Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:10, реферат
Целью данной работы является анализ экономической и политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения с другими государствами, особенно с азиатской частью мира.
В центре внимания ТЭС продолжает оставаться блок важных экономических и социальных вопросов, разрабатываются новые инициативы совместно с другими международными организациями региона.
Неправительственная организация Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС) была создана в 1980 году по инициативе бывшего премьер-министра Японии Охира и премьер-министра Австралии Фразера с целью определения и координации составляющих Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Начав
работу как организация с 12 членами,
СТЭС превратился в одну из крупнейших
организаций региона, включающих как
государства Северо-Восточной
Важной
характеристикой конференции
Российское
участие в Тихоокеанском
Итак,
как мы уже упоминали выше, высший
уровень интеграционных процессов
в азиатском регионе
Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать региональное экономическое сотрудничество.
США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке этой встречи, ближе других государств подошли к пониманию того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических отношений. В Канберре было решено, что новая организация будет иметь консультативный статус, а ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.
Была
утверждена и программа сотрудничества,
основу которого составили такие
принципы, как либерализация торговли
и инвестиций, содействие торговле,
экономическое и техническое
сотрудничество. Было также определено,
что в мероприятиях АТЭС могут
участвовать международные
Новый этап развития АТЭС начался в 1993 году, когда после прихода к власти в США администрации Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению Вашингтона стала неформальная встреча глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали играть главенствующую роль в деятельности АТЭС. По рекомендации США довольно быстро выработался «клубный» характер этой встречи, и сразу стало ясно, что дело не только в том, что быть членом клуба престижно, и что это позволяет пользоваться такими привилегиями, которые недоступны другим. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий. Неполитический характер форума подчеркивает и то обстоятельство, что в его рамках участники АТЭС называют себя «экономиками» - что позволяет им, в частности, не втягиваться в дискуссию о статусе Тайваня (как известно, КНР и Тайвань по-разному подходят к этому вопросу).
Саммиты АТЭС стали проводиться ежегодно (в ноябре). В их ходе обсуждаются актуальные проблемы мировой экономики, рассматриваются основные итоги деятельности форума и принимаются документы, определяющие перспективные долгосрочные направления его деятельности. К 1998 году проведено пять таких саммитов (Сиэтл, Богор, Осака, Манила, Ванкувер), каждый из которых дал мощный импульс интеграционному процессу в АТР.
В 2001 году, в Шанхае, лидерами АТЭС было принято так называемое «Шанхайское соглашение» о подведении в 2005 году промежуточных итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом. Также в этом документе уделяется повышенное внимание активности в рамках ЭКОТЕК.
Одна из важнейших основ деятельности АТЭС - заявленная его участниками приверженность принципам «открытого регионализма», что подразумевает постепенную ликвидацию ограничений на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами - сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций.
Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения АТЭС.
Главное содержание деловой активности рабочих групп АТЭС состоит в том, чтобы действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в присутствии делегаций всех стран-участниц, обозревателей и гостей.
Возникновение
форума АТЭС было обусловлено желанием
стран - основателей содействовать
экономическому росту, стимулировать
и укреплять торговлю, и повысить
жизненный уровень в азиатско-
АТЭС работает на основе консультаций и достижения консенсуса. Новая политика, выработанная на встречах АТЭС, выработана добровольно, и большая часть достигнутого АТЭС прогресса обязана тем примерам, который подают друг другу члены АТЭС, а также давлению со стороны членов «своего круга». Основным элементом процесса является открытый обмен информации между членами АТЭС и общественностью, в том числе созданной системой коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения определенных Форумом целей каждой из стран. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. С помощью АТЭС страны активно вовлечены в процессы интеграции, создания зон свободной торговли, формулирования принципов ведения бизнеса, которые должны стать общеобязательными для всех стран. Работа ведется в соответствии с Индивидуальными Планами Действий по либерализации торговли и инвестиций (Individual Action Plan), которые подготовлены участниками АТЭС по единой схеме, и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться.
В
отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная
группировка представляет более
аморфное и многослойное образование.
Формально АТЭС имеет консультативный
статус, но фактически в рамках его
рабочих органов ведется
АТЭС
функционирует как
Валютный аспект интеграции в Тихоокеанском регионе
Валюта,
как известно, является основой торговых
процессов и немаловажной частью
международной экономической
Японская иена и китайский юань являются, в некотором смысле, синонимами. Китай долгое время был центром цивилизации в Восточной Азии. И его монеты имели хождение в соседних странах. В некоторых из них они носили название, созвучное слову иена. Это «имя» перекочевало в официальное название японской валюты. Сегодня иена сильнее юаня. Однако аналитики предрекают юаню блестящее будущее, прежде всего в качестве региональной валюты. В Тихоокеанском регионе на эту роль претендует также австралийский доллар. Но есть еще и малайзийский проект золотого динара [6,114]
По общему уровню экономического развития в АТР можно выделить несколько групп государств. Прежде всего, это развитые страны - Япония, Австралия, Новая Зеландия. К англосаксонским странам экономически и политически примыкает ряд островных государств Тихого океана с невысоким уровнем развития. На них распространяется влияние австралийского доллара.
США и Канада сами интегрируются друг с другом, и их интересы не ограничиваются АТР. Но они принимают активное участие в общих региональных мероприятиях и оказывают колоссальное влияние на жизнь региона в целом. К США и Канаде тяготеют страны Латинской Америки, которые хотя и участвуют в региональных мероприятиях, но географически отдалены от Азии.
К
тому же они предпринимают
Помимо развитых стран, в регионе существуют государства, которые добились весомых успехов на пути экономического развития, хотя и вступили на него позже. Это Тайвань и Южная Корея, а также города-государства - Сингапур и Гонконг. К ним примыкают страны Юго-Восточной Азии: более успешные и развитые Малайзия и Таиланд, и менее преуспевшие Филиппины и Индонезия.
Информация о работе Сущность международной экономичсекой интеграции