Сущность международной экономичсекой интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ экономической и политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения с другими государствами, особенно с азиатской частью мира.

Работа содержит 1 файл

Сущность международной экономической интеграции.docx

— 88.15 Кб (Скачать)

Канада  отправляет в США до 80 % своего сырья, идущего на экспорт, и 76 % Канадского импорта идет из США. Для Японии рынок  США является основным (1\3 японского  экспорта). В основном это потребительская  продукция (бытовая техника, авто). А  экспорт США в Японию - это в  основном промышленная электроника, телекоммуникации, лазеры, программное обеспечение, фармацевтика и продукты с\х.

     Структура экспорта США в Китай - это машины и оборудование, автомобили и сопутствующие  товары, телекоммуникации, сложные  компьютеры для глобальных измерений. Структура импорта США из Китая - это сырье, одежда, текстиль, обувь, бытовая электроника [8;111]

     Девяностые  годы прошлого столетия стали своего роды “потерянным десятилетием”  для Японии, экономика которой  все еще не может выйти из затянувшейся рецессии, несмотря на политику фактически нулевых процентных ставок, проводимую Банком Японии, а также многочисленные пакеты финансовых вливаний в экономику со стороны государства. Некоторое оживление в японской экономике в период 1999 - 2000 гг. способствовало росту импорта из стран Восточной Азии. Однако последовавшие понижательные тенденции в темпах экономического роста значительно ослабляют потенциальные возможности японской экономики стать в обозримой перспективе “локомотивом” нового подъема как в Восточной Азии, так и в регионе АТР в целом. Вместе с тем, на долю Японии приходится не менее 10 % от совокупного экспорта прочих стран АТЭС.

     В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая  «справедливые правила игры»  и регулирующая справедливое экономическое  сотрудничество. Участники АТЭС взяли  на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали  говорить о «видении АТЭС», которое  подразумевало некое новое, вне  политических рамок, восприятие сложившихся  в АТР реалий.

     АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные  направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального  экономического развития. В целом  можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном  контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в  дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению  минимальных затрат времени, денег  и сил при осуществлении экономических  операций.

     АТЭС  составляет почти половину мировой  экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42 % населения Земли  и около 50 % мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт  на сегодняшний день около 60 % от общемировых показателей [4;56]

     Хотя  АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством  содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира. К тому же следует отметить, что АТЭС переживает текущий мировой кризис относительно безболезненно, а Китай, например, своими финансовыми вливаниями в американскую экономику обеспечивает антикризисные мероприятия правительства США.

Влияние мирового финансового  кризиса на процессы международной экономической  интеграции  в  Тихоокеанском регионе

     На  данный момент можно с уверенностью говорить, что одним их мировой  финансовый кризис стал одним из сильнейших факторов, стимулирующим интеграционные процессы в регионах. По всему миру наблюдается увеличение доли межрегионального взаимодействия. В период нестабильности мирового рынка большинство государств углубляет связи с региональными  партнерами, пусть и не приносящими  большого дохода, но отличающиеся более  высокой стабильностью по сравнению с мировым рынком в целом [1;240]

     Не  избежал общей тенденции и  азиатский регион, тем более что  внутренние связи АТР традиционно  занимают значительную долю в экономике  отдельных его стран. Япония, потеряв  значительную долю рынка в Америке  и Евросоюзе, частично возмещает  эти потери путем налаживания  отношений с Китаем и странами ОСЕАН. ОСЕАН, в свою очередь, показывая  довольно высокую выживаемость в  условиях кризиса и не только, углубляет  связи с крупными государствами, но и объединяет собственные интересы, закрепляя свою позицию на мировом  рынке. И, как показывает последний  форум АТЭС, объединение экономических  интересов свойственно большей  части АТР - что вполне естественно, ведь сейчас главная задача каждой страны - пережить спад экономики без  особо болезненных потерь. В декларации по итогам саммита в Сингапуре  члены АТЭС подтвердили обязательства отвергать любые формы протекционизма, сохранять открытость рынков и воздерживаться от возведения новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами [1;243]

     Но  в то же время необходимо отметить некоторую напряженность между  двумя крупными центрами мировой  экономики, принадлежащими АТР - Китаем и США. США в последнее время  опасается торговой экспансии со стороны КНР, и в связи с  этим противодействуют попыткам Китая  расширить свою долю на американском рынке. Экономисты предупреждают, что  политика Америки подталкивает Китай  к созданию альтернативной финансовой системы. Последние два десятилетия  роль Китая в глобальной экономике  держалась на предоставлении дешевой  рабочей силы транснациональным  корпорациям и на привязке юаня к  доллару. Последнее позволяло Китаю  использовать финансовую систему США  для международных нужд, сохраняя при этом государственный контроль над финансами внутри страны и  продолжая перераспределять благосостояние из прибрежных районов во внутренние. Подобная двойственная тактика отлично  работала: Китай получал свой кусок  пирога, и мог его спокойно съесть. Разумеется, эффективным подобный не слишком рациональный подход делал  глобальный кредитный пузырь, точнее созданный им спрос.

Китай осознает, что в какой-то момент ему  надо стать независимым от доллара. Недавнее решение превратить к 2020 году Шанхай в финансовый центр, отражает беспокойство Китая по поводу чрезмерной зависимости от американской валюты. 2020 год выглядит слишком отдаленным, чтобы США о нем задумывались. Однако если, как я ожидаю, мир  охватит глобальная стагфляция, Китаю  придется ускорить реформы, ввести свободный  курс юаня и создать собственную  отдельную, независимую и рыночную финансовую систему. Когда это случится, доллар рухнет.

     Пока  же США, под угрозой потери влияния  в АТР, срочно укрепляет связи  с «малыми азиатскими драконами». Это стало ясно после подписания Договора о дружбе и сотрудничестве США и ОСЕАН. Очевидно, что данный шаг не сможет оттолкнуть ОСЕАН от сотрудничества с Китаем, и в то же время он во многом способствует углублению интеграции в данном регионе. В общем же можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис имеет и оздоравливающее значение - он помог расставить приоритеты и дал хороший толчок к развитию внутрирегионального экономического сотрудничества. К тому же можно отметить как один из мотивов ускорения интеграционных процессов тот факт, что в период кризиса страны с более слабой экономикой ищут поддержки в расширении связей с соседями - причем данная тенденция наблюдается не только в Азиатско-тихоокеанском регионе, но и в странах СНГ и Восточной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Особенности процессов интеграции в азиатско-тихоокеанском  регионе чрезвычайно разнообразны и в некоторой степени уникальны. На данный момент можно с уверенностью сказать лишь то, что очевидно формирование нового полюса мировой экономики, и  мир выходит из сложившейся системы.

Интеграция, как и другие формы международных  связей, создает экономические эффекты  за счет самого процесса взаимодействия партнеров. Они возникают в силу снижения уровня издержек и цен после  устранения торговых барьеров, роста  конкуренции, увеличения объемов рынка  и оптимальных размеров производства, уменьшения административных расходов, эффективного внутрирегионального  распределения и использования  факторов производства и др.

     Процесс интеграции, тем не менее, достаточно противоречив и политически непрост, так как эффекты интеграции распределяются между государствами и их экономическими субъектами достаточно неравномерно, причем последние могут нести  и прямые убытки от объединения. Но в долгосрочном плане преимущества интеграции для стран оказываются  несомненными.

     Многие  ученые и политики считают АТЭС возможным  экономическим и политическим центром  мира в XXI в. Это предположение обосновывается и быстрым социально-экономическим  развитием стран региона, и наличием здесь мощных экономических держав - США, Китая и Японии, а также  Австралия и Новая Зеландия. А  проанализировав эту работу, становится ясно, что АТЭС обладает необходимым  потенциалом - и по темпам развития понятно, что большинство стран  АТР совсем скоро перейдут в разряд развитых. Китай уже значительно  увеличил значение своего присутствия  на мировом рынке, не переставая при  этом совершенствоваться технологически, и начинает инвестировать средства в экономику других стран. И в  настоящий момент КНР имеет достаточно ресурсов, чтобы стать новым центром  не только своего региона, но и всей мировой экономики.

     Список  использованной литературы

  1. Амиров В.Н. «Основные составляющие и характерные особенности МИП в регионе. Страны АСЕАН - передышка перед рывком?» - М, «Интер»,2006 г., 455 с.
  2. Былиняк С.А. «АСЕАН в системе международных экономических отношений» - М. 2-е издание, 2007 г., 156 с.
  3. Гребенщиков Э.А. «Тихоокеанская региональная интеграция» М., 2009 г., 289с.
  4. Калашников Н.И. «Азиатско-Тихоокеанский регион в мировой экономике и политике». - М., 2006 г., 234 с.
  5. Костин А.В. «Экономический рост стран Восточной Азии и интеграция» -  М., 2005 г., 207 с.
  6. Мальцева О.Е., Семенов Е.А. «Экономическая интеграция в азиатско-тихоокеанском регионе» // МЭ и МО, 2008, № 9.
  7. Сулицкая Т.И. «Страны АСЕАН и международные отношения в Юго- Восточной Азии». - М., 2006, 323с.
  8. «Тихоокеанский регионализм: концепции и реальности» /Под ред. В.И.Иванова, - М., 2007г., 200с.
  9. Гранберг А.Г. «Роль России в “Тихоокеанском кольце” возрастает» // журнал «Деловой мир». 2009г., С.18-19.

Информация о работе Сущность международной экономичсекой интеграции