Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа
В первой главе можно ознакомиться с социально-экономической основой теневой экономики. Во второй главе акцент делается на структуру и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку. В третьей главе описываются проблемы нейтрализации теневой экономики. В курсовой мы рассмотрим проблему количественно оценки размеров теневой экономики, её структуру, способы сокращения теневой экономики, осуществление государственного контроля над ней.
Введение .………………………………………………………………………………………..……5
1 Социально-экономические основы теневой экономики….………………………….…..…….6
1.1 Понятие теневой экономики …………………………………………..…………………….6
1.2 Подходы к определению теневой экономики …………………....…………… ………….10
1.2.1 Учетно-статистический подход ……………………………………..……………....10
1.2.2 Формально-правовой подход ………………………………………………………..12
1.2.3 Криминологический подход …………………………………………………...…...13
1.2.4 Комплексный подход ………………………………………………………………..14
1.3 Классификация теневых экономических явлений ……………………………………...…14
2 Структура и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку …………...............18
2.1 Структура теневой экономики ………………………………………………………....…...18
2.2 Причины возникновения теневой экономики …………………………………………..…20
2.2.1 Высокий уровень налогообложения ……………………………………………..…...21
2.2.2 Завышенная регламентация экономики ……………………………………………...23
2.2.3 Значительные масштабы госсектора в экономике ……………………………….….23
2.2.4 Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономики ………….…….24
2.2.5 Незащищенность прав собственности ……………………………………………….24
2.2.6 Неблагоприятный социальный фон ………………………………………………….25
2.2.7 Политическая нестабильность ……………………………………………………….25
2.3 Последствия теневой экономики …………………………………………………………..25
2.3.1 Деформация налоговой сферы ……………………………………….………………25
2.3.2 Деформация бюджетной сферы ………………………………………………………26
2.3.3 Влияние на эффективность макроэкономической политики ……………………….27
2.3.4 Влияние на кредитно-денежную сферу ………………………………………….…..28
2.3.5 Деформация структуры экономики …………………………………………………..28
2.3.6 Влияние на экономический рост и развитие ……………………………………...…29
2.3.7 Влияние на инвестиционный процесс ………………………………………………..29
2.3.8 Деформация структуры потребления ………………………………………………...30
2.3.9 Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма ………..30
2.3.10 Влияние на условиях воспроизводства рабочей силы …………………..…………31
2.3.11 Влияние на систему международных экономических отношений …………….....31
2.3.12 Позитивные стороны теневой экономики …………………………………………31
3 Проблемы нейтрализации теневой экономики ………………...………………………….......32
3.1 Методика оценки теневой экономики ……………………………………………………32
3.2 Масштабы теневой экономики и меры по ее сокращению ................................................38
Заключение …………………………………………………………………………………….……..42
Литература ...…………………………………………………………………………………..……...40
Кроме того, Национальным статистическим комитетом ежегодно составляются таблицы «Затраты-выпуск». Эти таблицы обеспечивают основу проверки согласованности полученных из разных источников статистических данных о потоках товаров и услуг. В результате построения таблиц выявляются слабые места учета производства и использования товаров и услуг, проводятся корректировки показателей. Корректировка проводится чаще всего за счет данных ненаблюдаемого сектора [16].
3.2 Масштабы теневой экономики и меры по ее сокращению
Инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь известны более тысячи схем вовлечения товаров в теневой оборот [17, 22]. Налоговые органы особое внимание уделяют хозяйственной деятельности в сферах строительства, поставок товаров из третьих стран, экспорта леса, ремонта автомобилей, ввоза и реализации запчастей. Незаконная предпринимательская деятельность, к сожалению, не такая уже и редкость.
В министерстве по налогам
и сбором отмечают, что некоторые
уходят в тень, потому что не хотят
обременять себя необходимостью регистрироваться
в качестве индивидуального
"Одна из основных
причин ухода от налогов —
высокая налоговая нагрузка",
— именно так считает
По данным Министерства статистики и анализа в 2000-2006 годах доля ненаблюдаемой экономики в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составляла около 11%. Из них в 2006 году на долю сельского хозяйства приходилось 3,7%, торговли и общественного питания – 3,1%, жилищного хозяйства – 1,0%, строительства– 0,3%, услуг – 2,9% [16] (статистика не обдуманная).
По данным министерства по налогам и сборам Беларуси, в 2007 году на долю теневой экономики приходилось 15% ВВП страны. Об этом сообщил 10 октября 2007 года на пресс-конференции в Минске заместитель министра по налогам и сборам республики Василий Каменко. По его словам, потери государства при этом ежегодно составляют более шести триллионов рублей [18] (статистика не обдуманная).
"По экспертным оценкам,
неучтенные доходы от
Как отметил заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Василий Каменко, теневой рынок в Беларуси в 2009 году занимает около 15% ВВП. По его словам, основные схемы уклонения от уплаты налогов выработаны в негосударственном секторе. Всего таких схем насчитывается около 1,2 тыс. [22].
В июле 2009 года Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь сообщило что, незарегистрированных предпринимателей в 2009 году стало в три раза больше. Если за пять месяцев 2008 года граждан, занимавшихся бизнесом и не плативших налоги, было где-то 3,5 тысячи, то в 2009 - уже 10,5 тысяч. По словам чиновников, в тень часто уходят работники заводов и фабрик, которые перешли на неполную рабочую неделю [20].
График 1- График незарегистрированных предпринимателей 2008-2009 г
Номинальные денежные доходы населения в 2010 году составили порядка 108,6 трлн. белорусских рублей, при этом денежные расходы, за тот же период, (с учетом депозитов) составили 106,1 трлн. белорусских рублей. Разница между доходами расходами составляет 2,5 трлн. белорусских рублей. Таким образом, минимальное количество наличных денежных средств 2,5 трлн. – это то, по сути, что формирует наличный денежный рынок. Согласно данным национального Банка Республики Беларусь, наличный рынок (по состоянию на 1 января 2011) составлял 4,5 трлн. белорусских рублей. Теперь найдем разницу: 4,5 – 2,5 = 2 трлн. белорусских рублей в наличном обороте являются серыми. Таким образом, порядка 47% наличного рынка приходится на теневую экономику. Интересным кажется тот факт, что рост наличных денег за 2010 год составил порядка 23%, а рост свободных наличных денежных средств у населения составил 2,6% за тот же период. Таким образом, порядка 20,4% составил рост серых расчетов в наличности за 2010 год. Величина наличного серого рынка, составляет около 22,37% от розничного товарооборота [13].
"Теневой бизнес есть
и будет всегда в любой стране,
в том числе и в Беларуси",
- считает Валерий Фадеев, советник
по правовым вопросам
"Количество налогов
необходимо уменьшить, система
их исчисления должна быть
более простой, прозрачной", —
такие рецепты решения
Стоит подчеркнуть тот факт, что на начало марта этого года в стране насчитывалось почти 80,2 тысячи малых предприятий и около 225 тысяч индивидуальных предпринимателей. По итогам первых двух месяцев текущего года удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства составил 21,2 процента, в том числе юридических лиц — 16,5 процента, ИП — 4,7. По сравнению с аналогичным периодом 2009-го вклад предпринимателей в общую копилку значительно вырос (тогда он был на уровне 16,7 процента) [17].
Отсюда можно сделать вывод, что реформы, проводимые правительством, в некоторых секторах экономики дают положительные результаты, даже в такой тяжелой для всего мира экономической ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теневая экономика - проблема,
с которой сталкиваются все страны
мира на протяжении многих лет. В настоящий
момент борьба с ней стала еще
более актуальной, поскольку наблюдается
рост теневой экономики даже в
тех странах, в которых уже
довольно долгий срок отмечалась стабильная
тенденция к ее снижению. Причиной
этому стал мировой финансово-
Масштабы теневой экономики во всем мире отличаются, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, давно являющееся предметом интереса исследователей.
На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.
Доходы от таких видов деятельности как сокрытие доходов, неуплата налогов, отмывание денег, контрабанда, фиктивные финансовые операции действительно огромны. Они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Вот почему данные процессы, происходящие в каждом государстве, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.
К сожалению, полностью уничтожить
теневой бизнес невозможно. Если есть
открытая экономика, будет и скрытая.
Другое дело, что снизить ее объемы
можно. Но для этого нашей стране
необходима постоянная, долгосрочная,
целенаправленная работа. В отношении
теневой экономики нужны два
вида действий. С одной стороны, предстоит
с ней бороться, а это функция
налоговых и правоохранительных
органов, которую они должны выполнить
как можно лучше. С другой –
привести теневую деятельность к
стандартным масштабам
Рассчитывать на позитивные
сдвиги можно лишь при условии
устранения причин, порождающих теневую
активность, принятия взаимосвязанного
комплекса мер в области
На мой взгляд, необходимо менять свое отношение к хозяйственной деятельности и рассматривать ее как честную «игру по правилам», воспитывать в себе культурные деловые традиции. Со стороны государства должны быть предприняты меры по либерализации хозяйственной деятельности (снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Необходимо пропагандировать честное предпринимательство, публично осуждать нарушающих закон бизнесменов, проявлять общую заботу о моральном климате общества. Так же немало важный момент является подготовка качественных рабочих кадров в налоговой сфере, из моего жизненного опыта, в этой структуре сидят 99 процентов работников, которым ничего не нужно, они напрочь отказываются помогать предпринимателям. В связи с таким отношением частникам приходиться выплачивать огромные штрафы, в результате чего больше не хочется работать по закону. Вопрос лицензирования в нашей стране настолько сложный, дорогостоящий, коррупционированный, что не хочется вставать на белый путь. В первую очередь это касается техники, в частности компьютерной, почти каждый из нас имеет ноутбук или такой имеется в семье, так вот есть на все ноутбуки мировые сертификаты, признанные во всем мире, но нашей стране нужны наши! Кто в Беларуси покупает официальную технику, это есть государственные предприятия, суть в том, что наша страна сама же себя заставляет платить в три дорога своим же учреждениям.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Сущность, структура и субъекты теневой экономики