Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:57, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Глава 1. Сущность налоговой системы России.
1.1.Этапы развития налогообложения в России.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
С чего все началось? Среди первых форм жертвоприношений упоминалась десятина - одна из зародышевых форм налогообложения.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.
Итак, первоначальной ставкой налога от всех полученных доходов было 10%.
По мере объединения Древнерусского государства, т.е. с конца IX в., стала складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это сначала нерегулярный, а затем все более систематический, прямой налог.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за перевоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» - за перевозку через реку, «гостиная» - за право иметь склады, «торговая» - за право устраивать рынки. Пошлина «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было достаточно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления.
Во время татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшейся баскаками – уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, сами русскими князьями. Налог взимался с каждой души мужского пола и скота.
Далее история налогообложения сложилась так, что главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особенно крупными источниками доходов стали пошлины. Они существенно возросли при князе Иване Калите (1296-1340) за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III ( 1440-1505) в 1480 г., после чего началось создание новый финансовой системы Руси. Главным прямым налогом являлись данные деньги (дань) с черносошных крестьян и посадских людей. Был введен ряд налогов: ямские, пищальные – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство «засек» - укреплений на южных границах Московского государства.[2]
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Иван Грозный (1530-1584) существенно умножил государственные доходы, введя несколько иные способы собирания налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами.
При царствовании Романовых налоговая система все более совершенствовалась. Была введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. был издан Торговый устав.
Активное распространение получил введенный налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли.
В царствование Петра I (1672-1725) преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов. В этот, период помимо стрелецкой подати, вводятся военные налоги.
В конце XVII- начале XVIII в. начинает создаваться наука о налогообложении как важнейшая часть экономической науки и вообще наук о природе и обществе. В России идеи Адама Смита и других западных экономистов развивал Николай Иванович Тургенев (1789-1871) в книге «Опыт теории налогов».
В практическом налогообложении в России крупные преобразования происходили в период царствования Екатерины II (1729-1796).Прежде всего, она внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Были отменены промысловые налоги и подушная подать с купцов, и установлен гильдейский сбор. Купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения, например: надбавки на строительство государственных дорог, на строительство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов.
В 1863 г. в налоговой системе России произошли изменения, связанные с экономическими реформами Александра II. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, другие строения, пустующие земли. Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 г. и связана с министром финансов Н.Х.Бунге (1823-1895). Чтобы осуществить это, пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземный налог, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в выкупные платежи. Предполагалось, что крестьяне будут выкупать землю в течение 44 лет.
По «Городовому положению» 1870 г. органы городского управления получили право взимать государственные квартирные налоги. Однако разработка его надолго затянулась. Он вступил в действие только в 1894г. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры. Облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся он собственником или арендатором.
От квартирного налога освобождались: духовенство христианского вероисповедания, дипломатические представители, члены императорского дома. Не облагались налогом также жильцы при промышленных предприятиях.
Налог вносился в местное казначейство и контролировался местными Казенными палатками, но целиком шел в государственный бюджет. Поступления от него росли достаточно высокими темпами.
Наиболее крупными из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога определялась городской Думой в процентах с чистого дохода, получаемого от данных имуществ.
Перед началом Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивое. По бюджетной росписи на 1914г. доходы государства были определены в сумме 3522 млн руб., расходы – 3303 млн руб.
В результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Хозяйство страны разваливалось, и выдержать бремя новых налогов вряд ли кто был в состоянии. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны.
После Февральской революции 1917г. положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не справилось с экономическими и финансовыми трудностями.
Несколько наладилась эта система после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
Опыт 1920-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятия от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо и для нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовались почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способам обложения.
Существовали следующие типы налогов:
прямые налоги – сельскохозяйственный, промысловый, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины;
косвенные налоги – акцизы и таможенные обложения. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других потребительских товаров.
Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые занятия. Он состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов.
Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.
Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового оборота
Другим важнейшим налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица. Обложение представляло собой, прежде всего, налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного налога, но платили подоходный налог в размере 8%. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов вело к увеличению обложения.
Существовавший сельскохозяйственный налог рассчитывался в зависимости от количества земли и голов скота на одного едока. Этот налог приводил к сокращению зажиточных хозяйств, не стимулировал эффективности труда.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении перехода к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств при отсутствии какой-либо самостоятельности предприятий лишала хозяйственных руководителей инициативы и постепенно подводила страну к финансовому кризису.[4]
1.2.Понятие и характеристики налоговой системы.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему». [7]
Но данное законодательное определение «налоговая система» с момента своего официального опубликования постоянно подвергалось критики.
В качестве альтернативы предлагалось множество других определений, основными отличиями которых были более расширенное толкование данного понятия и стремление определить совокупность налоговых платежей в качестве важного, но лишь одного из входящих в налоговую систему элементов.
В целом, данная проблема характеризуется вплоть до настоящего времени.
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных элементов (рисунок 1). При этом каждый из элементов системы находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Взаимосвязь и взаимозависимость элементов, образующих
Рисунок 1 - Состав обязательных элементов налоговой системы
1.2. Классификация и функции налогов.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, один из главных источников дохода государственного бюджета. [8]
Существует группировка налогов по разным классификационным признакам. Классификация нужна для упорядочения знаний о различных видах налогов.
Первой частью Налогового кодекса РФ установленные следующие налоги и сборы: 16федеральных, 7регеональных и 4 местных.(таблица 1)
Федеральные налоги и сборы | Налоги и сборы субъектов РФ(региональные) | Местные налоги |
Налоги на прибыль организаций. Налог на доходы от капитала. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог. Налоги на пользование недрами. Государственная пошлина. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Лесной налог. Водный налог. Экологический налог. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Таможенная пошлина и таможенные сборы. Федеральные лицензионные.
| Налог на имущество организаций. Налог с продаж. Налог на недвижимость. Дорожный налог. Транспортный налог. Налог на игорный бизнес. Региональные лицензионные сборы.
| Земельный налог. Налог на имущество физических лиц. Налог на рекламу. Налог на наследование и дарение. |