Сущность, основные черты и типы смешанной экономики. Модели смешанной экономики в разных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 05:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Рассмотреть модели смешанной экономики в разных странах, существующие в настоящее время.
Задачи:
Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики.
Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.
Выявить сходства и различия в функционировании экономики этих государств.
Выявить преимущества и недостатки смешанной экономики.
Рассмотреть экономическую систему России на современном этапе.
Обозначить основные проблемы современной экономики нашей страны.

Содержание

Введение 4
I Теоретические аспекты смешанной экономики 5
1. Зарождение и сущность смешанной экономики 5
1.2 Модели смешанной экономики 10
II Экономика России на современном этапе 17
1. Основные черты и элементы переходной экономики 17
2. Роль государственного регулирования и стратегические проблемы
России по вопросам государственного регулирования переходной
экономики на современном этапе 22
3. Общие черты и различия смешанной и переходной экономики 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

экономическая теория курсовая.docx

— 98.54 Кб (Скачать)
p align="justify">       Из содержания переходной экономики  экономики. вытекает, что в процессе  трансформации необходимо выделять  ключевые и производственные  элементы, определяющие формирование новой экономики. учитывая то, что рыночная система отношений является основой формирования всех других отношений смешанной экономики, ключевым элементом преобразований является создание рыночной системы отношений. При переходе от огосударствленного социализма к смешанной экономике необходимо решить уникальную задачу не реформирования, а создания всей системы рыночной экономики, включающей не только хозяйственных субъектов, но и новой системы институтов и рынков.[15]

     Так как регулирование в смешанной  экономике опирается на систему  институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использованных прямых методов воздействия на экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако следует учесть, что либеризация внешнеэкономической деятельности, усиление влияния российской экономики на мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

     К числу производных следует отнести  и формирование предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание – структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего.

     Совершенно  особое место занимает преобразование структуры народного хозяйства. Данный элемент не может быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.[13]

     Из  перечисленных выше элементов формирования смешанной экономики следует выделить те из них, которые прямо направлены на формирование собственно рыночных отношений, или рыночных отношений в узком смысле слова. 
Смешанная экономика включает в себя, как было показано ранее, ряд элементов, наводимых к рыночным отношениям (сознательное регулирование всей экономики, преобразование структуры народного хозяйства, социальная ориентация). Формирование собственного рынка, или рыночной системы в узком смысле слова, прямо не включает эти элементы и обеспечивается особым набором методов и способов формирования. Оно определяется, с одной стороны, содержанием рыночной экономики, а, с другой, исходными условиями переходной экономики. При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:

     - Либеризация экономики;

     - Структурные преобразования;

     - Институциональные преобразования;

Либеризация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

     Структурные преобразования - это изменения структуры  экономики с целью преодоления  прежней огосударствленной структуры  путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

      
Институциональные преобразования - это  создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых  организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

     Среди данных направлений формирования рынка  на первоначальном этапе особое значение имеет либеризация. В переходной экономике задачи экономической  либеризации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием  рынка, но и с изменением самих  принципов хозяйственного поведения  всех субъектов экономики. охватывая все сферы хозяйственной жизни, либеризация предполагает либеризацию цен, ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обуславливают поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.[8] 

     2.2 Роль государственного регулирования и стратегические проблемы России по вопросам государственного регулирования переходной экономики на современном этапе

      
 Система государственного регулирования  в регулирования переходной экономике  характеризуется двумя определяющими тенденциями.

 Во- первых, степень государственного  вмешательства в экономику уменьшается.  Во-вторых, происходит переход от  преимущественно административных  способов государственного регулирования  к экономическим.

     В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем  в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Значительная роль государства в  период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. 
Прежде всего, переход от административно – командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Россия, большинство стан СНГ, страны Восточной Европы). Государству приходится регулировать формирование рыночной инфраструктуры. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что чревато дезорганизацией хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы.

       В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

     Первая  группа включает функции, связанные  с формированием рыночных отношений: создание правовой базы хозяйствования, адекватной условиям рыночной экономике; демонополизация и стимулирование конкуренции; приватизация государственной собственности и т.д.

     Ко  второй группе относятся перераспределительные  функции, призванные корректировать несовершенство рыночных механизмов в деле распределения  материальных, финансовых ресурсов, доходов населения. В эту же группу входит функция обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

     Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либеризации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

     Стратегические  проблемы России по вопросам государственного регулирования переходной экономики на современном этапе.

     На  современном этапе в России требуются чрезвычайные и вместе с тем системные стратегические меры для вывода страны из глубокого управленческого кризиса, поразившего практически все звенья и уровни руководства хозяйством. Речь идет, во-первых, о реорганизации первичного звена экономики- хозяйствующих субъектов и, во-вторых, о радикальном усилении регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти, о беспрепятственном прохождении управленческих импульсов и надежной обратной связи по всей управленческой вертикали.[15]

     Один  из самых драматичных и дорогостоящих  уроков прошедших пяти-шести лет  заключается в том, что ни исполнительная власть, ни законодательные органы не разработали концепцию создания системы управления, адекватную рыночному  механизму и особенностям переходного периода. Нет и ответа на вопрос: как выходить из организационного кризиса? К тому же в программах перехода к рыночной экономике, которые провозглашались в последние годы , оставались в тени основные условия эффективности проведения реформ - система управления экономикой во всех звеньях, организация хозяйственного управления, формирование четкой и безотказной институциональной структуры.

     Представление о вторичности управления свело  проблемы руководства хозяйственными процессами к предельно простым связям и отношениям, примитивизму в понимании многосложных объективных процессов, практически подменило гибкое и нормативное регулирование импульсивными мерами по "тушению пожаров".

     По  этим причинам кризис приобрел всеобщий характер, задев самые основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и  информационных потоков. Он превратился  в кризис человеческих отношений. Это  нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, корпоративной этики и чести.

     К наиболее заметным проявлениям охватившего  экономику кризиса управления можно  отнести:

     - самоустранение государственных  структур от целенаправленного,  обоснованного и гибкого использования всей системы экономических и административных рычагов, от решения вопросов, которые и в рыночной экономике остаются в сфере их компетенции;

     - отсутствие четкого разграничения  прав и ответственности как  по вертикали власти, так и  между властью и хозяйствующими  субъектами; в равной мере не  разграничены и во многом не упорядочены права и ответственность собственников и управляющих;

     - необеспеченность правовой защиты  договорных отношений;

     - разрушение производственных и  управленческих структур корпоративного  типа, являющихся основой промышленного потенциала;

     - тенденцию к разделению на  отдельные части крупных и  средних предприятий;

     - бесхозность предприятий, находящихся  в государственной собственности,  включая унитарные с правом  хозяйственного ведения, и несостоятельность  казенных предприятий;

     - отсутствие повсеместной системы  выдвижения и высококвалифицированной  подготовки нового поколения  руководителей всех уровней.

     Разумеется, нельзя не учитывать, что централизованная система не могла быть сломана  в одночасье. Надо отметить и то, что самым неуправляемым оказался государственный сектор. Практически не оправдали себя хозяйственное ведение как форма реализации государственной собственности, институт представителей государства в акционерных обществах с соответствующими пакетами акций. Государство как собственник не разработало обоснованную стратегию управления своим имуществом, оно не стало "стратегическим собственником".

     Государство в крупных масштабах "сбросило" с себя выполнение действительно  несвойственных ему хозяйственных  функций, но при этом произошло ослабление управляемости оставшимися в  его собственности предприятиями. Основные причины потери управляемости  государственным сектором экономики  носят институциональный характер и связаны с тем, что:

     - дезорганизованы системы заказов  и закупок продукции, работ  и услуг для государственных нужд; не налажена система государственных контрактов;

     - отсутствует нормативная база, определяющая  требования к управлению государственными предприятиями;

     - не выработаны учередительные  документы унитарных предприятий,  в которых должны быть учтены  отраслевые и региональные особенности,  а также интересы экономической безопасности страны;

     - отсутствуют нормативно-правовые  рамки поведения представителей  государства при регулировании таких процессов, как распределение прибыли предприятий с государственным участием, обеспечение федеральных гарантий для получения внебюджетных кредитов и инвестиций;

     - раздроблены функции управления  и распоряжения государственным  имуществом между многочисленными федеральными органами исполнительной власти;

     - отсутствует целостная система  подготовки управляющих государственными  пакетами акций.

     Создание  системы государственного предпринимательства, соответствующей реалиям переходного  периода, - непростая, но вместе с тем  неотложная задача, требующая ответственных решений. Очень важно при этом разработать правовые нормы, дающие основу для рационального сочетания административных и экономических методов регулирования деятельности государственных предприятий. Речь идет о необходимости принятия законодательных актов: закона о собственности, закона о разграничении форм собственности между федеральным, региональными и муниципальными уровнями, новых положений об органах исполнительной власти, закона о порядке заключения договоров и соглашений между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.[16]

     Но  все это внешние условия по отношению к субъектам хозяйствования, являющимся как государственными, так и управляемыми с участием представителей государства в акционерных обществах. Именно здесь, на уровне субъектов хозяйствования, проявляются все негативные последствия плохо налаженной, неупорядоченной, малоэффективной системы управления.

     Во-первых, изменение форм собственности, стремительное  акционирование не сопровождалось применением  форм и методов эффективного управления новыми субъектами хозяйствования.

     Во-вторых, продолжается и даже усиливается  процесс организационной и финансовой деформации предприятий. По данным Минэкономики РФ, в 1996 г. доля убыточных предприятий в промышленности возросла с 35 до 43°о. Общая сумма убытков в промышленности, строительстве и на транспорте составила 79,7 трлн. руб. и возросла по сравнению с 1995 г. в 3,6 раза.

     В-третьих, в отношениях с хозяйствующими субъектами государство попадает в "заколдованный  круг". Проводится курс на то, чтобы  государственную поддержку оказывать  лишь тем предприятиям, которые успешно  реформировались. Но в условиях экономического спада, кризиса неплатежей, действующей налоговой системы успешное реформирование предприятий за небольшим исключением практически невозможно.

     Рассматривая  актуальные задачи государственного управления экономикой, нельзя не сказать о  таком важном и перспективном  направлении, каким является расширение масштабов и повышение роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций. В настоящее время Россия занимает 16-е место в мире по удельному весу в мировом компьютерном парке, в ней в 63 раза меньше компьютеров, чем в США. Наша страна находится на 34-м месте по количеству компьютеров на душу населения, то есть имеет 7 компьютеров на 1000 человек. К тому же пока еще не создана общенациональная компьютерная сеть.

     Борьба  российских предприятий за выживание, трудности переходного периода  отодвинули на второй план создание эффективных  коммуникаций в управлении. Вместе с тем можно утверждать, что глубокие экономические реформы и институциональные изменения нуждаются в использовании в широких масштабах глобальных компьютерных сетей. Низкий технический уровень системы информационного обеспечения выдвигает задачу модернизации средств связи и телекоммуникаций, насыщения экономики компьютерным оборудованием. Предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов, гарантий, реальной экономической заинтересованности и юридической ответственности за решение этих задач.

     Область властно-административных и экономических  функций государства затрагивает интересы десятков и сотен миллионов людей. На основе опыта развитых стран, многосторонних научных исследований в сфере управления выработана взаимосвязанная система звеньев регулирования и управления экономическим развитием. Особое значение такая система звеньев и присущих им функций имеет для России, прошедшей в последние годы беспрецедентный в истории путь разрушения своей промышленности, уничтожения производственного и научно-технического потенциала.

     Речь  идет об органах государственного регулирования  промышленной деятельности федерального и регионального уровней, наделенных соответствующими функциями. На разных этапах переходного периода они могут принимать различные формы и призваны обеспечивать выработку законодательных основ и нормативных правил промышленной деятельности и строгий контроль за их соблюдением. Ключевое их назначение - формирование стратегии (приоритетов и ключевых задач) промышленной политики и влияние на создание соответствующих структур как государственных, так и коммерческих. К этому надо добавить разработку и реализацию соответствующих государственных программ, прогнозирование развития индустриальных отраслей, ограничение монополизма и стимулирование конкуренции. В задачу данных органов входит также поддержка приоритетных направлений развития промышленного комплекса, использование налоговых, ценовых, дотационных рычагов для поддержки структурных изменений и развития научно-технического потенциала.[16]

 

     2.3 Общие черты и различия смешанной и переходной экономики

      
Из разграничении понятий смешанная  экономика и переходная экономика  выпекает ряд теоретических положений, которые необходимо учитывать в  современной экономической стратегии правительству России. 
Во-первых, смешанная экономика и переходная экономика в России по времени совпали, в то время как в развитых странах функционирует лишь смешанная экономика. Следовательно, при формировании действенных мер органам власти необходимо учитывать действия и законов смешанной экономики, и законов переходной экономики, ибо они могут действовать в одном направлении или противодействовать друг другу. Во-вторых, в смешанной экономике разные экономические законы действуют в противоположных направлениях. Так, законы преходящих форм общественного производства действуют по нисходящей линии, а экономические законы нарождающейся формы действуют по восходящей линии. При этом надо учитывать стадии развития смешанной экономики. Если это начальная стадия, то, естественно, действия экономических законов прежней системы более действенны, чем законы возникающей экономической системы  В-третьих, закономерности переходной экономики также проявляются разнонаправлено в рамках мировой экономики. Например, систему нарождающегося экономического явления необходимо оберегать государственными законодательными актами от действия сложившейся экономической системы. Здесь также надо учитывать стадии развития переходных отношений. 
В-четвертых, нельзя игнорировать роли индивидов, действующих в реальной действительности, которыми движут их интересы, а также роли личности. 
Действия и индивида, и личности тормозят или наоборот способствуют развитию новых отношений. Следовательно, в стране должна действовать жесткая система государственных законов и подзаконных актов, направленных на поступательное движение экономики. Наличие жесткой системы управления само по себе не достаточно, если его не подкрепить еще более жесткой системой контроля за ходом исполнения государственных законов.[16]

Жесткая система контроля есть элемент системы  совместного или коллективного  производства. Совместное производство, базируясь на четкой стыковке не только отдельных операций, но и всей системы  общественных отношений, требует постоянного контроля не только за исполнительной дисциплиной, но и за всей системой взаимоотношений. 
Разнонаправленный характер действия общественных и экономических законов, а также действия субъектов привел не просто к кризису в экономике, но и к кризису сознания людей. Не все могут понять, почему это вдруг должна усилиться роль "невидимой руки" и ослабнуть роль государства в постсоветский период. Почему с укреплением рыночных отношений в новых независимых государствах все более и более говорят и пишут об усилении роли государства в экономике? Что это? Прихоть отдельных ученых и власть держащих лиц или это выводы, в основе которых лежат объективные закономерности? Видимо однозначный ответ, скорее всего, привел бы к неправильному выводу.

Вышеотмеченная  противоречивость действия экономических  закономерностей смешанной и  переходной экономики четко отразилась в переходных отношениях пост советского периода в молодых независимых  государствах. В экономике этих стран  устанавливаются и укрепляются  рыночные отношения путем развала  системы централизованного отраслевого  управления экономикой и усиленного насаждения системы “невидимой руки”. Этот этап болезненно переживаем мы и  поныне. Но, к сожалению, он идет односторонне. Может быть, эта односторонность  в какой-то период и была необходима, но в условиях кризисных явлений в мировой экономике и одновекторности действий мировых финансовых центров нам необходимо продумать целенаправленную экономическую политику, учитывающую объективные экономические закономерности.

Последние таковы, что, с одной стороны, промышленное производство товаров, базирующихся на современной технике и технологии, требует регулирования общественного производства. С другой стороны, переходное состояние экономики, базирующейся на слабом развитии рыночных отношений, требует дальнейшего развития товарного производства.

Закономерности, проистекающие из процесса развития техники и технологии общественного производства, ведут к изменению системы взаимосвязи в производственных отношениях, а именно: предприятия, функционируя, работают друг на друга; производство товаров становится совместным; производители превращаются в ассоциированных производителей, причем они отличаются от коллективных производителей первобытнообщинного строя тем, что последние коллективно добывали средства к существованию из-за низкого уровня развития производительных сил, ныне же совместное производство осуществляется из-за высокого уровня развития разделения труда и высокой потребности в конечных результатах труда. 
Развитие рыночных отношений объективно ведет не просто к развитию системы 
"купи- продай", но и к становлению рынка капитала, финансовой системы с ее различными денежными, кредитными подсистемами, рынком ценных бумаг и т.д. 
Все это ставит проблемы рационального использования производимого и накопленного капитала, их утечки за границу, государственного бюджета и долга, финансирования бюджета и налогооблагаемой базы бюджета, тезаврации денег, объема и условия эмиссии денег и ценных бумаг и т.п. Становление структуры рыночных отношений объективно ведет к усилению роли чиновников местных и центральных органов власти. Их значимость возрастает с развитием рыночных отношений. Их разрешительно запретительная функция и возможность овладеть частью собственности на долевых и иных условиях приводит не просто к возрастанию их роли, но и к самодурству. Более того, из числа таких чиновников возникает и развивается компрадорская буржуазия.    

Информация о работе Сущность, основные черты и типы смешанной экономики. Модели смешанной экономики в разных странах