Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:57, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2002 году стало вступление в действие новых положений НК РФ, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35 до 24%, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой базы по методу начисления, изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий. При этом, по оценкам Минфина России, в 2003 году около 0,12% ВВП от суммарного сокращения поступлений было обусловлено именно фактом налоговых изменений в части определения базы по налогу на прибыль.
Лишь в 2004 году тенденция снижения налоговых поступлений была прервана: поступления выросли на 1,1 процентных пункта по отношению к ВВП и продолжили рост в 2005-2007 гг. Основным фактором роста поступлений по итогам 2004 года стало сохранение благоприятной макроэкономической конъюнктуры, в частности, благодаря экономическому росту и повышению мировых цен на нефть. На этом фоне наблюдалось значительное расширение базы налогообложения: если в 2003 году величина чистого сальдированного результата предприятий и организаций снизилась на 12%, то в 2004 году она продемонстрировала рост на 50%, а в 2005— 2007 гг. — в среднем ежегодно на треть. Кроме того, рост поступлений в 2004 году частично был обусловлен прекращением действия ряда льгот по налогу на прибыль, полученных до реформы налога в 2002 году, тогда как рост поступлений в 2005 году отчасти стал следствием перечисления в бюджет в первом квартале 2005 года платежа, связанного с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС».
Поступления налога на доходы физических лиц (подоходный налог) в реальном выражении оставались достаточно стабильными вплоть до 2001 года. Однако с 2002 года начался рост поступлений данного налога в реальном выражении, который сохранялся на протяжении всего последующего периода. Вместе с тем в процентном отношении к ВВП рост наблюдался лишь до 2004 года включительно, после чего последовало некоторое снижение доли поступлений в ВВП, Рост возобновился лишь начиная с 2006 года, и в 2007 году поступления данного налога в процентном отношении к ВВП составили рекордные 3,84%. Рассматривать динамику поступлений данного налога необходимо с учетом того, что в 2001 году была проведена его реформа, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13%. Так, можно заметить, что уже по итогам 2001 года был зафиксирован рост налоговых поступлений. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог уплачивался по ставке 12%, поэтому ее увеличение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам, приблизительно на 0,1% ВВП) даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05% ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2% ВВП роста поступлений подоходного налога был обусловлено расширением налоговой базы. Последующий рост был в основном обусловлен общим ростом доходов населения вследствие роста экономики, а также их частичной легализации. В последние годы нельзя не отметить позитивные результаты деятельности ФНС России по легализации заработной платы в теневом секторе экономики.
До 2003 года включительно налоговые поступления от акцизов как в реальном выражении, так и по отношению к ВВП заметно колебались. Однако в целом поступления росли, достигнув в 2001 году максимальных значений за весь рассматриваемый период. Далее, начиная с 2002 года, последовало достаточно заметное снижение. Первоначальный рост поступлений в 2001— 2003 гг. был обусловлен введением акцизов на дизельное топливо и моторные масла, увеличением ставок на алкогольную продукцию, бензин (более чем в 3 раза)*, а также акцизов на природный газ, рост мировых цен на который вызывал соответствующий рост акцизов. Слом тенденции к росту акцизов, зафиксированный в 2004 году и положивший начало сокращению их реальной величины и доли в ВВП, в значительной степени был обусловлен введением моратория на индексацию ставок акциза на моторное топливо и отменой с 1 января 2004 г. акциза на природный газ, поступления по которому в 2003 году составляли около 45% от общих доходов бюджетной системы по акцизам.
Существенный вес в налоговых доходах занимают поступления налога на добавленную стоимость. При этом если в реальном выражении вплоть до 2005 года преобладала тенденция к их росту, то в долях ВВП они росли лишь до 2001 года, после чего последовал трехлетний спад поступлений по отношению к размеру российской экономики. Заметное улучшение наблюдалось лишь по итогам 2005 года, после чего в 2006 году поступления заметно сократились, а по итогам 2007 года — вновь возросли. Подробнее динамика доходов бюджетной системы от НДС, а также анализ факторов, оказавших влияние на эту динамику, рассмотрены ниже.
Также важной статьей доходов бюджетной системы Российской Федерации являются платежи за пользование природными ресурсами, значительную часть которых составляют поступления налога па добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если до 2001 года поступления оставались относительно незначительными, то с 2002 года они стали устойчиво расти вследствие проведенной на- ' | лотовой реформы, а также роста мировых цен на энергоносители и объемов добычи в России. Поскольку ставка НДПИ была непосредственным образом связана с уровнем мировой цены на нефть, значительное улучшение мировой конъюнктуры рынка энергоносителей автоматически сказывалось на уровне налоговых поступлений по данному налогу и, как следствие, суммарным поступлениям платежей за пользование природными ресурсами. Довольно схожая динамика наблюдалась и в отношении доходов от внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении большей части рассматриваемого периода росли, с одной стороны, вследствие роста российской экономики и роста внешнеэкономической активности, ас другой стороны, вследствие включения экспортных пошлин на нефть, которые с 2002 года начали рассчитываться исходя из результатов мониторинга мировой цены на нефть.
Динамика поступлений в бюджет расширенного правительства единого социального налога, включая взносы на обязательное пенсионное страхование, также показывает постепенное снижение доходов, рассчитанных в процентном отношении к ВВП. Если сразу после введения ЕСН и регрессивной шкалы ставок в 2001 году доходы от этого вида налога превышали 7% ВВП, то в 2004 году они упали до 6,3% ВВП, а уже начиная с 2005 года снижение максимальной налоговой ставки и проведенная реформа шкалы регрессии привели к существенному падению соответствующих поступлений, которые составляют в последние три года 5,4-5,6% ВВП.
Таким образом, по итогам анализа основных тенденций налоговых доходов бюджета расширенного правительства можно сделать вывод о том, что налоговая реформа привела к снижению объема поступлений таких налогов, как акцизы, налоги и отчисления на социальные нужды, прочие налоги, при этом поступления налога на добавленную стоимость в долях ВВП практически не изменились по сравнению с предреформенговых доходов был вызван прежде всего значительным приростом налогов на добычу полезных ископаемых, таможенных пошлин, а также увеличением поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
Поступления налогов на доходы организаций и физических лиц существенно возросли, однако потери из-за отмены оборотных налогов и снижения налоговых ставок по ЕСН были компенсированы в основном за счет роста увеличения налоговой нагрузки, связанной с добычей и экспортом углеводородного сырья. Так, если условно рассчитать объем бюджетных доходов от добычи и переработки нефти как сумму поступлений НДПИ, взимаемого при добыче нефти, акцизов на нефтепродукты и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, то суммы бюджетных поступлений по этим позициям с 2003 по 2007 год возросли с 5,2 до 8,1% ВВП, составив в 2006 году 10% ВВП (табл. 2). Таким образом, можно заметить, что основной прирост налоговых доходов и поступлений бюджета расширенного правительства пришелся на период быстрого роста доходов от добычи и переработки нефти. При этом рост нефтяных доходов в процентном отношении к ВВП замещал снижение общей налоговой нагрузки. По итогам 2007 года в условиях снижения цен на нефть в первой половине года, а также снижения доли нефтяного сектора в ВВП, падение налоговых доходов и сборов бюджета расширенного правительства было предотвращено в основном за счет поступлений, полученных от реализации имущества НК «ЮКОС».
Таким образом, поддержание текущего уровня доходов бюджета в настоящее время в процентном отношении к ВВП при прочих равных условиях определяется в основном поступлениями доходов от сырьевого сектора, что, в свою очередь, зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. При этом снижение доли нефтегазового сектора в ВВП будет приводить к снижению доли соответствующих бюджетных доходов в ВВП даже при условии фиксированного уровня нефтяных цен. Поддержание уровня нефтегазовых доходов в процентном отношении к ВВП требует либо увеличения добычи и экспорта нефти, либо постоянного роста цен.
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы
3.2. Пути совершенствования налоговой системы
Принято считать, что современная налоговая система должна выполнять следующие основные функции:
фискальную
стимулирующую
социальную
Пока же, как представляется, российская налоговая система вышеперечисленные функции выполняет неудовлетворительно: конкретные стимулы и льготы направлены не в сторону материального производства. Более того, в Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов совершенствование налоговой системы сводится к решению частичных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению « общей налоговой нагрузки».
В результате темпы роста промышленного производства, по данным Росстата, снижаются год от года (2003-8.9%, 2004-8,3%, 2005-4%, 2006-3,9%); не допустимо высок ( более 50%) уровень « теневых» доходов, растет имущественное расслоение населения.
В 2007 году рост производства достиг 6,3%, но инфляция, от которой в первую очередь страдает население с низкими доходами, росла опережающими темпами.
В 2007 году возник дополнительный денежный спрос населения благодаря существенному увеличению расходов государства на пенсии, зарплаты бюджетников, военных, финансирование госкорпораций, строительство дорог и т.д. Это благая мера, тем более что доля заработной платы в ВВП России и так недопустимо мала по сравнению с другими развитыми странами. Но ничего не было сделано, чтобы обеспечить соответствующий рост внутреннего материального производства. Закономерным результатом такой политики стал рост инфляции.
В отличие от российского производства сектора торгово-посреднический малый бизнес, которому представляется все новые льготы, наоборот, приветствует приток контрабандной продукции, который обеспечивает ему высокий оборот капитала, защиту от инфляции и массированный приток наличности (фактически не облагаемых налогами доходов).
К сожалению, денежное регулирование пока единственное средство, используемое для управления инфляцией. Что касается налоговой политики, то после ознакомления с Основными направлениями… начинаешь сомневаться в правильном понимании государством глубинного смысла налогового регулирования экономического развития и долговременных социально-экономических последствий предлагаемых мероприятий.
Большинство принимаемых мер направлено на повышение собираемости налогов. Но другая, простая и очевидная мера, давно испытанная в странах Запада, даже не упоминается – перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов.
Сложность процедур – одна из главных причин коррупции. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов, следует выделить особо. Здесь цена ошибки может быть особенно велика.
Есть вполне конкретные и простые меры, давно опробованные в других странах. Например, переход на оплату каждого налога одним платежным поручением в один адрес (у нас по ЕСН-6 платежек, по налогу на прибыль -2 платежки). А дальнейшее распределение налогов по бюджетам и фондам, включая указания КБК, должно осуществлять Федеральное казначейство.
В отношении НДС в Основных направлениях … говорится, что «снижение основной ставки налога требует всесторонней взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий».
Снижение ставки НДС до 12 %, по оценкам, повлечет за собой потери бюджета в размере около 2% ВВП. При этом за основу взята методика расчета, в соответствии с которой всю экономию на налогах российские предприниматели «проедят», а не вложат в развитие производства. Но и в этом случае простой расчет показывает, что при снижении ставки НДС даже до 10% общая сумма всех потерь бюджета не превысит 0,4 % ВВП.
По мнению Минфина, сохранение действующей ставки НДС – «подушка безопасности» для страны на случай снижения мировых цен на углеводороды. Представляется, что реальную безопасность страны может обеспечить только развитие и укрепление ее собственного промышленного потенциала. И пример Китая, развивающегося без своих нефти и газа, вполне это доказывает. [14]
Далее, с точки зрения упрощения налогового администрирования полезной мерой можно признать предусмотренное Основными направлениям … внесение изменений в порядок оформления счетов- фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит – счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов (начиная с 2009-2010 г).
Более простым и эффективным решением проблемы администрирования НДС могло бы стать изменение методики расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком. А именно: при расчете НДС за налоговую базу принимать непосредственно «добавленную стоимость» как составную часть стоимости реализованной продукции, вычисляемую прямым методом по исходным данным бухгалтерского учета.