Сущность, структура и субъекты теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В первой главе можно ознакомиться с социально-экономической основой теневой экономики. Во второй главе акцент делается на структуру и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку. В третьей главе описываются проблемы нейтрализации теневой экономики. В курсовой мы рассмотрим проблему количественно оценки размеров теневой экономики, её структуру, способы сокращения теневой экономики, осуществление государственного контроля над ней.

Содержание

Введение .………………………………………………………………………………………..……5
1 Социально-экономические основы теневой экономики….………………………….…..…….6
1.1 Понятие теневой экономики …………………………………………..…………………….6
1.2 Подходы к определению теневой экономики …………………....…………… ………….10
1.2.1 Учетно-статистический подход ……………………………………..……………....10
1.2.2 Формально-правовой подход ………………………………………………………..12
1.2.3 Криминологический подход …………………………………………………...…...13
1.2.4 Комплексный подход ………………………………………………………………..14
1.3 Классификация теневых экономических явлений ……………………………………...…14
2 Структура и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку …………...............18
2.1 Структура теневой экономики ………………………………………………………....…...18
2.2 Причины возникновения теневой экономики …………………………………………..…20
2.2.1 Высокий уровень налогообложения ……………………………………………..…...21
2.2.2 Завышенная регламентация экономики ……………………………………………...23
2.2.3 Значительные масштабы госсектора в экономике ……………………………….….23
2.2.4 Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономики ………….…….24
2.2.5 Незащищенность прав собственности ……………………………………………….24
2.2.6 Неблагоприятный социальный фон ………………………………………………….25
2.2.7 Политическая нестабильность ……………………………………………………….25
2.3 Последствия теневой экономики …………………………………………………………..25
2.3.1 Деформация налоговой сферы ……………………………………….………………25
2.3.2 Деформация бюджетной сферы ………………………………………………………26
2.3.3 Влияние на эффективность макроэкономической политики ……………………….27
2.3.4 Влияние на кредитно-денежную сферу ………………………………………….…..28
2.3.5 Деформация структуры экономики …………………………………………………..28
2.3.6 Влияние на экономический рост и развитие ……………………………………...…29
2.3.7 Влияние на инвестиционный процесс ………………………………………………..29
2.3.8 Деформация структуры потребления ………………………………………………...30
2.3.9 Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма ………..30
2.3.10 Влияние на условиях воспроизводства рабочей силы …………………..…………31
2.3.11 Влияние на систему международных экономических отношений …………….....31
2.3.12 Позитивные стороны теневой экономики …………………………………………31
3 Проблемы нейтрализации теневой экономики ………………...………………………….......32
3.1 Методика оценки теневой экономики ……………………………………………………32
3.2 Масштабы теневой экономики и меры по ее сокращению ................................................38
Заключение …………………………………………………………………………………….……..42
Литература ...…………………………………………………………………………………..……...40

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовой.docx

— 133.48 Кб (Скачать)

Если нелегальная экономика  растет более быстрыми темпами, чем  легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может  продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение  кредитно-финансовой политики) в то время, как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать "перегрев" экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции.

Если, при более динамичном развитии нелегальной экономики, товары и услуги, предлагаемые в ней, оказываются  дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.

Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так как в расчет не берутся  цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиваться при дефиците товаров на официальном рынке.

Отсутствие адекватного  учета масштабов нелегальной  экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые  в нелегальной экономике учитываются  как безработные, то оценка уровня безработицы  окажется выше реальной. Это может  подтолкнуть правительства проводить  экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на увеличение совокупного спроса, подъем уровня производства и увеличение занятости путем смягчения денежно-кредитной  политики, а также увеличения государственных  расходов. Результат тот же - возникновение  нехватки рабочей силы и рост инфляции.

Ошибки при разработке экономического курса могут возникать  и по другим причинам, связанным  с недооценкой последствий нелегальной  экономики:

искажение реального состояния  платежного баланса, вызываемые неконтролируемым движением через границу товаров  и капиталов;

завышение удельных показателей  налогового давления и государственных  расходов в силу того, что они  определяются по отношению к заниженному  ВВП, не учитывающего товары и услуги в нелегальном секторе;

погрешности в оценке распределения  доходов.

Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным  ВВП может внести искажение в  денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической  деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических  показателей, окажутся меньше тех, которые  определяются реальными потребностями  экономики.

Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской  деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.

 

2.3.4 Влияние на кредитно-денежную сферу

 

Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений  и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Незаконные денежные операции, осуществляемые с целью отмывания  денег или для получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме  того, наличие крупных, полученных незаконным путем средств в отдельной  стране создает зависимость, которую  преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Незаконный перевод денежных средств  может нарушить деятельность национальных финансовых институтов.

 

2.3.5 Деформация структуры экономики

 

Криминальная экономическая  деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически  всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической  деятельности и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния.

Во-первых, криминальная экономическая  деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что снижает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса.

Во-вторых, криминальная экономическая  деятельность все в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах  с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов  экономической деятельности, которые  определяют участие страны в международном  разделении труда.

В-третьих, из всех объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения осуществления криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.

 

2.3.6 Влияние на экономический рост и развитие

 

Влияние на экономический  рост и развитие не является однозначно деструктивным. Воздействие является разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной  законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное  воздействие на экономический рост. Например, любая подпольная работа порождает легальную экономическую  деятельность (путем использования  доходов от нелегальной экономической  деятельности на приобретение товаров  и услуг, созданных легально), и  ВВП увеличивается [2].

Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь. В остальных случаях, сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом  развитии, снижая налоговые поступления  и вызывая цепь описанных выше последствий.

 

2.3.7 Влияние на инвестиционный процесс

 

Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое  развитие и может быть весьма различным  в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических  условий.

Сокрытие нормальной экономической  деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения  инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных.

Теневая деятельность редко  влечет появление новых производств. Она стремится к получению  прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. Большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

 

2.3.8 Деформация структуры потребления

 

Деформация структуры  потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения  доходов и собственности и  расширения рынков нелегальных товаров  и услуг. Имеет место перераспределение  ВВП в пользу паразитического  потребления. Деформация структуры  потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей  криминальных сверхдоходов. Результатом  криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши  в условиях, когда существует острая необходимость в более широком  распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения  не развиваются и приходят в упадок.

Важной тенденцией в изменении  структуры потребления является увеличение объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

 

2.3.9 Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма

 

Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной  экономики зависит от взаимоотношений  нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими.

Предприятия конкурирующей  части нелегального сектора экономики  наносят ущерб сравнительно более  эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей  относительной неэффективности  общее производство и потребление  в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

 

2.3.10 Влияние на условия воспроизводства рабочей силы

 

Последствия нелегальной  работы негативны для работников. Это связано с отсутствием  гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Система нелегальной работы позволяет  бесконтрольно эксплуатировать  рабочую силу.

В случае распространения  подобных методов организации труда  и производства можно ожидать  наступления на социальные свободы  граждан, широкого использования в  промышленно развитых странах условий  использования рабочей силы, характерных  для развивающихся стран.

Посредством использования  нелегальной рабочей силы работодатели рассматривают теневую экономику  как особый метод получения сверхприбылей  в условиях кризиса.

 

2.3.11 Влияние на систему международных экономических отношений

 

Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют  финансово-кредитную систему, деформируют  структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно  влияют на доходы частных фирм [2].

Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать воздействие "отмытого" капитала на международную  экономику. По оценкам, средства, которые  в 80-х годах были вовлечены только в незаконный оборот наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов долларов. По оценкам  некоторых специалистов, эти суммы  несколько выше [2].

Незаконная экономическая  деятельность выходит за рамки национальных границ и оказывает мощное влияние  на экономику отдельных стран  в системе мирового хозяйства.

 

2.3.12 Позитивные стороны теневой экономики

 

Большая часть исследователей считают теневую экономику в  основном негативным феноменом. Развитие нелегального сектора наносит ущерб  государственному бюджету и косвенно другим экономическим субъектам, действующим  в рамках закона.

Теневая экономика оказывает  в ряде случаев и позитивное воздействие на экономические процессы. Нелегальная деятельность может дать практикующим ее предприятиям увеличение прибыли, работникам – возможность трудиться, а потребителям – получение товаров и услуг по более низким ценам [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ПРОБЛЕМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

3.1 Методика оценки теневой экономики

 

В нашей республике проблемами оценки размеров теневой экономики  занимается Национальный статистический комитет Республики Беларусь в рамках разработки системы национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.

Соотношение теневого и легального ВВП в Беларуси приведено в таблице 2 [5].

 

Таблица 2- Соотношение теневого и легального ВВП в Беларуси

 

Год

%

2004

28,3

2005

25,3

2006

24,8

2007

22,4

2008

22,3

2009

22,2


 

Главной целью экономической  статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты  ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые  прямо запрещены законодательством.

Аргументы основаны, как  правило, на доводах этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может  быть ошибочно истолковано как рост благосостояния страны.

В этой связи в большинстве  стран учет и анализ процессов  теневой экономики проводится совместными  усилиями как статистических, так  и контролирующих органов.

Методы расчета объемов  ненаблюдаемой экономике в системе  национальных счетов Беларуси объединяются в следующие группы:

интегральные оценки макроэкономических показателей, включающие оценку неформальной экономической деятельности, например, оценки производства продукции растениеводства в личных подсобных хозяйствах граждан, исходя из данных о площади посевов в этих хозяйствах и средней урожайности;

прямые оценки неформальной экономической деятельности и ее отдельных элементов, основанные на регулярно собираемых статистических данных об этой неформальной экономической  деятельности;

косвенные методы оценки неформальной экономической деятельности и ее отдельных элементов, основанные на информации об отдельных фактах, явлениях или на сравнительном анализе  данных, полученных из разных источников. Эта информация позволяет получить представление об относительных  масштабах и тенденциях распространения  неформальной экономической деятельности в пределах ограниченной группы единиц или по отдельному явлению, которое  затем распространяется на всю соответствующую  совокупность единиц или явлений;

балансовый метод, который  предполагает составление балансов ресурсов и использования по отдельным  товарам и услугам. Этот метод  применяется в расчетах производства и использования сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах.

Информация о работе Сущность, структура и субъекты теневой экономики