Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
онадобились годы экономических реформ в России, практического перехода к рыночным методам хозяйствования, беспристрастного изучения опыта развитых в экономическом отношении стран, чтобы понять, что бизнес — это дело, а бизнесмены – деловые люди. Постепенно в российский бизнес вовлекается все больше и больше граждан, приобщаются к нему и дети. Над предпринимательством больше не висит печать чего-то предосудительного, запретного. Более того, предпринимательство все больше привлекает не только как временное увлечение, а как постоянное занятие, как работа, как вид деятельности, как способ получения доходов.
Рыночная экономика – это, прежде всего экономика свободного предпринимательства, то есть широкого распространения бизнеса. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов вовлечения людей в бизнес. Продуктивный бизнес, обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей, запросов человека, общественно полезен, способствует увеличению количества и разнообразия товаров и услуг.
Введение 3
Глава 1. Сущность предпринимательства 4
1.1. Понятие предпринимательства 4
1.2. Виды и формы предпринимательства 6
1.3. Функции и характеристики предпринимательства 10
Глава 2. Предпринимательская функция
экономического развития России 14
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства
в экономике России 14
2.2. Роль предпринимательства в улучшении
финансово-экономического положения России 16
2.3. Формирование предпринимательской структуры
экономического развития России
19
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
и ее совершенствование 22
3.1. Направления и формы государственной
поддержки предпринимательства 22
3.2. Совершенствование государственной политики
поддержки предпринимательства
28
Заключение 32
Список литературы 34
В других сферах внешнеэкономической деятельности малых предприятий приоритетными являются: (1) направление иностранных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и со здание новых экспортных производств; (2) развитие транзита внешнеторговых перевозок; (3) расширение экспорта услуг.
Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения, в том числе преодоление социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела, увеличение рабочих мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью, беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы является оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых предприятий; избирательная налоговая политика по отношению к различным категориям населения, занятым предпринимательством.
Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической обстановки реализуется в двух направлениях: (1) переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых технологий) и (2) повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.
3.2. Совершенствование
К сожалению в России из большого количества форм и направлений государственной поддержки предпринимательства на практике эффективно действуют не все.
Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2000 г. численность малых предприятий, расположенных на территории Москвы, составляла 20% общей численности малых предприятий страны. На них было занято более 1,3 млн человек. Они обеспечивали около 40% поступлений финансовых средств в городской бюджет.18
Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет менее 51% от общего размера капитала.
Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд субъектов малого предпринимательства правительство г. Москвы организует и проводит для них:
открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений земельных участков;
открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования добровольных взносов юридических и физических лиц и других не запрещенных источников.
Необходим комплексный подход к стимулированию развития малого бизнеса.
Очевидно, что ситуация в сфере
малого бизнеса остается плачевной
и деятельность правительства в
этом направлении
Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП РФ действует неэффективно и с задачами в этой области не справляется.
Таким образом, необходимы принципиально иные подходы. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой, для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.
Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.
Однако, несмотря на все преимущества налогообложения оборота, с 1 января 2005 года оно, согласно закону, будет отменено, и все налогоплательщики должны будут выбрать объектом налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов – систему, доказавшую свою неэффективность. Непонятно, для чего тогда нужно было разрабатывать новую систему обложения оборота с 6%-ой ставкой, которая могла бы реально повлиять на многие процессы в экономике?
Вместе с тем, по мнению специалистов, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но речь, конечно же, не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.
Сохранение же с 2005 г. налогообложения прибыли в упрощенной системе налогообложения вместо налогообложения оборота не приведет к позитивному эффекту: отдача налоговых органов не повысится, собираемость этого налога не увеличится и в целом деятельность организаций останется в тени при отсутствии какого бы то ни было стимулирующего фактора.
В сфере малого бизнеса необходимо принятие следующих мер:
1. Реорганизация МАП РФ путем
расформирования подразделений,
2. Курировать малый бизнес
3. В 2005 г. осуществить переход
к налогообложению оборота, а
не возвращаться вновь к
4. Расформирование существующих
государственных программ
5. Увеличение масштабов
Кроме того, правительству пора вспомнить о таких методах стимулирования малого предпринимательства, как бизнес-парки и инкубаторы, кредитные гарантии, субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.
Заключение
Заканчивая данную работу, можно утверждать, что в современной России появились первые признаки формирования предпринимательской экономики. Происходит процесс трансформации роли российского бизнеса в качественно новое состояние, когда бизнес становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.
В то же время, развитие малого и среднего бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития.
Осуществляемая в России система государственного регулирования и поддержки предпринимательства недостаточно эффективна. Ее необходимо развивать и совершенствовать.
Во многих промышленно развитых странах успешно оказывается государственная поддержка малому бизнесу. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам. Для успешного развития отечественного бизнеса необходимо использовать все полезное из опыта развитых стран.
В качестве стратегических рычагов подъема производства в России, максимальное участие в использовании которых принадлежит предпринимательству, можно отметить:
оживление экономической жизни на основе восстановления инвестиционной активности и привлекательности реального сектора;
воссоздание производственного спроса;
расширение платежеспособности потребительского спроса, и, прежде всего на отечественные товары и услуги;
разумный протекционизм
определение национальных экономических приоритетов, их согласование с интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);
разработка механизма
При этом главными целями такого механизма являются обеспечение благоприятных общеэкономического климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.
Список литературы
1. Автономов В. С.
2. Асаул А. Н. Развитие
3. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист, 2001, №4.
4. Батяева А., Забелин А., Матвеев А., Сержантова Т. Хозяйственное обозрение (ноябрь 2002 – февраль 2003). По результатам опроса 180 предприятий всех отраслей и регионов РФ. Центр по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН, 2003.
5. Баранников М. М., Воробьев В.
А., Кизилов А. Н. и др. Основы
предпринимательства. – Ростов-
6. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
7. Блинов А. О. Государственная
политика малого
8. Блинов А. Условия
9. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вопросы экономики, 1999, № 5.
10. Государственное регулирование экономики / Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2002.
11. Комплекс мер по
12. Криворучко О. Н., Зайцев А. А., Лобанов С. Н. Становление предпринимательской экономики в России. – М.: Экономика, 2000.
13. Курс предпринимательства / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: Финансы – ЮНИТИ, 1997.
14. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
15. Малые предприятия:
16. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.: ИТД «КноРус», 2002.
17. Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995.
18. Предпринимательство / Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.
19. Реальных позитивных сдвигов
в развитии малого бизнеса
РФ не наблюдается // Вестник
Русского экономического
20. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист, 2000, № 10.
21. Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000.