Сущность, структура и субъекты теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В первой главе можно ознакомиться с социально-экономической основой теневой экономики. Во второй главе акцент делается на структуру и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку. В третьей главе описываются проблемы нейтрализации теневой экономики. В курсовой мы рассмотрим проблему количественно оценки размеров теневой экономики, её структуру, способы сокращения теневой экономики, осуществление государственного контроля над ней.

Содержание

Введение .………………………………………………………………………………………..……5
1 Социально-экономические основы теневой экономики….………………………….…..…….6
1.1 Понятие теневой экономики …………………………………………..…………………….6
1.2 Подходы к определению теневой экономики …………………....…………… ………….10
1.2.1 Учетно-статистический подход ……………………………………..……………....10
1.2.2 Формально-правовой подход ………………………………………………………..12
1.2.3 Криминологический подход …………………………………………………...…...13
1.2.4 Комплексный подход ………………………………………………………………..14
1.3 Классификация теневых экономических явлений ……………………………………...…14
2 Структура и субъекты теневой экономики в условиях перехода к рынку …………...............18
2.1 Структура теневой экономики ………………………………………………………....…...18
2.2 Причины возникновения теневой экономики …………………………………………..…20
2.2.1 Высокий уровень налогообложения ……………………………………………..…...21
2.2.2 Завышенная регламентация экономики ……………………………………………...23
2.2.3 Значительные масштабы госсектора в экономике ……………………………….….23
2.2.4 Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономики ………….…….24
2.2.5 Незащищенность прав собственности ……………………………………………….24
2.2.6 Неблагоприятный социальный фон ………………………………………………….25
2.2.7 Политическая нестабильность ……………………………………………………….25
2.3 Последствия теневой экономики …………………………………………………………..25
2.3.1 Деформация налоговой сферы ……………………………………….………………25
2.3.2 Деформация бюджетной сферы ………………………………………………………26
2.3.3 Влияние на эффективность макроэкономической политики ……………………….27
2.3.4 Влияние на кредитно-денежную сферу ………………………………………….…..28
2.3.5 Деформация структуры экономики …………………………………………………..28
2.3.6 Влияние на экономический рост и развитие ……………………………………...…29
2.3.7 Влияние на инвестиционный процесс ………………………………………………..29
2.3.8 Деформация структуры потребления ………………………………………………...30
2.3.9 Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма ………..30
2.3.10 Влияние на условиях воспроизводства рабочей силы …………………..…………31
2.3.11 Влияние на систему международных экономических отношений …………….....31
2.3.12 Позитивные стороны теневой экономики …………………………………………31
3 Проблемы нейтрализации теневой экономики ………………...………………………….......32
3.1 Методика оценки теневой экономики ……………………………………………………32
3.2 Масштабы теневой экономики и меры по ее сокращению ................................................38
Заключение …………………………………………………………………………………….……..42
Литература ...…………………………………………………………………………………..……...40

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовой.docx

— 133.48 Кб (Скачать)

 

2.2.1 Высокий уровень налогооблажения

 

Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих  рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в  странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России и Беларуси распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

Как известно, налоговое  изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке экспертов, в Западной Европе именно из-за прямых и косвенных налогов 55% всех предприятий  переходят в теневой сектор [2].

Как известно, правительство  Беларуси поставило задачу по вхождению  Беларуси в 30-ку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. На наш взгляд, решение этой задачи неразрывно связано с упрощением налоговой системы и снижением уровня коррупции в экономике и общественной сфере. Рейтинг удобства налоговой системы.

          В ноябре 2009 года Всемирный банк, Международная финансовая корпорация  и PricewaterhouseCoopers опубликовали шестое ежегодное исследование "Уплата налогов 2010. Международный обзор" (Paying Taxes 2010 - The Global Picture).

        В  исследовании рассматривается процесс  уплаты налогов в 183 странах  с точки зрения административной  нагрузки для соблюдения требований  налогового законодательства, а  также проводится расчет суммарных  налоговых обязательств в процентном отношении к сумме прибыли компаний до вычета налогов.

К сожалению, Беларусь в опубликованном рейтинге в очередной раз заняла последнее 183-е место.

В этом году в десятку  стран-лидеров с точки зрения простоты уплаты налогов вошли в  порядке убывания: Мальдивы, Катар, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Ирландия, Саудовская Аравия, Оман, Новая Зеландия и Кирибати.

        В  десятку стран, где налоговый  режим по данному показателю  является наиболее сложным, вошли  следующие страны, занимающие 174-183 позиции  в списке: Ямайка, Мавритания, Гамбия, Боливия, Узбекистан, Центральная Африканская Республика, Республика Конго, Украина, Венесуэла и Беларусь.

      Среди стран  СНГ и соседних государств  ситуация выглядит следующим  образом: Эстония – 38-е место, Латвия – 45-е место, Литва – 51-е место, Казахстан – 52-е место, Грузия – 64-е место, Молдова – 101-е место, Россия – 103-е место, Азербайджан – 108-е место, Польша – 151-е место, Армения – 153-е место, Киргизия – 156-е место, Таджикистан – 162-е место, Узбекистан – 178-е место и Украина – 181-е место.

     Для сравнения:  Дания – 13-е место, Люксембург – 15-е место, Великобритания – 16-е место, Норвегия – 17-е место, Швейцария – 21-е место, Южная Африка – 23-е место, Македония – 26-е место, Канада – 28-е место, Исландия – 31-е место, Нидерланды – 33-е место, Кипр – 37-е место, Швеция – 42-е место, Австралия – 47-е место, Ирак – 53-е место, Франция – 59-е место, США – 61-е место, Болгария – 95-е место, Иран – 117-е место, Китай – 125-е место, Италия – 136-е место, Венесуэла – 182-е место.

Рассмотрим более подробно составляющие рейтинга удобства налоговой системы в Беларуси.

Отметим, что хотя Всемирный  банк и отнес Беларусь к числу  стран, несколько упростивших налоговую  систему, количество налоговых платежей в год в нашей стране составляет 107 (больше только в Румынии – 113 и  в Украине – 147). Для сравнения: Мальдивы – 1, Катар – 1, Швеция – 2, Гонконг  – 4, Норвегия – 4, Сингапур – 5, Мексика  – 6 платежей и др.

Из 107 налоговых платежей в Беларуси 24 платежа составляют налоги на прибыль и доходы, еще 24 платежа - налоги на труд и рабочую  силу и 59 платежей - другие налоги.

По оценкам авторов  исследования, в Беларуси для выполнения всех налоговых процедур (для уплаты налогов) необходимо затратить в  среднем 900 часов в год. Для сравнения: Мальдивы – 0 часов, ОАЭ – 12 часов, Бахрейн – 36 часов, Катар – также 36 часов, Багамы – 58 часов, Люксембург – 59 часов, Оман – 62 часа, Швейцария – 63 часа, Новая Зеландия – 70 часов, Македония – 75 часов и др.

Если говорить об общем  уровне налогообложения (в % к прибыли компании), то в Беларуси этот показатель, к сожалению, равняется практически 100% (если быть более точным 99,7%). Для сравнения: Тимор – 0,2% прибыли, Вануату – 8,4%, Мальдивы – 9,1%, Намибия – 9,6%, Катар – 11,3%, ОАЭ – 14,1%, Саудовская Аравия – 14,5%, Бахрейн – 15%, Грузия – 15,3%, Кувейт – 15,5% и др.

Таким образом, очевидно, что  налоговая система в Беларуси нуждается в значительном усовершенствовании (включая меры по снижению налоговой  нагрузки), если мы хотим попасть  в 30-ку стран с наилучшим бизнес-климатом, ведь система налогообложения является важнейшей составляющей делового и инвестиционного климата в стране.

Причем в условиях мирового финансового и экономического кризиса  налоговая система в Беларуси должна стать дополнительным фактором конкурентоспособности и роста  национальной экономики, ее инвестиционного  климата и уровня экономической  свободы. Чем ниже уровень налогов, тем более благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления  инвестиций в экономику страны.

На наш взгляд, промежуточной  целью (на ближайший год-два) должно стать попадание в число 100 стран  с наилучшим налоговым климатом хотя бы для того, чтобы ликвидировать  существующий разрыв между Беларусью  и Россией, которая в последнем  рейтинге удобства налоговой системы  заняла 103-е место. В свою очередь, в перспективе 3-4 лет необходимо попасть в число 50 стран с наиболее благоприятной налоговой системой, что само по себе позволит решить и задачу попадания Беларуси в 30-ку стран с наилучшим бизнес-климатом [23].

 

2.2.2 Завышенная регламентация экономики

 

Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях  государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических  решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется  в образовании различных видов  нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью  которых обходятся законодательные  ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней  мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные  ставки заработной платы, предельную продолжительность  сверхурочных работ, условия использования  труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

 

2.2.3 Значительные масштабы госсектора в экономике

 

Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают  отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и  прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных  предприятий, что является основой  для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного  распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские  структуры, создаваемые с целью  незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного  дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность  деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

В белорусской экономике  по-прежнему доминирует госсектор, который  производит почти 70% ВВП. Впрочем, приватизационные инициативы, которые обсуждаются  в правительственных кругах, нацелены на пересмотр существующей структуры  экономики [24].

 

 

Диаграмма 1- Распределение  ВВП в Беларуси

 

2.2.4 Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономики

 

Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния  экономики. Кризисное состояние  экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной  из них и является теневой сектор.

С другой стороны, при кризисном  состоянии официальной экономики  работа в ее теневом секторе может  иметь определенные преимущества. Так, профессор австрийского университета Линца Фридрих Шнайдер, специализирующийся по вопросам теневых или скрытых  экономик, поддерживает теорию, что  развитый неофициальный сектор экономики  может помочь в случае экономического спада. "Люди зарабатывают дополнительные деньги, а в теневой экономике  никто не откладывает деньги на сберегательный счет - следовательно, все эти деньги расходуются на потребительские  товары, поддерживая спрос", - говорит  он. По его словам, теневая экономика  повышает общий уровень благосостояния [21].

 

2.2.5 Незащищенность прав собственности

 

Данный фактор порождает  у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное  поведение исходит из того, что  если права собственности могут  быть рано или поздно нарушены и  существующее законодательство и правоприменительная  практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся  возможности по максимуму. Если можно  избежать уплаты налогов, максимизировать  всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

 

2.2.6 Неблагоприятный социальный фон

 

Растущая безработица, поток  беженцев, невыплаты заработной платы  и т. д. являются прекрасной "питательной  средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с  работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие  больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие  отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными  в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что  никаких налогов на фонд оплаты труда  платить не надо и т. д.

 

2.2.7 Политическая нестабильность

 

Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается  очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается  не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания  деятельности" до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики  в целом причин существования  теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также  на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований [2].

 

2.3 Последствия теневой экономики

 

Негативные последствия  теневой и криминальной экономической  деятельности проявляются в различных  социально-экономических деформациях. Существуют также и значимые неэкономические  последствия.

 

2.3.1 Деформация налоговой сферы

 

Деформация налоговой  сферы находит проявление во влиянии  на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных  расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической  деятельности от контроля и уклонение  от уплаты налогов приводит к возрастанию  налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов  от налогообложения, усиливает неоправданную  дифференциацию доходов и собственности.

Последствием нелегальной  занятости является вытеснение из сферы  общественно-полезного труда легальных  работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная  его часть становится меньше, что  приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной  законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов  и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых  отношений.

 

2.3.2 Деформация бюджетной сферы

 

Деформация бюджетной  сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета  и деформации его структуры.

Сокращение доходов бюджета  является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования  экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Не менее важным результатом  сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень  социальной дифференциации населения  достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая  социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

В развивающихся странах (Бразилия, Индия и др.), в том  числе наименее развитых (в основном государства Тропической Африки), сокращение средств, предназначенных  для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

 

2.3.3 Влияние на эффективность макроэкономической политики

 

Влияние на эффективность  макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием  достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой  части производительной деятельности в легальном и нелегальном  секторе. Можно выделить следующие  ситуации:

Информация о работе Сущность, структура и субъекты теневой экономики