Сущность международной экономичсекой интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ экономической и политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения с другими государствами, особенно с азиатской частью мира.

Работа содержит 1 файл

Сущность международной экономической интеграции.docx

— 88.15 Кб (Скачать)

     Введение

      В настоящее время все большее  значение в мировой политике и  экономике приобретают международные  интеграции. В их число входят Северо-Американская международная интеграция, Европейский  союз (созданный на базе Европейского экономического сообщества), а также  большую важность приобретает Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сообщество.

     Азиатско-Тихоокеанский  регион уже сегодня является одним  из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. А со временем значение АТР будет еще более  возрастать.

     Прежде  всего по своему вкладу в мировую  экономику. И не только по тому, что  здесь располагаются США и  Япония - две экономические сверхдержавы. Еще в 70-е гг. на международном  рынке во весь голос заявили о  себе четыре "дракона" - Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея. В 80-е гг. к ним присоединились новые "тигры" - Индонезия, Малайзия, Таиланд и  Филиппины. Сегодня им на пятки наступает  бурно развивающийся Китай, а  затем, возможно, присоединится и  Вьетнам.

     Целью данной работы является анализ экономической  и политической ситуации в Тихоокеанском  сообществе и выявление проблем  и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как  Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна  для России, особенно для ее восточной  части. Именно сегодня важно развивать  международные отношения с другими  государствами, особенно с азиатской  частью мира. Это объясняется тем, что Азиатско-тихоокеанский регион имеет огромный экономический потенциал. Специалисты полагают, что даже при  ожидаемом общемировом снижении темпов роста экономики за АТР  сохранится лидерство в динамике развития.

    1. Состав и значение Тихоокеанского сообщества

     Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в  координатора экономической жизни  региона. Среди направлений работы — проведение консультаций и семинаров  по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса  в Тихоокеанском бассейне.

     При создании в АТР вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая  Зеландия, Республика Корея и 6 стран  Юго-Восточной Азии — Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг), КНР и о. Тайвань, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая  Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу.

     Страны  АТР – это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в  мире, 40% населения планеты. В регионе  АТР сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.

     Столь быстрое расширение привело к  объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых  членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки  выразили желание влиться в ее ряды.

     Такое количество государств, среди которых  есть как главные промышленно  развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает  экономическую мощь организации, а  учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и  их огромный ресурсный потенциал, выводит  АТР в число влиятельнейших группировок  на международной экономической арене [4;16] 
 
 

Страны  — участницы международного форума 
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

 

    1. Основные  структуры и их место в структуре  Тихоокеанского региона

     Особенность интеграционной ситуации в АТР состоит  в том, что здесь отсутствует  межгосударственная структура типа ЕС. В данном случае присутствует разделение региона на нескольких уровнях - в  первую очередь, это страны азиатского региона и Северная Америка. Интеграционное взаимодействие азиатских стран  происходит на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC - Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок - например АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN - Association of Southeast Asian Nations), которая была учреждена  в 1967 году с целью содействия социально-экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских работ. В ее состав входят все десять стран субрегиона: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (со дня основания), впоследствии к ней присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ежегодно в рамках АСЕАН проводятся встречи на высшем уровне и на уровне ключевых министров. В настоящее момент усилия Ассоциации сосредоточены на поддержке региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе (АСЕАН подписывает соглашение о создании зоны свободной торговли отдельно с Японией, Южной Кореей и Китаем). И, наконец, третий уровень интеграции - это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии) [3,86]

     Что же касается Северной Америки, то в  данном случае ритм экономической интеграции целиком и полностью задается США. Основное взаимодействие внутри этой части региона происходит посредством  Североамериканской ассоциации свободной  торговли. Соглашение между США, Канадой  и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. Если проанализировать суть этого  соглашения, а также последствия  его принятия, становится очевидно, что его целью было достигнуть создания единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей  силы. И можно сказать, что данная цель была достигнута, хотя наибольшую выгоду от этого так или иначе получили США [3,89]

     Но  если в Северной Америке экономическая  ситуация относительно ясная - ведь США  является мировым лидером в области  экономики, то в азиатском регионе  их влияние несколько ослабевает, и поэтому ситуация требует более  тщательного рассмотрения.

     Азиатский регион испытывает влияние множества  интеграционных объединений, в частности:

– Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество" (АТЭС) ;

– Тихоокеанский  Экономический Совет (ТЭС) ;

– Совет  по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);

– Тихоокеанская  конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);

– Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС) ;

– Ассоциация Региональных Администраций Стран  Северо-Восточной Азии (АРАССВА);

– Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);

– Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);

– Евразийское  Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС);

– Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);

– Азиатский Банк Развития (АзБР) [5,118]

     Итак, каждая из этих организаций имеет  определенное влияние в Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

     Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики - Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд. долл. США, объемы оказываемой технической помощи - около 180 млн. долл. США

     Стратегической  целью функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся  странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют достижению основной стратегической цели.

     В задачу банка входит стимулирование экономического роста и участие  в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов АзБР, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно  было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.

     В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для  финансирования операций по технической  помощи.

Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку  устойчивого социального и экономического развития бедных стран, расположенных  в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные  ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения  и низкой вероятностью возврата долга.

     Сегодня АзБР концентрируется не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а на развитии страны в целом. Новые региональные отделения АзБР способствуют интеграционному  развитию через выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей  страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что позволяет АзБР более точно  концентрироваться на отдельных  странах и оказывать поддержку  субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно.

     Выбор географических регионов для включения  в создаваемые региональные отделения  был основан на выполнении следующих  требований: географическая близость; сходность культур, экономических  систем и социального строя; стадия развития; пригодность к внедрению  программы; границы субрегионального сотрудничества и связи с существующими  субрегиональными группами; и минимальное  изменение существующих условий  для реализации программ АзБР.

Региональные  проекты:

– Субрегион  Большой Меконг (СБМ);

– Южно-Азиатское  Субрегиональное Экономическое  Сотрудничество (ЮАСЭС);

– Треугольник  роста «Индонезия - Малайзия - Таиланд» (ТР - ИМТ);

– Область  Роста Восточной части АСЕАН  «Бруней - Индонезия - Малайзия - Филиппины» (ОРВА - БИМФ);

– Центрально-Азиатское  Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК) [2,39]

     Следующее интеграционное объединение - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образованной в соответствии с Соглашением об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996 год) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 год). В 2000 году к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. Население стран-членов ШОС составляет 1,5 млрд. человек, а территория занимает 3/5 Евразийского континента.

     Высшим  органом для принятия решений  в ШОС является Совет глав государств-членов. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов  государств-членов ШОС. Шанхайская организация  сотрудничества имеет два постоянно  действующих органа - Секретариат  в Пекине, Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте. Исполнительный секретарь и Директор исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года.

     В Организации ведется активная работа по налаживанию практического взаимодействия по различным направлениям. В апреле 2003 года в Алма-Ате прошло совещание  министров иностранных дел государств-учредителей  Шанхайской организации сотрудничества. Оно предшествовало встрече глав государств-членов ШОС, которая состоялась 28-29 мая 2003 г. в Москве. Министры подготовили  целый пакет документов, определяющих порядок работы уставных органов  ШОС, формирование и исполнение бюджета  организации: положений о Советах  глав государств, глав правительства, министров иностранных дел, национальных координаторов, о совещаниях руководителей  министерств и ведомств, о Секретариате ШОС и других механизмов, предусмотренных  Хартией организации. На совещании  министры подтвердили, что удалось  продвинуться на пути дальнейшего создания каркаса организации, и ШОС должна стать полноценной международной  организацией с хорошо отлаженной структурой, способной адекватно и в самые  кратчайшие сроки находить верные ответы на новые вызовы и угрозы региону.

Информация о работе Сущность международной экономичсекой интеграции