Сущность налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Wordа.doc

— 1.84 Мб (Скачать)

Для повышения  социальной направленности налоговой системы необходимо отменить регрессию ЕСН и повысить не облагаемый подоходным налогом доход до разумного прожиточного минимума. В настоящее время не облагаемый  налогом доход составляет 400 руб.  месяц.

В Германии, например, из-под налогообложения выводится доход в размере 638 евро, или около 23 000 руб. в месяц. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть вопрос о восстановлении системы прогрессивной шкалы подходного налога. Возможен  и иной вариант: «плоская» шкала налога с единой ставкой 20% и необлагаемым минимум дохода 15 000 руб. При этом возможные потери местных бюджетов могут быть компенсированы выделением  им доли поступлений от НДС.

В целом при формировании налоговой политики должен быть поставлен вопрос о смещении общего акцента с фискальных  интересов на стимулирование роста производства, на ускорение структурной перестройки экономики и всемирное поощрение предпринимательской деятельности.

В качестве первого шага по стимулированию роста производства возможно снижение ставок НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10% для следующих отраслей промышленности:  легкая и текстильная промышленность; издательско-полиграфический комплекс;  сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для перерабатывающих отраслей АПК; машиностроение для легкой и полиграфической промышленности; производство упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий; деревообрабатывающая и мебельная промышленность; малые научные и производственные предприятия, не использующие упрощенную систему налогообложения   и систему в виде единого налога на вместительный доход.

Сейчас в этих отраслях занято всего  2,84 млн. человек со средней зарплатой менее 10 тыс. руб. А прямые   потери от снижения ставок ЕСН, НДС и налога на прибыль  в этих отраслях не превысят 1% (или 99 млрд. руб.) всех поступлений в бюджеты и фонды, которые в 2007 году были запланированы в сумме 9,8 трлн. руб. (или менее 0,3% ВВП).

И даже если эта мера в дальнейшем будет распространена на все предприятия обрабатывающих производств России, где, по данным Росстата,  работает 11,3 млн. человек, то и тогда первоначальные потери не превышает 4% бюджетных поступлений (или 1,2% ВВП). Впоследствии эти потери неминуемо компенсируются выходом предприятий из «тени», ростом их производства и соответствующим увеличением общих налоговых доходов казны.

Логика здесь простая. Сегодня заработная плата на обрабатывающих производствах в 2-3 раза ниже, чем в финансовом и сырьевом секторах экономики, куда и устремляются наиболее квалифицированные кадры. Поэтому даже при условии, что государство все больше средств будет вкладывать в систему подготовки кадров, возможность использования их в сфере производства будет оставаться крайне незначительной. [15]

А между тем недостаток кадров в производственном секторе официально признан главным тормозом роста экономики. Но, чтобы люди хотели работать на производстве, им нужно платить не меньше, чем в сырьевом или финансовом секторах, торговле или частных охранных предприятиях. При этом наиболее эффективным и коррупционностойким способом увеличения собственных средств предприятия и тем самым повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и зарплаты работникам может стать существенное снижение налоговой нагрузки.

Каковы же причины столь медленного и, самое главное, неконструктивного совершенствования российской налоговой системы? Их много. Но одна из них – нежелание поставить интересы экономического (несырьевого) развития страны выше узко понимаемого фискального интереса.

 

3.2.Перспективы развития

 

Вне всякого сомнения у налогового планирования есть будущее. Государство и налогоплательщик всегда будут играть в эту увлекательную игру. На очередные запреты государства налогоплательщик ответит поиском новых схем. Государ­ство в ответ на очередные схемы будет прикрывать те законодательные лазей­ки, которые позволяют реализовывать подобные схемы.

В экономических изданиях в пос­леднее время многими авторами про­водится мысль о том, что при гармони­зации налоговой системы возможности налогового маневра и налогового плани­рования существенно уменьшатся. Гар­монизация налоговой системы скорее всего значительным образом отменит, и вполне справедливо, многие совершенно неэффективные налоговые льготы. Зна­чит, будет меньшее количество льготных режимов налогообложения.

Но в рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предпри­ятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще раз­ные инвестиционные кредиты. Иност­ранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком несколь­ких стран-инвесторов.

Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки фор­мировать и получать прибыль.

Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов. Известно, что некоторые финансово-промышленные группы перевели свои головные офисы из Москвы в провинцию.

При существующем порядке вещей большинство руководителей современ­ных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдик­ции и арбитражных судах, преобладаю­щая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных ор­ганов. Фактически нарушение формаль­ных правил налогообложения является общеупотребимой в российском биз­несе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно — сборов во внебюджетные фонды и подоходного налога при выплате зарплаты.

Базу налоговой системы и львиную долю налоговых поступлений обеспе­чивают только несколько налогов — так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организа­ций, налог на доходы физических лиц. Значение прямых налогов, прежде всего налога на прибыль организаций, падает, а косвенных налогов, и особенно НДС, возрастает. Остальные налоги, преиму­щественно местные, составляют неко­торый налоговый фон. Налоговое пла­нирование главным образом направлено на минимизацию именно основных на­логов. Их уменьшение достаточно часто приводит к уменьшению и всех осталь­ных.

В целях налогового планирования очень важно своевременно отказаться от привычных, давно применяемых схем бизнеса и расчетов. Если в рамках су­ществующих схем невозможно добиться заметных результатов, значит, пришло время менять сами схемы. Тогда опти­мизация должна проводиться не только в рамках действующей схемы бизнеса, но и между различными возможными схемами бизнеса.

После эволюционной налоговой ре­формы 1991—1998 гг. российская систе­ма налогообложения подошла к новому этапу в своем развитии — этапу стаби­лизации и кодификации. Главных пре­тензий практического характера к на­логовой системе, без учета социальной и стимулирующей функции налогов, всего две.

Первая — налоговая система чрез­мерно усложнена, на сегодня налогам посвящено огромное количество нор­мативных документов, включая тысячи писем и разъяснений.

Вторая — налоговая система слиш­ком быстро и часто изменяется, по ос­новным налогам происходит несколько изменений в год, вне всякой привязки к финансовому и налоговому году, зачас­тую с приданием нормативным актам обратной силы, что полностью противо­речит Конституции РФ и нормальному здравому смыслу.

Сложная ситуация с взаимодейст­вием налогового и бухгалтерского учета в смысле доступности и понятности, особенно в вопросе реализации ниже себестоимости, приводила к тому, что при очередном этапе планирования дея­тельности предприятия нельзя было точно просчитать предстоящие налого­вые и финансовые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Обсуждение налоговых вопросов из года в год «замыкается» на вечных темах: снижение ставок налогов; улучшение  налогового администрирования; ограничение числа требуемых для проверки документов и продолжительности проверок и т.д.

Плохо то, что дискуссии на эти темы – а  в них принимают участие и видные представители предпринимательских союзов Росси - используются для замалчивания простых, конкретных и полезных предложений, которые могли бы быть реализованы, не дожидаясь «светлого будущего».

Складывается впечатление, что в среде некоторых объединений предпринимателей на практике  побеждает принцип Олимпийских игр: главное не результат, а  участие  (процесс). Чтобы добиться реального результата, предпринимательские объединения  должны выступать не с благими пожеланиями, а с предложениями  конкретных  мер, включая, например, согласованные улучшенные  регламенты и формы налоговой отчетности, более простые методики исчисления налогов и т.д. И тогда  со временем, возможно, мы получим отвечающую общим интересам и удобную для предпринимателей современную и эффективную налоговую систему. Но до этого пока далеко.

Необходимо совершенствовать поря­док применения специальных налоговых режимов субъектами малого предприни­мательства в целях дальнейшего улуч­шения налоговых условий их деятельно­сти, одновременно предотвращая воз­можные злоупотребления и неправомер­ное использование налоговых преферен­ций.

Должен быть четко определен поря­док налогообложения налогом на иму­щество организаций, налогом на добав­ленную стоимость и налогом на прибыль организаций операций по концессион­ным соглашениям.

В целях стабилизации добычи нефти необходимо повысить размер необлагае­мого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых при добы­че нефти. Одновременно в целях созда­ния стимулов для разведки и разработки новых месторождений необходимо вне­сти в законодательство изменения, на­правленные на предоставление налого­вых каникул при добыче нефти на но­вых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внут­ренних морских водах и в территориаль­ном море Российской Федерации, а так­же на новых месторождениях, где добы­ча нефти связана с повышенными затра­тами в силу неразвитости инфраструкту­ры в соответствующих районах.

Следует максимально широко приме­нять специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых, в первую очередь угля. Предлагаю также рассмот­реть вопрос о целесообразности сниже­ния ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении участков недр, где высока метанообильность и склон­ность к возгоранию, в целях стимулиро­вания инвестиций в модернизацию про­изводства и обеспечение безопасности на таких участках.

Особое внимание необходимо уделить повышению качества налогового адми­нистрирования, включая устранение административных барьеров, препятствую­щих добросовестному исполнению нало­говых обязанностей, а также эффектив­ное использование инструментов, проти­водействующих уклонению от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список литературы

 

1.      Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер – №7 – 2000г.

2.      Вещунова Н.Л. Налоги России. – М.: Альфа,2006.

3.      Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007.

4.      Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.:НОМО, 2003.

5.      Захарин В.Р. Налоги и налогообложение. – М.: Центр., 2005.

6.      Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века.//Финансы. – 2004. - №4.

7.      Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. – 2004.

8.      Пансков В.Г. Налоги и налоговая система России.- М.: Экспресс, 2000.

9.      Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001.

10. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России: Учебное пособие для вузов. – М.: Феникс, 2008.

11. Ряховский Д.И. Налоги и налогообложение. – М.: Дело, 2004.

12. Скворцова О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение.- М.:

13. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение.-М.: Север, 2002.

14. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие / М.: Финансы и статистика, 2002

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-ое, перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М. – 2001.

 

 

    

 

 

 

 

29

 



Информация о работе Сущность налоговой системы России