Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
онадобились годы экономических реформ в России, практического перехода к рыночным методам хозяйствования, беспристрастного изучения опыта развитых в экономическом отношении стран, чтобы понять, что бизнес — это дело, а бизнесмены – деловые люди. Постепенно в российский бизнес вовлекается все больше и больше граждан, приобщаются к нему и дети. Над предпринимательством больше не висит печать чего-то предосудительного, запретного. Более того, предпринимательство все больше привлекает не только как временное увлечение, а как постоянное занятие, как работа, как вид деятельности, как способ получения доходов.
Рыночная экономика – это, прежде всего экономика свободного предпринимательства, то есть широкого распространения бизнеса. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов вовлечения людей в бизнес. Продуктивный бизнес, обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей, запросов человека, общественно полезен, способствует увеличению количества и разнообразия товаров и услуг.
Введение 3
Глава 1. Сущность предпринимательства 4
1.1. Понятие предпринимательства 4
1.2. Виды и формы предпринимательства 6
1.3. Функции и характеристики предпринимательства 10
Глава 2. Предпринимательская функция
экономического развития России 14
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства
в экономике России 14
2.2. Роль предпринимательства в улучшении
финансово-экономического положения России 16
2.3. Формирование предпринимательской структуры
экономического развития России
19
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
и ее совершенствование 22
3.1. Направления и формы государственной
поддержки предпринимательства 22
3.2. Совершенствование государственной политики
поддержки предпринимательства
28
Заключение 32
Список литературы 34
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.
Цель предпринимателя —
Следует отметитъ, что помимо указанных элементов предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя, по А. Караянису, включает также и нематериальные вещи — свободу контролировать других и чувство «выполнения своих идей и нечто своего собственного».12
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
1) осуществление
2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.
Общественное понимание
Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом – посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:
1) к увеличению производительност
2) к ускорению темпов
3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).
Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.
Экономические выгоды существования предпринимательства:
1. Увеличение кривой производственных возможностей (КПВ) или изменение ее наклона.
2. Создание новых продуктов.
3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении с другими факторами равновесия).
4. Минимизация Х-неэффективности,
В целом функции
Глава 2. Предпринимательская функция экономического развития России
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства в экономике России
Если оценить значение предпринимательской
функции в экономических
Предпринимательская функция в специфических условиях России приобретает ряд общеэкономических признаков и свойств, определяющих ее универсальное, интегральное и системореформирующее значение в построении эффективной структуры российской экономики, осуществляющей переход к рынку.
Универсальность, как общее свойство предпринимательства, наполняется новым содержанием, поскольку она соединяет в единое целое разнородные структурные образования, принадлежащие к различным формам собственности (частная, коллективная, государственная), обладающим различным набором способов, форм и методов ведения хозяйства.
Предпринимательство, будучи универсальным явлением получает особый социально-экономический статус в условиях рыночного хозяйства.
На ранних этапах формирования и развития рыночной экономики предприниматели выступают инициаторами укрепления и вызревания рыночных отношений. На более поздней стадии развитой рынок сам способствует качественному и количественному росту предпринимательства.
Основополагающее значение предпринимательства в формировании рыночной экономики России определяется тем, что оно «берет на себя» выполнение общественно значимой функции – ускорение вызревания рыночных отношении, выступая пионером, зачинщиком, катализатором процесса создания новых товаров и услуг, удовлетворяющих многообразные потребности населения страны, прокладывая новые рыночные инфраструктурные каналы снабжения и сбыта.
Системоформирующая роль предпринимательства в современной экономической системе России определяется тем, что оно оказывает глубокое и всестороннее воздействие на весь экономический строй, экономические структуры, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные и региональные комплексы.
Предпринимательский аспект изучения
истории дает возможность интегрировать
социально-экономический опыт страны,
будь-то дооктябрьский или
На каждом новом этапе социально-
Предпринимательство способно объединить
в единое целое разнообразные комбинированные
структуры экономики (чисто государственные,
чисто рыночные, государственно-рыночные,
корпоративно-государственные и т.д.),
обеспечивая единство цели — построение
конкурентоспособной экономики и способов
ее реализации на практике, в широко и
повседневно осуществляемой предпринимательско-
В этом его неоспоримое преимущество.
Переход экономики предпринимательства к предпринимательской экономике, когда экономика и предпринимательство формируются и развиваются как единая система — закономерный этап.
Он связан с трансформацией роли предпринимательства как отдельного, так называемого «предпринимательского сектора» экономики в качественно новое состояние, когда предпринимательство становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.
Следовательно, можно говорить о том, что появились первые признаки формирования предпринимательской экономики России, использующей достижения и учитывающей просчеты «рыночной» и «переходной» моделей экономического развития страны.
2.2. Роль предпринимательства
В последние годы в экономике России были достигнуты некоторые позитивные результаты, выражающиеся в приостановке спада и росте валового внутреннего продукта (ВВП), снижении темпов инфляции, проведении институциональных преобразований, которые, однако, были несколько переоценены экономистами-аналитиками.
Положительные сдвиги в экономическом развитии России по большей мере носили конъюнктурный, неустойчивый характер. За конъюнктурным улучшением некоторых макроэкономических показателей не была замечена главная особенность — отсутствие системных, а не частных позитивных преобразований.
О состоянии дел в бизнесе можно судить по данным опроса 180 предприятий всех отраслей и регионов РФ (ноябрь 2002 – февраль 2003).15 О увеличении производства в октябре 2002 г. по сравнению с прошлым месяцем, сообщили 30% руководителей предприятий, 19% отметили сохранение прежних объемов выпуска и около 51% – уменьшение. Прямые оценки дают снижение выпуска за ноябрь в среднем по выборке на 3,5%.
Рост (в реальном выражении) закупок оборудования отметили 4% участников опроса, 40% указали на неизменность данного показателя, и 7% – на его сокращение. Остальные 48% (в октябре – 45%) предприятий не закупали оборудование в течение двух и более месяцев подряд.
Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в ноябре 2002 г. 72% от нормального уровня (в октябре – 73%). Около 28% промышленных предприятий работали менее чем на 1/2 своей мощности, и столько же – более чем на 9/10.
Около 4% опрошенных руководителей в ноябре сочли финансовое положение своих предприятий хорошим, по мнению 41%, оно было нормальным, и 54% оценили его как плохое.
Ситуация в реальном и банковском
секторах российской экономики будет
– неуклонно ухудшаться, если не
будут задействованы
Мировая практика свидетельствует, что страны с развитой экономикой идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства. В России это направление стимулировать предельно необходимо, поскольку кризис в сфере производства, включая производственное инвестирование, приобрел, наиболее острый характер.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, экономический рост на 90% обеспечивается за счет нововведений и внедрения новых знаний и технологий. Еще 10 лет назад в общем объеме отечественного экспорта доля наукоемкой продукции составляла 25-27%, что в стоимостном выражении равнялось 50-60 млрд. долл. Каждый рубль, потраченный государством на патентование изобретений, приносил тысячекратную отдачу.16 Сейчас, когда ситуация резко изменилась к худшему, необходима разработка общенациональной программы и пакета мер по развитию инновационного предпринимательства.
Мировой опыт свидетельствует, что особенно важную роль в развитии экономики играет малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 40-50, в США – более 79, а в России только 6.20 В странах Европейского сообщества (ЕС), в Соединенных штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (приложение 3).
Вместе с тем, как видно из приложения 3, малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — валового внутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50—60%.21
2.3. Формирование
Необходимость повышения эффективности предпринимательской функции социально-экономического развития страны меняет подход к оценке роли и значения как всего предпринимательства, так и его составных частей. Так, основной целью системы российского предпринимательства является не только достижение прибыльного ведения хозяйства, но и формирование рациональной в условиях перехода к рынку предпринимательской структуры экономического развития страны.