Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:57, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Для повышения социальной направленности налоговой системы необходимо отменить регрессию ЕСН и повысить не облагаемый подоходным налогом доход до разумного прожиточного минимума. В настоящее время не облагаемый налогом доход составляет 400 руб. месяц.
В Германии, например, из-под налогообложения выводится доход в размере 638 евро, или около 23 000 руб. в месяц. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопрос о восстановлении системы прогрессивной шкалы подходного налога. Возможен и иной вариант: «плоская» шкала налога с единой ставкой 20% и необлагаемым минимум дохода 15 000 руб. При этом возможные потери местных бюджетов могут быть компенсированы выделением им доли поступлений от НДС.
В целом при формировании налоговой политики должен быть поставлен вопрос о смещении общего акцента с фискальных интересов на стимулирование роста производства, на ускорение структурной перестройки экономики и всемирное поощрение предпринимательской деятельности.
В качестве первого шага по стимулированию роста производства возможно снижение ставок НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10% для следующих отраслей промышленности: легкая и текстильная промышленность; издательско-полиграфический комплекс; сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК; машиностроение для легкой и полиграфической промышленности; производство упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий; деревообрабатывающая и мебельная промышленность; малые научные и производственные предприятия, не использующие упрощенную систему налогообложения и систему в виде единого налога на вместительный доход.
Сейчас в этих отраслях занято всего 2,84 млн. человек со средней зарплатой менее 10 тыс. руб. А прямые потери от снижения ставок ЕСН, НДС и налога на прибыль в этих отраслях не превысят 1% (или 99 млрд. руб.) всех поступлений в бюджеты и фонды, которые в 2007 году были запланированы в сумме 9,8 трлн. руб. (или менее 0,3% ВВП).
И даже если эта мера в дальнейшем будет распространена на все предприятия обрабатывающих производств России, где, по данным Росстата, работает 11,3 млн. человек, то и тогда первоначальные потери не превышает 4% бюджетных поступлений (или 1,2% ВВП). Впоследствии эти потери неминуемо компенсируются выходом предприятий из «тени», ростом их производства и соответствующим увеличением общих налоговых доходов казны.
Логика здесь простая. Сегодня заработная плата на обрабатывающих производствах в 2-3 раза ниже, чем в финансовом и сырьевом секторах экономики, куда и устремляются наиболее квалифицированные кадры. Поэтому даже при условии, что государство все больше средств будет вкладывать в систему подготовки кадров, возможность использования их в сфере производства будет оставаться крайне незначительной. [15]
А между тем недостаток кадров в производственном секторе официально признан главным тормозом роста экономики. Но, чтобы люди хотели работать на производстве, им нужно платить не меньше, чем в сырьевом или финансовом секторах, торговле или частных охранных предприятиях. При этом наиболее эффективным и коррупционностойким способом увеличения собственных средств предприятия и тем самым повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и зарплаты работникам может стать существенное снижение налоговой нагрузки.
Каковы же причины столь медленного и, самое главное, неконструктивного совершенствования российской налоговой системы? Их много. Но одна из них – нежелание поставить интересы экономического (несырьевого) развития страны выше узко понимаемого фискального интереса.
3.2.Перспективы развития
Вне всякого сомнения у налогового планирования есть будущее. Государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазейки, которые позволяют реализовывать подобные схемы.
В экономических изданиях в последнее время многими авторами проводится мысль о том, что при гармонизации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового планирования существенно уменьшатся. Гармонизация налоговой системы скорее всего значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Значит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения.
Но в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов.
Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль.
Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов. Известно, что некоторые финансово-промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию.
При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно — сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты.
Базу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспечивают только несколько налогов — так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, преимущественно местные, составляют некоторый налоговый фон. Налоговое планирование главным образом направлено на минимизацию именно основных налогов. Их уменьшение достаточно часто приводит к уменьшению и всех остальных.
В целях налогового планирования очень важно своевременно отказаться от привычных, давно применяемых схем бизнеса и расчетов. Если в рамках существующих схем невозможно добиться заметных результатов, значит, пришло время менять сами схемы. Тогда оптимизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса.
После эволюционной налоговой реформы 1991—1998 гг. российская система налогообложения подошла к новому этапу в своем развитии — этапу стабилизации и кодификации. Главных претензий практического характера к налоговой системе, без учета социальной и стимулирующей функции налогов, всего две.
Первая — налоговая система чрезмерно усложнена, на сегодня налогам посвящено огромное количество нормативных документов, включая тысячи писем и разъяснений.
Вторая — налоговая система слишком быстро и часто изменяется, по основным налогам происходит несколько изменений в год, вне всякой привязки к финансовому и налоговому году, зачастую с приданием нормативным актам обратной силы, что полностью противоречит Конституции РФ и нормальному здравому смыслу.
Сложная ситуация с взаимодействием налогового и бухгалтерского учета в смысле доступности и понятности, особенно в вопросе реализации ниже себестоимости, приводила к тому, что при очередном этапе планирования деятельности предприятия нельзя было точно просчитать предстоящие налоговые и финансовые результаты
Заключение
Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
Обсуждение налоговых вопросов из года в год «замыкается» на вечных темах: снижение ставок налогов; улучшение налогового администрирования; ограничение числа требуемых для проверки документов и продолжительности проверок и т.д.
Плохо то, что дискуссии на эти темы – а в них принимают участие и видные представители предпринимательских союзов Росси - используются для замалчивания простых, конкретных и полезных предложений, которые могли бы быть реализованы, не дожидаясь «светлого будущего».
Складывается впечатление, что в среде некоторых объединений предпринимателей на практике побеждает принцип Олимпийских игр: главное не результат, а участие (процесс). Чтобы добиться реального результата, предпринимательские объединения должны выступать не с благими пожеланиями, а с предложениями конкретных мер, включая, например, согласованные улучшенные регламенты и формы налоговой отчетности, более простые методики исчисления налогов и т.д. И тогда со временем, возможно, мы получим отвечающую общим интересам и удобную для предпринимателей современную и эффективную налоговую систему. Но до этого пока далеко.
Необходимо совершенствовать порядок применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий их деятельности, одновременно предотвращая возможные злоупотребления и неправомерное использование налоговых преференций.
Должен быть четко определен порядок налогообложения налогом на имущество организаций, налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций операций по концессионным соглашениям.
В целях стабилизации добычи нефти необходимо повысить размер необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. Одновременно в целях создания стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо внести в законодательство изменения, направленные на предоставление налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах.
Следует максимально широко применять специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых, в первую очередь угля. Предлагаю также рассмотреть вопрос о целесообразности снижения ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высока метанообильность и склонность к возгоранию, в целях стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках.
Особое внимание необходимо уделить повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
Список литературы
1. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер – №7 – 2000г.
2. Вещунова Н.Л. Налоги России. – М.: Альфа,2006.
3. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.:НОМО, 2003.
5. Захарин В.Р. Налоги и налогообложение. – М.: Центр., 2005.
6. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. – 2004. - №4.
7. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. – 2004.
8. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система России.- М.: Экспресс, 2000.
9. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001.
10. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие для вузов. – М.: Феникс, 2008.
11. Ряховский Д.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дело, 2004.
12. Скворцова О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение.- М.:
13. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение.-М.: Север, 2002.
14. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2002
15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-ое, перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М. – 2001.
29