Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:57, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Таблица 1 - Налоги и сборы, установленные в Российской Федерации
Федеральные налоги в РФ определены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечь региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представленные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов уставлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами на имущество.
Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Примером косвенного налога служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.[1]
Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжается оставаться предметом острейшей научной полемики.
В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В.Горский. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Толька эта функция за всю эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах. [10]
Другие ученые, например Д.Г.Черник, ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, представляя собой единство противоположностей. [11].
Третья группа ученых, в частности А.В.Брызгалин, придерживаются мнении о многофункциональном проявлении сущности налога. Кроме фискальной и регулирующей функций, выделяют контрольную и распределительную функцию. [6].
Четыре основные функции налога представленны на рисунке 3.
Фискальная функция – является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятия посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей.
Распределительная функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач.
Рисунок 3- Функции налогов
Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов.
Суть регулирующей функции состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан. [9]
Глава 2.Анализ налоговой системы России
2.1.Основные направления налоговых реформ и их результаты
Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».
В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.
Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.
В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.
Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.
Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная, пусть и несовершенная, налоговая система.
С 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социальнозначимых товаров.
Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».
Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки — 2,2 % (ранее 2 %). [3]
Внимательный анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что снижение налоговой нагрузки произошло за счет снижения доли заработной платы в общих издержках производства.
Таблица 2 – Влияние налоговой нагрузки на доходность по основным отраслям промышленности России, млрд. руб.
Сокращение доли заработной платы почти по всем отраслям свидетельствует не о том, что ее работникам стали меньше платить за их работу, а что заработная плата является наиболее налогоемким элементом цены продаж товаров, что само по себе стимулирует всех производителей к выплате ее не по ведомости, а в конвертах, в целях уменьшения ее двойного налогообложения.
Расчеты показали, что на каждый выплаченный «черным налом» рубль на налогах экономится примерно 50 коп. Таким образом, например, в черной металлургии снижение доли заработной платы в общих издержках производства с 19,1% в 1995 году до 14,6% в 2003 году способствовало уменьшению налоговой нагрузки на 16,6 млрд. руб. при чистой прибыли в этом году в 26,4 млрд. руб.
В целом, оценивая результаты последней налоговой реформы в России, можно сказать, что за исключением упорядочения налогообложения и улучшения налогового администрирования, позволивших заметно повысить собираемость налогов, она не решила многих проблем, которые изначально были присуще налоговой системе.
2.2 Структура и динамика налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации
В таблице 1 представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по основным налогам и видам доходов в 1998—2006 гг. в процентном отношении к ВВП. Необходимо отметить, что представленные в таблице 1 данные включают в себя не только налоговые поступления, но и такие виды доходов бюджета расширенного правительства, как таможенные пошлины и доходы от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как в совокупности указанные виды платежей оказывают существенное влияние на величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Как следует из представленных данных, для всего периода с 1998 по 2007 год характерен постепенный рост поступлений основных налогов и платежей в бюджет расширенного правительства. Однако совокупная налоговая нагрузка на экономических агентов в целом за период налоговой реформы выросла несущественно — общая сумма налогов и платежей, рассчитанная в процентном отношении к ВВП, увеличилась с 35,7% ВВП в 2000 году до 36,7% ВВП по итогам 2007 года. В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы, расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики, улучшение налогового администрирования, а также частичное сокращение величины налоговой задолженности. Кроме того, достаточно важным фактором роста налоговых доходов бюджетной системы являлась положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Также в период до 2004 года был отменен ряд налогов и сборов, что дополнительно сказалось на динамике налоговых поступлений. В частности, были отменены налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 2001 года налог взимался по ставке 1,5% с оборота предприятий), налог на приобретение автотранспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, а также было произведено сначала снижение, а потом — и полная отмена налога на пользователей автодорог и владельцев автотранспортных средств.
Таблица 3 – Поступления основных налогов и платежей в бюджет Российской Федерации в 1998-2007 гг., %ВВП.
Динамика поступлений отдельных налогов в значительной степени различалась. Так, наибольшей волатильностью как в реальном выражении, так и в процентах ВВП характеризовались поступления налога на прибыль организаций. Из таблицы 1 видно, что до 2001 года поступления данного налога росли, причиной чему стал рост сальдированного финансового результата деятельности предприятий в экономике, улучшение платежей и расчетов в экономике, а также введение в 2001 году 5% -ного муниципального налога на прибыль для компенсации отмены налога на содержание ЖКХ. Однако по итогам 2002 было зафиксировано значительное сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций, составившее около 1,4 процентных пункта по отношению к ВВП. В 2003 году в реальном выряжении поступления по налогу несколько выросли, тогда как в процентном отношении к ВВП еще более снизились — с 4,3 до 4,0% ВВП.