внимание уделяют хозяйственной деятельности в сферах строительства, поставок товаров из третьих стран, экспорта леса, ремонта автомобилей, ввоза и реализации запчастей. Незаконная предпринимательская деятельность, к сожалению, не такая уже и редкость.

В министерстве по налогам  и сбором отмечают, что некоторые  уходят в тень, потому что не хотят  обременять себя необходимостью регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя  или открывать частное унитарное  предприятие, проходить все круги  лицензирования, заниматься учетом товаров  и налоговой отчетностью. Возможно, что к работе «мимо кассы» подталкивают и неподъемные ставки арендной платы, высокие налоги. Министерство в настоящее  время проводит анонимный опрос  предпринимателей, чтобы определиться, насколько справедливы такие  предположения [17].

"Одна из основных  причин ухода от налогов —  высокая налоговая нагрузка", — именно так считает председатель  правления Бизнес союза предпринимателей  и нанимателей имени Кунявского Георгий Бадей. Во всем мире срабатывает один и тот же закон: чем выше налоговая нагрузка, тем больше желающих «сэкономить» [17].

По данным Министерства статистики и анализа в 2000-2006 годах доля ненаблюдаемой  экономики в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составляла около 11%. Из них в 2006 году на долю сельского  хозяйства приходилось 3,7%, торговли и общественного питания – 3,1%, жилищного хозяйства – 1,0%, строительства– 0,3%, услуг – 2,9% [16] (статистика не обдуманная).

По данным министерства по налогам и сборам Беларуси, в 2007 году на долю теневой экономики приходилось 15% ВВП страны. Об этом сообщил 10 октября 2007 года на пресс-конференции в Минске заместитель министра по налогам и сборам республики Василий Каменко. По его словам, потери государства при этом ежегодно составляют более шести триллионов рублей [18] (статистика не обдуманная).

"По экспертным оценкам,  неучтенные доходы от предпринимательской деятельности составляют 10-15% ВВП", - заявил 6 января 2009 года журналистам в Минске заместитель начальника управления бюджетно-налоговой политики Министерства экономики Республики Беларусь Дмитрий Кийко, говоря о том, что, делая более привлекательной упрощенную систему налогообложения, государство рассчитывает на легализацию этих доходов. "Увеличивая предельные размеры выручки, мы ожидаем легализацию доходов", - сказал он [19].

Как отметил заместитель  министра по налогам и сборам Республики Беларусь Василий Каменко, теневой  рынок в Беларуси в 2009 году занимает около 15% ВВП. По его словам, основные схемы уклонения от уплаты налогов  выработаны в негосударственном  секторе. Всего таких схем насчитывается  около 1,2 тыс. [22].

В июле 2009 года Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь сообщило что, незарегистрированных предпринимателей в 2009 году стало в три раза больше. Если за пять месяцев 2008 года граждан, занимавшихся бизнесом и не плативших  налоги, было где-то 3,5 тысячи, то в 2009 - уже 10,5 тысяч. По словам чиновников, в  тень часто уходят работники заводов  и фабрик, которые перешли на неполную рабочую неделю [20].

 

График 1- График незарегистрированных предпринимателей 2008-2009 г

Номинальные денежные доходы населения в 2010 году составили порядка 108,6 трлн. белорусских рублей, при  этом денежные расходы, за тот же период, (с учетом депозитов) составили 106,1 трлн. белорусских рублей. Разница между  доходами расходами составляет 2,5 трлн. белорусских рублей. Таким образом, минимальное количество наличных денежных средств 2,5 трлн. – это то, по сути, что формирует наличный денежный рынок. Согласно данным национального  Банка Республики Беларусь, наличный рынок (по состоянию на 1 января 2011) составлял 4,5 трлн. белорусских рублей. Теперь найдем разницу: 4,5 – 2,5 = 2 трлн. белорусских  рублей в наличном обороте являются серыми. Таким образом, порядка 47% наличного  рынка приходится на теневую экономику. Интересным кажется тот факт, что  рост наличных денег за 2010 год составил порядка 23%, а рост свободных наличных денежных средств у населения составил 2,6% за тот же период. Таким образом, порядка 20,4% составил рост серых расчетов в наличности за 2010 год. Величина наличного серого рынка, составляет около 22,37% от розничного товарооборота [13].

"Теневой бизнес есть  и будет всегда в любой стране, в том числе и в Беларуси", - считает Валерий Фадеев, советник  по правовым вопросам Международной  финансовой корпорации (входит в  группу Всемирного банка), заслуженный  юрист Беларуси. Всегда найдутся  люди, желающие провернуть нелегальные  дела. Однако во всех государствах  стремятся уменьшить долю теневого  оборота.

"Количество налогов  необходимо уменьшить, система  их исчисления должна быть  более простой, прозрачной", —  такие рецепты решения проблемы, по его словам, на протяжении  последних лет предлагает Международная  финансовая корпорация. И многое  в этом направлении делается. Например, уже есть единый налог,  упрощенная система налогообложения,  период уплаты налогов для  некоторых субъектов изменился  с ежемесячного на ежеквартальный. Эти и другие запланированные меры, надеется Валерий Фадеев, помогут Беларуси еще выше подняться в рейтинге Всемирного банка, отражающем условия ведения бизнеса почти в двухстах государствах мира. По итогам прошлогоднего подсчета наша страна поднялась с 85-го на 58-е место, но стоит задача войти в тридцатку лучших. Совершенствование в сфере налогообложения важно не только с точки зрения пополнения бюджета, борьбы с теневым рынком, но и, в частности, для притока иностранных инвестиций.

Стоит подчеркнуть тот  факт, что на начало марта этого  года в стране насчитывалось почти 80,2 тысячи малых предприятий и  около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей. По итогам первых двух месяцев текущего года удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  составил 21,2 процента, в том числе  юридических лиц — 16,5 процента, ИП — 4,7. По сравнению с аналогичным  периодом 2009-го вклад предпринимателей в общую копилку значительно  вырос (тогда он был на уровне 16,7 процента) [17].

Отсюда можно сделать  вывод, что реформы, проводимые правительством, в некоторых секторах экономики  дают положительные результаты, даже в такой тяжелой для всего  мира экономической ситуации.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теневая экономика - проблема, с которой сталкиваются все страны мира на протяжении многих лет. В настоящий  момент борьба с ней стала еще  более актуальной, поскольку наблюдается  рост теневой экономики даже в  тех странах, в которых уже  довольно долгий срок отмечалась стабильная тенденция к ее снижению. Причиной этому стал мировой финансово-экономический  кризис последних лет.

Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Доходы от таких видов  деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции действительно огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Если есть открытая экономика, будет и скрытая. Другое дело, что снизить ее объемы можно. Но для этого нашей стране необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. В отношении  теневой экономики нужны два  вида действий. С одной стороны, предстоит  с ней бороться, а это функция  налоговых и правоохранительных органов, которую они должны выполнить  как можно лучше. С другой –  привести теневую деятельность к  стандартным масштабам посредством  легализации, причем так, чтобы это  пошло на пользу белорусской экономике. Чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений  в экономической политике, которая  обеспечит нормальные условия для  функционирования малого бизнеса и  всего предпринимательства в  целом.

Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии  устранения причин, порождающих теневую  активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной  деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества. Так же немало важный момент является подготовка качественных рабочих кадров в налоговой сфере, из моего жизненного опыта, в этой структуре сидят 99 процентов работников, которым ничего не нужно, они напрочь отказываются помогать предпринимателям. В связи с таким отношением частникам приходиться выплачивать огромные штрафы, в результате чего больше не хочется работать по закону.  Вопрос лицензирования в нашей стране настолько сложный, дорогостоящий, коррупционированный, что не хочется вставать на белый путь. В первую очередь это касается техники, в частности компьютерной, почти каждый из нас имеет ноутбук или такой имеется в семье, так вот есть на все ноутбуки мировые сертификаты, признанные во всем мире, но нашей стране  нужны наши! Кто в Беларуси покупает официальную технику, это есть государственные предприятия, суть в том, что наша страна сама же себя заставляет платить в три дорога своим же учреждениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России. Вопросы экономики, 1998 № 3.
  2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. Изд-во: Омский государственный университет, 2000.
  3. Круглов Д. Теневой бизнес в Беларуси: некоторые тенденции. Главный бухгалтер, 2002 № 21.
  4. Методика по расчету объемов ненаблюдаемой экономики. Приказ Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 26.10.2006 № 237.
  5. Башлакова: Теневая экономика в Беларуси составляет 22%. [Электронный ресурс]/ Белорусский ресурс http://ekonomika.by.-2010. Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika-rb/bashlakova-tenevaya-ekonomika-v-belarusi-sostavlyaet-22-2. – Дата доступа 12.05.2010.
  6. Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. М.: Российский экономический журнал, Фонд "За экономическую грамотность", 1977.
  7. Dallago B. The irregular economy in transition: features, measurment and scope. In: Output Decline in Eastern Europe: Unavoidable, Extertal influence or Homemade? Ed. by R.Z. Holzman efal. IIASA, Luxemburg, 1994.
  8. Улыбин К. Теневая экономика. М.: Экономика, 1991.
  9. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности. Вопросы экономики, 1995 № 1.
  10. Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. М.: Экономика, 1989.
  11. Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР. Вопросы экономики, 1990 № 3.
  12. Ginsburgh. V., Michel. P. Macroeconomic policy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy. Ed. By W. Gaerther and Wenig, 1985.
  13. Теневая экономика Республики Беларусь. [Электронный ресурс]/ Блог tut.by.-2011. Режим доступа: http://sergeykostyuk2011.blog.tut.by/2011/03/18/tenevaya-ekonomika-respubliki-belarus/. – Дата доступа 18.03.2011.
  14. Лученок А. Выйти из тени. [Электронный ресурс] / Советская Белоруссия. – 2009. – Режим доступа: http://sb.by/blog/91222. – Дата доступа: 17.09.2009.
  15. Долгих А. Во всем мире расширяется теневой сектор экономики. [Электронный ресурс] / Новые Известия. – 2009. – Режим доступа: http://www.gomel-agency.org/news/29.09.2009/554.html. – Дата доступа: 29.09.2009.
  16. Проблемы оценки ненаблюдаемой экономики в Республике Беларусь. Совместное совещание ЕЭК ООН/Евростата/ОЭСР по национальным счетам. Девятое совещание. [Электронный ресурс] / Европейская экономическая комиссия ООН. – Женева, 2008. – Режим доступа: http://www.unece.org/stats/documents/ece/ces/ge.20/2008/sp.10.r.pdf. – Дата доступа: 19.02.2009.
  17. Ананьев Р. Ставка на снижение. Уменьшение налоговой нагрузки позволит пополнить казну. [Электронный ресурс] / Народная газета. – 2010. – Режим доступа: http://www.ng.by/ru/issues?art_id=46035. – Дата доступа: 05.05.2010.
  18. МНС: доля теневой экономики составляет 15% ВВП Беларуси. [Электронный ресурс] / Телеграф. – 2007. – Режим доступа: http://telegraf.by/belarus/2007/10/10/shadow-economy. – Дата доступа: 10.10.07.
  19. Доля теневой экономики в Беларуси составляет 10-15% ВВП. [Электронный ресурс] / Информационно-справочный портал "Interfax.by". – 2009. – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/50277. – Дата доступа: 06.01.2009.
  20. Из-за кризиса белорусы уходят в теневой бизнес. [Электронный ресурс] / Иформационный поратал Беларуси "МойBY". – 2009. – Режим доступа: http://www.moyby.com/news/9066. – Дата доступа: 10.07.2009.
  21. Седых И. Теневая экономика спасает от кризиса, выяснили в Deutsche Bank. [Электронный ресурс] / Российский бизнес. – 2009. – Режим доступа: http://www.rb.ru/topstory/economics/2009/12/28/171739.html. – Дата доступа: 28.12.2009.
  22. Сац Л. Теневой рынок в Беларуси занимает около 15% ВВП. [Электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. – 2009. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/news/econom/?id=336041. – Дата доступа: 19.02.2009.
  23. Как Беларусь выглядит в международных рейтингах. [Электронный ресурс]/  Белорусский портал TUT. - 2010.- Режим доступа:

Информация о работе Сущность, структура и субъекты теневой экономики