Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 05:06, курсовая работа
Цель работы:
Рассмотреть модели смешанной экономики в разных странах, существующие в настоящее время.
Задачи:
Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики.
Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.
Выявить сходства и различия в функционировании экономики этих государств.
Выявить преимущества и недостатки смешанной экономики.
Рассмотреть экономическую систему России на современном этапе.
Обозначить основные проблемы современной экономики нашей страны.
Введение 4
I Теоретические аспекты смешанной экономики 5
1. Зарождение и сущность смешанной экономики 5
1.2 Модели смешанной экономики 10
II Экономика России на современном этапе 17
1. Основные черты и элементы переходной экономики 17
2. Роль государственного регулирования и стратегические проблемы
России по вопросам государственного регулирования переходной
экономики на современном этапе 22
3. Общие черты и различия смешанной и переходной экономики 26
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложение 32
Например, модель с минимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.
Прежде
всего делом государства
Другой
государственной функцией является
регулирование внешних
Особая
задача государства — управление
нерыночным сектором национального хозяйства,
который представляет населению товары
и услуги общественного пользования. Речь
идет о национальной обороне, государственном
управлении, единой энергосистеме и национальной
сети коммуникаций, всеобщем образовании,
здравоохранении, фундаментальных науках
и т.п.
Американская модель
Американская модель – это либеральная рыночно – капиталистическая модель, построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха[11, с. 25.].
Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.
Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:
-
абсолютное преобладание
-
законодательное обеспечение
-
ограничение сферы
-
относительно небольшая доля
государственного бюджета в
- всестороннее развитие и поддержка предпринимательства;
- ориентация на достижение экономического успеха;
- высокий уровень производительности труда, научно-технического прогресса;
- не ставится, не рассматривается задача социального равенства;
-
для необеспеченных и малообеспеченных
модель предусматривает создание за счет
льгот и пособий более или менее приемлемого
уровня существования.[12]
Германская модель
Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».
Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.
Одновременно
действует разветвленная
Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан — равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:
—
смешанная экономика
— осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
— социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье, т.о. курс на сильную социальную защищенность (но не на выравнивание социальных доходов) ;
-
акцент на развитие мелкого
и среднего производства и
на развитие фермерского хозяйства
(в последующем – на крупное производство)[12]
Японская модель
Японская модель -- это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала[11, с. 26.]. Таким образом достигается уменьшение себестоимости продукции, а следовательно и увеличение ее конкурентоспособности.
Япония
как и Германия проиграла Вторую
мировую войну и после
Путь национализации промышленности оккупационной администрацией был отвергнут и осуществлен, так называемый "обратный курс", целью которого было обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в "мастерскую Азии". Данная программа была разработана представителями американской монополии - банкирами Дж.Доджем и К.Шоупом. реформированию в годы оккупации (1946-1952 гг.) подверглись все стороны жизни: общественный строй и государственное устройство. Главной из реформ стал роспуск дзайбацу, т.е. холдингов, державших акции закрытых концернов. Были разукрупнены промышленные и торговые компании, а акции были пущены в свободную торговлю. Антимонопольное законодательство ограничивало слияние фирм и взаимное держание акций, что стало основой конкурентной экономики.
В 1947-1950 гг. была проведена земельная реформа, которая состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам, которым перешло 80% всей арендной земли.
В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Вся денежная эмиссия ставилась под контроль. Убыточным предприятиям перестали выплачивать субсидии. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке.
Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, был создать многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта, замещая импорт.
При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки менялись и отраслевые приоритеты, главное место отводилось автомобильной промышленности и электронике.
За 30 послевоенных лет бедная Япония с военной индустрией превратилась в великую экономическую державу.
В 70-х 80-х годах Японию настигли экономические кризисы, выявившие высокую степень зависимости экономики страны от международного рынка. Например «Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985 году». [9] Во многом эти кризисы были обусловлены утратой таких преимуществ как высокая производительность труда и дешевая рабочая сила, которые обеспечивали конкурентоспособность Японии. Это событие подтолкнуло правительство к изменению плана экономического развития государства, вследствие чего совершился переход от ценовых методов конкуренции к неценовым и снизились издержки производства. Особенно сильно это было заметно в металлургической промышленности.
В 90-х годах прошлого века Японию снова настигла волна кризисов. Во многом это было связано с тем, что «американские корпорации значительно усилили свое присутствие на внутреннем рынке Японии, увеличив объемы своего экспорта с 27 до 65 млрд.долл. В результате этого началась волна массовых банкротств японских предприятий: с 1991 г.по 1996 г.закрылось почти 110 тыс. фирм.»[7] Такое сильное увеличение объема иностранной валюты существенно пошатнуло национальный валютный рынок и привело к кризису в стране. Тем не менее страна смогла восстановить свое положение, и сейчас экспорт ее капиталовложений превосходит импорт иностранных вкладов.
На сегодняшний день Япония занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения. Япония явилась примером проведения гибкой государственной политики, постепенно смягчающейся и перешедшей в 80-е годы к "дерегулированию".
Главная
черта, характеризующая эту модель,
заключается в значительном отставании
роста заработной платы от роста производительности
труда, что позволяет резко снизить себестоимость
товаров и обеспечить высокую конкурентоспособность
японских товаров на мировых рынках. Такая
модель возможна только при высоком уровне
национального самосознания, готовность
населения к самопожертвованию, приоритете
интересов нации над интересами конкретного
человека. По сути дела без энтузиазма,
трудолюбия и самоограничения японского
народа это «экономическое чудо» не состоялось
бы.
Шведская модель
Шведская модель. «Это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются.»[17] Так же Шведская мдель получила названия « функциональной социализации “. Здесь функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.[12]
Как и многие другие государства Швеция особенно активно развивалась в послевоенный период, когда весь мир понял несостоятельность предыдущих экономических систем и попытался выбрать новый, и более оптимальный метод развития.
На шведскую модель как и на японскую значительное влияние оказывают исторические предпосылки, культура и традиции, к которым следует относить и предпринимательство, зародившееся в стране очень давно. Шведская модель смешанной экономики на протяжении уже нескольких десятилетий является достаточно стабильной и устойчивой, т. к. дает людям социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Правительство старается обеспечивать полную занятость населения, устанавливает социальные гарантии в том числе и заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому для Швеции не характерны забастовки рабочих и массовая безработица, являющиеся протестом против существующего строя или социально-экономического положения дел в стране.