Сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

онадобились годы экономических реформ в России, практического перехода к рыночным методам хозяйствования, беспристрастного изучения опыта развитых в экономическом отношении стран, чтобы понять, что бизнес — это дело, а бизнесмены – деловые люди. Постепенно в российский бизнес вовлекается все больше и больше граждан, приобщаются к нему и дети. Над предпринимательством больше не висит печать чего-то предосудительного, запретного. Более того, предпринимательство все больше привлекает не только как временное увлечение, а как постоянное занятие, как работа, как вид деятельности, как способ получения доходов.
Рыночная экономика – это, прежде всего экономика свободного предпринимательства, то есть широкого распространения бизнеса. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов вовлечения людей в бизнес. Продуктивный бизнес, обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей, запросов человека, общественно полезен, способствует увеличению количества и разнообразия товаров и услуг.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность предпринимательства 4
1.1. Понятие предпринимательства 4
1.2. Виды и формы предпринимательства 6
1.3. Функции и характеристики предпринимательства 10

Глава 2. Предпринимательская функция
экономического развития России 14
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства
в экономике России 14
2.2. Роль предпринимательства в улучшении
финансово-экономического положения России 16
2.3. Формирование предпринимательской структуры
экономического развития России
19
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
и ее совершенствование 22
3.1. Направления и формы государственной
поддержки предпринимательства 22
3.2. Совершенствование государственной политики
поддержки предпринимательства
28
Заключение 32

Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Сущность предпринимательства и его социально-экономическая роль.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

В других сферах внешнеэкономической  деятельности малых предприятий  приоритетными являются: (1) направление  иностранных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и со здание новых экспортных производств; (2) развитие транзита внешнеторговых перевозок; (3) расширение экспорта услуг.

Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения, в том числе  преодоление социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела, увеличение рабочих мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью, беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы является оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых предприятий; избирательная налоговая политика по отношению к различным категориям населения, занятым предпринимательством.

Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической обстановки реализуется в двух направлениях: (1) переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых технологий) и (2) повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.

 

3.2. Совершенствование государственной  политики поддержки предпринимательства

 

К сожалению в России из большого количества форм и направлений государственной поддержки предпринимательства на практике эффективно действуют не все.

Наиболее активная помощь малым  предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2000 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 20% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.18

Важную роль в механизме поддержки  малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет менее 51% от общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства  во многом зависит от материально-технической  поддержки субъектов малого предпринимательства, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство г. Москвы организует и проводит для них:

открытые целевые конкурсы по продаже  прав на аренду нежилых помещений  земельных участков;

открытые конкурсные торги по продаже  незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки  механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других не запрещенных источников.

Необходим комплексный подход к стимулированию развития малого бизнеса.

Очевидно, что ситуация в сфере  малого бизнеса остается плачевной  и деятельность правительства в  этом направлении неудовлетворительна, полностью отсутствует разумная политика. Количество малых предприятий снижается: на 01.01.2000 г., по данным Госкомстата РФ, – 890,6 тыс., на 01.01.2001 г. – 879,3 тыс., на 01.01.2002 г. – 843 тыс. В расчете на 1000 человек населения страны приходится 6 малых предприятий, в то время как в ЕС – 30.19

Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП РФ действует неэффективно и с задачами в этой области не справляется.

Таким образом, необходимы принципиально  иные подходы. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой, для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.

Говоря об упрощенной и вмененной  системах налогообложения, следует  отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.

Однако, несмотря на все преимущества налогообложения оборота, с 1 января 2005 года оно, согласно закону, будет  отменено, и все налогоплательщики  должны будут выбрать объектом налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов – систему, доказавшую свою неэффективность. Непонятно, для чего тогда нужно было разрабатывать новую систему обложения оборота с 6%-ой ставкой, которая могла бы реально повлиять на многие процессы в экономике?

Вместе с тем, по мнению специалистов, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет  говорить о снижении налогового бремени  малых предприятий, но речь, конечно  же, не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.

Сохранение же с 2005 г. налогообложения  прибыли в упрощенной системе  налогообложения вместо налогообложения  оборота не приведет к позитивному  эффекту: отдача налоговых органов  не повысится, собираемость этого налога не увеличится и в целом деятельность организаций останется в тени при отсутствии какого бы то ни было стимулирующего фактора.

В сфере малого бизнеса необходимо принятие следующих мер:

1. Реорганизация МАП РФ путем  расформирования подразделений,  отвечающих за поддержку предпринимательства, то есть концентрация усилий МАП РФ только на антимонопольном регулировании.

2. Курировать малый бизнес должно  специальное неправительственное  агентство. При этом надо вспомнить,  что поддержка малого бизнеса  связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией.

3. В 2005 г. осуществить переход  к налогообложению оборота, а  не возвращаться вновь к налогообложению  прибыли. 

4. Расформирование существующих  государственных программ поддержки малого бизнеса в связи с неэффективностью и коррупцией.

5. Увеличение масштабов поддержки  малого бизнеса, но не в виде  прямых кредитов и грантов.  Если судить о сумме, выделяемой  в 2003 г. по федеральной программе  господдержки (2,5 млрд. руб. из всех  источников), то на каждое малое предприятие страны (из расчета 843 тыс. на 01.01.2002 г., по данным Госкомстата) пришлось бы всего 2900 руб.20 Но и эти деньги тратятся не эффективно.

Кроме того, правительству пора вспомнить  о таких методах стимулирования малого предпринимательства, как бизнес-парки и инкубаторы, кредитные гарантии, субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.

 

 

Заключение

 

Заканчивая данную работу, можно  утверждать, что в современной  России появились первые признаки формирования предпринимательской экономики. Происходит процесс трансформации роли российского  бизнеса в качественно новое  состояние, когда бизнес становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.

В то же время, развитие малого и среднего бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития.

Осуществляемая в России система  государственного регулирования и  поддержки предпринимательства  недостаточно эффективна. Ее необходимо развивать и совершенствовать.

Во многих промышленно развитых странах успешно оказывается государственная поддержка малому бизнесу. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам. Для успешного развития отечественного бизнеса необходимо использовать все полезное из опыта развитых стран.

В качестве стратегических рычагов  подъема производства в России, максимальное участие в использовании которых принадлежит предпринимательству, можно отметить:

оживление экономической жизни  на основе восстановления инвестиционной активности и привлекательности реального сектора;

воссоздание производственного спроса;

расширение платежеспособности потребительского спроса, и, прежде всего на отечественные товары и услуги;

разумный протекционизм отечественному производителю в сочетании со стимулированием повышения его конкурентоспособности;

определение национальных экономических  приоритетов, их согласование с интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);

разработка механизма государственного регулирования экономики, ее предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка, но, и наоборот, смог более эффективно использовать их.

При этом главными целями такого механизма  являются обеспечение благоприятных  общеэкономического климата и конъюнктуры  для подъема реальной экономики  и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Автономов В. С. Предпринимательская  функция в экономической системе.  – М.: Институт мировой экономики  и международных отношений, 1996.

2. Асаул А. Н. Развитие предпринимательства  в России // Регион: политика, экономика,  социология, 2002, № 3-4.

3. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист, 2001, №4.

4. Батяева А., Забелин А., Матвеев  А., Сержантова Т. Хозяйственное  обозрение (ноябрь 2002 – февраль  2003). По результатам опроса 180 предприятий всех отраслей и регионов РФ. Центр по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН, 2003.

5. Баранников М. М., Воробьев В.  А., Кизилов А. Н. и др. Основы  предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

6. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

7. Блинов А. О. Государственная  политика малого предпринимательства.  –  М.: Континент, 2003.

8. Блинов А. Условия регулирования  малого бизнеса // Экономист, 1999, №2.

9. Бухвальд Е., Виленский А. Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вопросы экономики, 1999, № 5.

10. Государственное регулирование  экономики / Под ред. Морозовой  Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2002.

11. Комплекс мер по стимулированию  малого бизнеса России // Вестник  Русского экономического общества, №77, 08 марта 2003 г. http://www.ress.ru/

12. Криворучко О. Н., Зайцев А.  А., Лобанов С. Н. Становление  предпринимательской экономики  в России. – М.: Экономика, 2000.

13. Курс предпринимательства / Под  ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: Финансы – ЮНИТИ, 1997.

14. Курс экономики / Под ред.  Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Малые предприятия: организация,  экономика, учет, налоги / Под ред.  Горфинкеля В. Я., Швандара В.  А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

16. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.: ИТД «КноРус», 2002.

17. Посадский А. П., Хайниш С.  В. Консультационные услуги в  России. Практическое пособие для  менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995.

18. Предпринимательство / Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.

19. Реальных позитивных сдвигов  в развитии малого бизнеса  РФ не наблюдается // Вестник  Русского экономического общества,  №104, 7 ноября 2003 г. http://www.ress.ru

20. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист, 2000, № 10.

21. Сергеев И. В. Экономика  предприятия. – М.: Финансы и  статистика, 2000.

Информация о работе Сущность предпринимательства