Сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

онадобились годы экономических реформ в России, практического перехода к рыночным методам хозяйствования, беспристрастного изучения опыта развитых в экономическом отношении стран, чтобы понять, что бизнес — это дело, а бизнесмены – деловые люди. Постепенно в российский бизнес вовлекается все больше и больше граждан, приобщаются к нему и дети. Над предпринимательством больше не висит печать чего-то предосудительного, запретного. Более того, предпринимательство все больше привлекает не только как временное увлечение, а как постоянное занятие, как работа, как вид деятельности, как способ получения доходов.
Рыночная экономика – это, прежде всего экономика свободного предпринимательства, то есть широкого распространения бизнеса. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов вовлечения людей в бизнес. Продуктивный бизнес, обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей, запросов человека, общественно полезен, способствует увеличению количества и разнообразия товаров и услуг.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность предпринимательства 4
1.1. Понятие предпринимательства 4
1.2. Виды и формы предпринимательства 6
1.3. Функции и характеристики предпринимательства 10

Глава 2. Предпринимательская функция
экономического развития России 14
2.1. Фундаментальная роль предпринимательства
в экономике России 14
2.2. Роль предпринимательства в улучшении
финансово-экономического положения России 16
2.3. Формирование предпринимательской структуры
экономического развития России
19
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства
и ее совершенствование 22
3.1. Направления и формы государственной
поддержки предпринимательства 22
3.2. Совершенствование государственной политики
поддержки предпринимательства
28
Заключение 32

Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Сущность предпринимательства и его социально-экономическая роль.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.

Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Цель предпринимателя — получение  нормальной (покрытие полных вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки предпринимателя — процент на капитал, вознаграждение предпринимателя за труд по управлению предприятием, т.е. за «его дополнительные усилия для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей» (Я. Корнай, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты рассматривают этот элемент предпринимательского дохода как вознаграждение предпринимателя за особые функции в производстве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов — труду, капиталу, земле. Плата за риск — это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект использования передовых технологий.

Следует отметитъ, что помимо указанных  элементов предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя, по А. Караянису, включает также и нематериальные вещи — свободу контролировать других и чувство «выполнения своих идей и нечто своего собственного».12

Предпринимательство как форма  инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных  производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических  функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом – посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости  (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков  до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

Предпринимательская активность в  сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Экономические выгоды существования  предпринимательства:

1. Увеличение кривой производственных возможностей (КПВ) или изменение ее наклона.

2. Создание новых продуктов.

3. Помощь экономике в достижении  равновесия (в соединении с другими факторами равновесия).

4. Минимизация Х-неэффективности,  связанной, по X. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.13

В целом функции предпринимательства  представлены в приложении 2.

 

 

Глава 2. Предпринимательская функция  экономического развития России

2.1. Фундаментальная роль предпринимательства в экономике России

 

Если оценить значение предпринимательской  функции в экономических системах, исходя из потребностей экономического реформирования России, то можно выявить некоторые ее новые, важные содержательные стороны, позволяющие подойти к выводу о фундаментальном влиянии предпринимательства на структуру, механизм, другие важные атрибуты современной российской экономики.14

Предпринимательская функция в  специфических условиях России приобретает ряд общеэкономических признаков и свойств, определяющих ее универсальное, интегральное и системореформирующее значение в построении эффективной структуры российской экономики, осуществляющей переход к рынку.

Универсальность, как общее свойство предпринимательства, наполняется новым содержанием, поскольку она соединяет в единое целое разнородные структурные образования, принадлежащие к различным формам собственности (частная, коллективная, государственная), обладающим различным набором способов, форм и методов ведения хозяйства.

Предпринимательство, будучи универсальным  явлением получает особый социально-экономический статус в условиях рыночного хозяйства.

На ранних этапах формирования и  развития рыночной экономики предприниматели  выступают инициаторами укрепления и вызревания рыночных отношений. На более поздней стадии развитой рынок сам способствует качественному и количественному росту предпринимательства.

Основополагающее значение предпринимательства  в формировании рыночной экономики  России определяется тем, что оно  «берет на себя» выполнение общественно значимой функции – ускорение вызревания рыночных отношении, выступая пионером, зачинщиком, катализатором процесса создания новых товаров и услуг, удовлетворяющих многообразные потребности населения страны, прокладывая новые рыночные инфраструктурные каналы снабжения и сбыта.

Системоформирующая роль предпринимательства  в современной экономической  системе России определяется тем, что  оно оказывает глубокое и всестороннее воздействие на весь экономический строй, экономические структуры, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные и региональные комплексы.

Предпринимательский аспект изучения истории дает возможность интегрировать  социально-экономический опыт страны, будь-то дооктябрьский или послеоктябрьский этапы, в том числе «перестроечный» период. Ведь предпринимательские подходы решения крупных общероссийских проблем имеют непреходящую ценность, вне зависимости от конкретной исторической социально-политической обстановки.

На каждом новом этапе социально-экономического развития страны такого рода опыт не зачеркивается и не противопоставляется конъюнктурной экономической ситуации. Тем самым не создается иллюзии необходимости изменения общественно-экономической ситуации путем ее слома, переделки и перестройки, то есть революционным способом. Более предметно и доказательно утверждаются ценности эволюционного пути развития, опирающегося на фундаментальные ценности, среди которых достойное место занимает предприимчивость, выразителями и носителями которой являются как российские промышленники, предприниматели, так и российское государство — инициатор и организатор крупных предпринимательских начинаний и проектов планомерной предпринимательско-хозяйственной деятельности, имеющей общенациональное значение.

Предпринимательство способно объединить в единое целое разнообразные комбинированные структуры экономики (чисто государственные, чисто рыночные, государственно-рыночные, корпоративно-государственные и т.д.), обеспечивая единство цели — построение конкурентоспособной экономики и способов ее реализации на практике, в широко и повседневно осуществляемой предпринимательско-хозяйственной деятельности на всех уровнях.

В этом его неоспоримое преимущество.

Переход экономики предпринимательства  к предпринимательской экономике, когда экономика и предпринимательство формируются и развиваются как единая система — закономерный этап.

Он связан с трансформацией роли предпринимательства как отдельного, так называемого «предпринимательского сектора» экономики в качественно новое состояние, когда предпринимательство становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.

Следовательно, можно говорить о  том, что появились первые признаки формирования предпринимательской  экономики России, использующей достижения и учитывающей просчеты «рыночной» и «переходной» моделей экономического развития страны.

 

 

2.2. Роль предпринимательства улучшении  финансово-экономического положения  России

 

В последние годы в экономике  России были достигнуты некоторые позитивные результаты, выражающиеся в приостановке спада и росте валового внутреннего продукта (ВВП), снижении темпов инфляции, проведении институциональных преобразований, которые, однако, были несколько переоценены экономистами-аналитиками.

Положительные сдвиги в экономическом развитии России по большей мере носили конъюнктурный, неустойчивый характер. За конъюнктурным улучшением некоторых макроэкономических показателей не была замечена главная особенность — отсутствие системных, а не частных позитивных преобразований.

О состоянии дел в бизнесе  можно судить по данным опроса 180 предприятий  всех отраслей и регионов РФ (ноябрь 2002 – февраль 2003).15 О увеличении производства в октябре 2002 г. по сравнению с прошлым месяцем, сообщили 30% руководителей предприятий, 19% отметили сохранение прежних объемов выпуска и около 51% – уменьшение. Прямые оценки дают снижение выпуска за ноябрь в среднем по выборке на 3,5%.

Рост (в реальном выражении) закупок  оборудования отметили 4% участников опроса, 40% указали на неизменность данного показателя, и 7% – на его сокращение. Остальные 48% (в октябре – 45%) предприятий не закупали оборудование в течение двух и более месяцев подряд.

Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в ноябре 2002 г. 72% от нормального уровня (в октябре – 73%). Около 28% промышленных предприятий работали менее чем на 1/2 своей мощности, и столько же – более чем на 9/10.

Около 4% опрошенных руководителей  в ноябре сочли финансовое положение  своих предприятий хорошим, по мнению 41%, оно было нормальным, и 54% оценили его как плохое.

Ситуация в реальном и банковском секторах российской экономики будет  – неуклонно ухудшаться, если не будут задействованы эффективные  предпринимательские рычаги преодоления  негативных экономических процессов. Развитие предпринимательства все в большей мере влияет на социально-экономическое развитие, и именно предприниматели являются той движущей силой, которая способна вывести Россию из экстремальной кризисной ситуации, возродить, используя законы рынка, национальную экономику и, прежде всего ее реальный сектор.

Мировая практика свидетельствует, что  страны с развитой экономикой идут по пути развития предпринимательства прежде всего в сфере производства. В России это направление стимулировать предельно необходимо, поскольку кризис в сфере производства, включая производственное инвестирование, приобрел, наиболее острый характер.

Как показывает зарубежный и отечественный  опыт, экономический рост на 90% обеспечивается за счет нововведений и внедрения новых знаний и технологий. Еще 10 лет назад в общем объеме отечественного экспорта доля наукоемкой продукции составляла 25-27%, что в стоимостном выражении равнялось 50-60 млрд. долл. Каждый рубль, потраченный государством на патентование изобретений, приносил тысячекратную отдачу.16 Сейчас, когда ситуация резко изменилась к худшему, необходима разработка общенациональной программы и пакета мер по развитию инновационного предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует, что  особенно важную роль в развитии экономики играет малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 40-50, в США – более 79, а в России только 6.20 В странах Европейского сообщества (ЕС), в Соединенных штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (приложение 3).

Вместе с тем, как видно из приложения 3, малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — валового внутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50—60%.21

 

2.3. Формирование предпринимательской структуры экономического развития России

 

Необходимость повышения эффективности  предпринимательской функции социально-экономического развития страны меняет подход к оценке роли и значения как всего предпринимательства, так и его составных частей. Так, основной целью системы российского предпринимательства является не только достижение прибыльного ведения хозяйства, но и формирование рациональной в условиях перехода к рынку предпринимательской структуры экономического развития страны.

Информация о работе Сущность предпринимательства