Сущность налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Wordа.doc

— 1.84 Мб (Скачать)

Основными факторами падения по­ступлений налога на прибыль в 2002 го­ду стало вступление в действие новых положений НК РФ, относящихся к дан­ному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, сни­жение налоговой ставки с 35 до 24%, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой ба­зы по методу начисления, изменение на­числения амортизации, а также общее снижение чистого финансового результа­та деятельности предприятий. При этом, по оценкам Минфина России, в 2003 го­ду около 0,12% ВВП от суммарного со­кращения поступлений было обусловлено именно фактом налоговых изменений в части определения базы по налогу на прибыль.

Лишь в 2004 году тенденция сниже­ния налоговых поступлений была пре­рвана: поступления выросли на 1,1 про­центных пункта по отношению к ВВП и продолжили рост в 2005-2007 гг. Ос­новным фактором роста поступлений по итогам 2004 года стало сохранение бла­гоприятной макроэкономической конъ­юнктуры, в частности, благодаря эконо­мическому росту и повышению миро­вых цен на нефть. На этом фоне наблю­далось значительное расширение базы налогообложения: если в 2003 году ве­личина чистого сальдированного резуль­тата предприятий и организаций снизи­лась на 12%, то в 2004 году она проде­монстрировала рост на 50%, а в 2005— 2007 гг. — в среднем ежегодно на треть. Кроме того, рост поступлений в 2004 го­ду частично был обусловлен прекраще­нием действия ряда льгот по налогу на прибыль, полученных до реформы нало­га в 2002 году, тогда как рост поступле­ний в 2005 году отчасти стал следствием перечисления в бюджет в первом квар­тале 2005 года платежа, связанного с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС».

Поступления налога на доходы физи­ческих лиц (подоходный налог) в реаль­ном  выражении  оставались достаточно стабильными вплоть до 2001 года. Одна­ко с 2002 года начался рост поступлений данного налога в реальном выражении, который сохранялся на протяжении все­го последующего периода. Вместе с тем в процентном отношении к ВВП рост на­блюдался лишь до 2004 года включи­тельно, после чего последовало некото­рое снижение доли поступлений в ВВП, Рост возобновился лишь начиная с 2006 года, и в 2007 году поступления данного налога в процентном отношении к ВВП составили рекордные 3,84%. Рас­сматривать динамику поступлений дан­ного налога необходимо с учетом того, что в 2001 году была проведена его ре­форма, в результате которой была введе­на плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13%. Так, можно заме­тить, что уже по итогам 2001 года был зафиксирован рост налоговых поступле­ний. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог упла­чивался по ставке 12%, поэтому ее уве­личение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налого­вой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по раз­личным оценкам, приблизительно на 0,1% ВВП) даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по бо­лее высокой ставке (снижение поступле­ний приблизительно на 0,05% ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2% ВВП роста поступлений подоходного на­лога был обусловлено расширением на­логовой базы. Последующий рост был в основном обусловлен общим ростом до­ходов населения вследствие роста эко­номики, а также их частичной легали­зации. В последние годы нельзя не от­метить позитивные результаты дея­тельности ФНС России по легализации заработной платы в теневом секторе экономики.

До 2003 года включительно налого­вые поступления от акцизов как в ре­альном выражении, так и по отноше­нию к ВВП заметно колебались. Одна­ко в целом поступления росли, достиг­нув в 2001 году максимальных значе­ний за весь рассматриваемый период. Далее, начиная с 2002 года, последовало достаточно заметное снижение. Пер­воначальный рост поступлений в 2001— 2003 гг. был обусловлен введением ак­цизов на дизельное топливо и моторные масла, увеличением ставок на алко­гольную продукцию, бензин (более чем в 3 раза)*, а также акцизов на природ­ный газ, рост мировых цен на который вызывал соответствующий рост акци­зов. Слом тенденции к росту акцизов, зафиксированный в 2004 году и поло­живший начало сокращению их реаль­ной величины и доли в ВВП, в значи­тельной степени был обусловлен введе­нием моратория на индексацию ставок акциза на моторное топливо и отменой с 1 января 2004 г. акциза на природ­ный газ, поступления по которому в 2003 году составляли около 45% от об­щих доходов бюджетной системы по акцизам.

Существенный вес в налоговых дохо­дах занимают поступления налога на до­бавленную стоимость. При этом если в реальном выражении вплоть до 2005 го­да преобладала тенденция к их росту, то в долях ВВП они росли лишь до 2001 го­да, после чего последовал трехлетний спад поступлений по отношению к раз­меру российской экономики. Заметное улучшение наблюдалось лишь по итогам 2005 года, после чего в 2006 году поступ­ления заметно сократились, а по итогам 2007 года — вновь возросли. Подробнее динамика доходов бюджетной системы от НДС, а также анализ факторов, ока­завших влияние на эту динамику, рас­смотрены ниже.

Также важной статьей доходов бюд­жетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование при­родными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога па добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если до 2001 года поступления оставались  относительно  незначительными, то с 2002 года они стали устой­чиво расти вследствие проведенной на- ' | лотовой реформы, а также роста миро­вых цен на энергоносители и объемов добычи в России. Поскольку ставка НДПИ была непосредственным образом связана  с  уровнем  мировой  цены  на        нефть, значительное улучшение миро­вой конъюнктуры рынка энергоносите­лей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по дан­ному налогу и, как следствие, суммар­ным поступлениям платежей за пользо­вание природными ресурсами. Довольно схожая динамика наблюдалась и в отношении доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, которые на протя­жении большей части рассматриваемого периода росли, с одной стороны, вслед­ствие роста российской экономики и роста внешнеэкономической активнос­ти, ас другой стороны, вследствие включения экспортных пошлин на нефть, которые с 2002 года начали рас­считываться исходя из результатов мо­ниторинга мировой цены на нефть.

Динамика поступлений в бюджет рас­ширенного правительства единого соци­ального налога, включая взносы на обя­зательное пенсионное страхование, так­же показывает постепенное снижение доходов, рассчитанных в процентном от­ношении к ВВП. Если сразу после введе­ния ЕСН и регрессивной шкалы ставок в 2001 году доходы от этого вида налога превышали 7% ВВП, то в 2004 году они упали до 6,3% ВВП, а уже начиная с 2005 года снижение максимальной нало­говой ставки и проведенная реформа шкалы регрессии привели к существен­ному падению соответствующих поступ­лений, которые составляют в последние три года 5,4-5,6% ВВП.

Таким образом, по итогам анализа ос­новных тенденций налоговых доходов бюджета   расширенного   правительства  можно сделать вывод о том, что налого­вая реформа привела к снижению объе­ма поступлений таких налогов, как акцизы, налоги и отчисления на социаль­ные нужды, прочие налоги, при этом по­ступления налога на добавленную стои­мость в долях ВВП практически не изменились по сравнению с предреформенговых доходов был вызван прежде всего значительным приростом налогов на до­бычу полезных ископаемых, таможенных пошлин, а также увеличением поступле­ний налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

Поступления налогов на доходы орга­низаций и физических лиц существенно возросли, однако потери из-за отмены оборотных налогов и снижения налого­вых ставок по ЕСН были компенсирова­ны в основном за счет роста увеличения налоговой нагрузки, связанной с добычей и экспортом углеводородного сырья. Так, если условно рассчитать объем бюджетных доходов от добычи и переработки нефти как сумму поступлений НДПИ, взимаемого при добыче нефти, акцизов на нефтепродукты и вывозных таможен­ных пошлин на товары, выработанные из нефти, то суммы бюджетных поступле­ний по этим позициям с 2003 по 2007 год возросли с 5,2 до 8,1% ВВП, составив в 2006 году 10% ВВП (табл. 2). Таким образом, можно заметить, что основной прирост налоговых доходов и поступле­ний бюджета расширенного правительст­ва пришелся на период быстрого роста доходов от добычи и переработки нефти. При этом рост нефтяных доходов в про­центном отношении к ВВП замещал сни­жение общей налоговой нагрузки. По итогам 2007 года в условиях снижения цен на нефть в первой половине года, а также снижения доли нефтяного сектора в ВВП, падение налоговых доходов и сбо­ров бюджета расширенного правительст­ва было предотвращено в основном за счет поступлений, полученных от реали­зации имущества НК «ЮКОС».

Таким образом, поддержание теку­щего уровня доходов бюджета в настоящее время в процентном отношении к ВВП при прочих равных условиях оп­ределяется в основном поступлениями доходов от сырьевого сектора, что, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. При этом снижение доли нефтегазового сек­тора в ВВП будет приводить к сниже­нию доли соответствующих бюджетных доходов в ВВП даже при условии фик­сированного уровня нефтяных цен. Поддержание уровня нефтегазовых до­ходов в процентном отношении к ВВП требует либо увеличения добычи и экс­порта нефти, либо постоянного роста цен.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы

 

3.2. Пути совершенствования  налоговой системы

 

Принято считать, что современная налоговая система должна выполнять следующие основные функции:

      фискальную

      стимулирующую

      социальную

Пока же, как  представляется, российская налоговая система вышеперечисленные функции выполняет неудовлетворительно: конкретные стимулы и льготы направлены  не в сторону материального производства. Более того, в Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов совершенствование налоговой системы сводится к решению  частичных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению « общей налоговой нагрузки».

В результате темпы роста промышленного производства, по данным Росстата, снижаются  год от года (2003-8.9%, 2004-8,3%, 2005-4%, 2006-3,9%); не допустимо высок ( более 50%) уровень « теневых» доходов, растет имущественное расслоение населения.

В 2007 году рост производства достиг  6,3%, но инфляция, от которой в первую очередь страдает население с низкими доходами, росла опережающими темпами.

В 2007 году возник дополнительный денежный спрос населения благодаря существенному увеличению расходов государства на пенсии, зарплаты бюджетников, военных, финансирование госкорпораций, строительство дорог и т.д. Это благая мера, тем более что доля заработной платы в ВВП России и так недопустимо мала по сравнению с другими развитыми странами. Но ничего не было сделано, чтобы обеспечить соответствующий рост внутреннего материального производства. Закономерным  результатом такой политики стал рост инфляции.

В отличие от российского производства сектора торгово-посреднический  малый бизнес, которому представляется все новые льготы, наоборот, приветствует  приток контрабандной продукции, который обеспечивает ему высокий оборот капитала, защиту от инфляции и массированный приток наличности (фактически не облагаемых налогами доходов).

К сожалению, денежное регулирование пока единственное средство, используемое для управления инфляцией. Что касается налоговой политики, то после ознакомления с Основными направлениями… начинаешь сомневаться  в правильном  понимании государством  глубинного смысла налогового регулирования экономического развития и долговременных  социально-экономических последствий предлагаемых мероприятий.

Большинство  принимаемых мер направлено на повышение собираемости налогов. Но другая, простая  и очевидная мера, давно испытанная в странах Запада, даже не упоминается – перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов.

Сложность процедур – одна из главных причин коррупции. Очереди к  чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов, следует выделить особо. Здесь цена ошибки может быть особенно велика.

Есть вполне конкретные и простые меры, давно опробованные в других странах. Например, переход на оплату каждого налога одним платежным поручением  в один адрес (у нас по ЕСН-6 платежек, по налогу на прибыль -2 платежки). А дальнейшее распределение налогов по бюджетам  и фондам, включая указания КБК, должно осуществлять Федеральное казначейство.

В отношении НДС в Основных направлениях … говорится, что «снижение основной ставки налога требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических  и бюджетных последствий».

Снижение ставки НДС до 12 %, по оценкам, повлечет за собой потери бюджета в размере около 2% ВВП. При этом за основу взята методика расчета, в соответствии с которой всю экономию на налогах российские предприниматели «проедят», а не вложат в развитие производства. Но и в  этом случае простой расчет показывает, что при снижении ставки НДС даже до 10% общая сумма всех потерь бюджета не превысит 0,4 % ВВП.

По мнению Минфина, сохранение действующей ставки НДС – «подушка  безопасности» для страны на случай снижения мировых цен на углеводороды. Представляется, что реальную безопасность страны может обеспечить только развитие и укрепление ее собственного промышленного потенциала. И пример Китая, развивающегося без своих нефти и газа, вполне это доказывает. [14]

Далее, с точки зрения упрощения налогового администрирования полезной мерой можно признать предусмотренное  Основными направлениям … внесение изменений в порядок оформления счетов- фактур, а также решение вопроса о возможности  оформления счетов-фактур с  отрицательными показателями (кредит – счетов)  с  целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов (начиная с 2009-2010 г).

Более простым и эффективным решением проблемы администрирования НДС могло бы стать изменение методики расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком. А  именно: при расчете НДС за налоговую базу принимать непосредственно «добавленную стоимость» как составную часть стоимости реализованной продукции, вычисляемую  прямым методом по исходным данным бухгалтерского учета.

Информация о работе Сущность налоговой системы России