Сущность международной экономичсекой интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ экономической и политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения с другими государствами, особенно с азиатской частью мира.

Работа содержит 1 файл

Сущность международной экономической интеграции.docx

— 88.15 Кб (Скачать)

     В центре внимания ТЭС продолжает оставаться блок важных экономических и социальных вопросов, разрабатываются новые  инициативы совместно с другими  международными организациями региона.

     Неправительственная организация Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС) была создана в 1980 году по инициативе бывшего премьер-министра Японии Охира и премьер-министра Австралии Фразера с целью определения и координации составляющих Тихоокеанского экономического сотрудничества.

     Начав работу как организация с 12 членами, СТЭС превратился в одну из крупнейших организаций региона, включающих как  государства Северо-Восточной Азии, Океании, так и государства Тихоокеанского побережья Южной Америки. Всего  в организации насчитывается 26 членов: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Форум островных  государств южной части Тихого океана, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китайский  Тайбэй), Филиппины, Чили, Эквадор, Южная  Корея, Япония, а также два ассоциированных  члена (Тихоокеанские территории Франции  и Монгольский национальный комитет  по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству) и два члена с правом совещательного голоса - Тихоокеанский экономический  совет (ТЭС) и Тихоокеанская конференция  по торговле и развитию (ПАФТАД).

     Важной  характеристикой конференции СТЭС является ее независимый, неофициальный  статус, который позволяет работать без сдерживания со стороны правительства, а также ее трехсторонняя природа, т.е. взаимодействие трех сил: правительственных, деловых и научных. СТЭС - это консультативная  организация.

     Российское  участие в Тихоокеанском экономическом  совете (ТЭС) осуществлялось через Российский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС). Россия вышла из состава СТЭС в  связи с отсутствием у РНКТЭС средств для оплаты ежегодных  членских взносов. Сегодня РНКТЭС стремится  развивать экономическое сотрудничество между странами АТР путем стимулирования прямых, неопосредованных контактов  представителей бизнеса и региональных лидеров.

     Итак, как мы уже упоминали выше, высший уровень интеграционных процессов  в азиатском регионе проявляется  в деятельности Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). Первоначально в АТЭС вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония

     Формирование  форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча  министров иностранных дел и  торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что тогда произошел  скорее обмен мнениями между государствами  региона, имевшими сходные взгляды  на то, в каком направлении развивать  региональное экономическое сотрудничество.

     США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие  в подготовке этой встречи, ближе  других государств подошли к пониманию  того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических  отношений. В Канберре было решено, что новая организация будет  иметь консультативный статус, а  ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.

     Была  утверждена и программа сотрудничества, основу которого составили такие  принципы, как либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле, экономическое и техническое  сотрудничество. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут  участвовать международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН, Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на ранних этапах существования  форума. Было решено, что все решения  в АТЭС (в том числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса.

     Новый этап развития АТЭС начался в 1993 году, когда после прихода к власти в США администрации Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению  Вашингтона стала неформальная встреча  глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали играть главенствующую роль в деятельности АТЭС. По рекомендации США довольно быстро выработался «клубный» характер этой встречи, и сразу стало ясно, что дело не только в том, что быть членом клуба престижно, и что это позволяет пользоваться такими привилегиями, которые недоступны другим. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий. Неполитический характер форума подчеркивает и то обстоятельство, что в его рамках участники АТЭС называют себя «экономиками» - что позволяет им, в частности, не втягиваться в дискуссию о статусе Тайваня (как известно, КНР и Тайвань по-разному подходят к этому вопросу).

     Саммиты АТЭС стали проводиться ежегодно (в ноябре). В их ходе обсуждаются  актуальные проблемы мировой экономики, рассматриваются основные итоги  деятельности форума и принимаются  документы, определяющие перспективные  долгосрочные направления его деятельности. К 1998 году проведено пять таких саммитов (Сиэтл, Богор, Осака, Манила, Ванкувер), каждый из которых дал мощный импульс  интеграционному процессу в АТР.

     В 2001 году, в Шанхае, лидерами АТЭС было принято так называемое «Шанхайское  соглашение» о подведении в 2005 году промежуточных итогов процесса либерализации  торговли и инвестиций и отдельное  заявление по борьбе с международным  терроризмом. Также в этом документе  уделяется повышенное внимание активности в рамках ЭКОТЕК.

     Одна  из важнейших основ деятельности АТЭС - заявленная его участниками  приверженность принципам «открытого регионализма», что подразумевает  постепенную ликвидацию ограничений  на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг  внутри этого региона, защиту свободной  торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами - сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций.

     Основные  направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных  дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих  приоритетные для АТЭС направления  деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые  другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения  АТЭС.

     Главное содержание деловой активности рабочих  групп АТЭС состоит в том, чтобы  действовать, исходя из решений и  документов, принимаемых в ходе саммита  стран АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой  таких направлений деятельности рабочих групп занимаются Секретариат  АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими рекомендации обсуждаются  и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в присутствии  делегаций всех стран-участниц, обозревателей  и гостей.

     Возникновение форума АТЭС было обусловлено желанием стран - основателей содействовать  экономическому росту, стимулировать  и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском  регионе.

     АТЭС  работает на основе консультаций и  достижения консенсуса. Новая политика, выработанная на встречах АТЭС, выработана добровольно, и большая часть достигнутого АТЭС прогресса обязана тем примерам, который подают друг другу члены АТЭС, а также давлению со стороны членов «своего круга». Основным элементом процесса является открытый обмен информации между членами АТЭС и общественностью, в том числе созданной системой коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения определенных Форумом целей каждой из стран. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. С помощью АТЭС страны активно вовлечены в процессы интеграции, создания зон свободной торговли, формулирования принципов ведения бизнеса, которые должны стать общеобязательными для всех стран. Работа ведется в соответствии с Индивидуальными Планами Действий по либерализации торговли и инвестиций (Individual Action Plan), которые подготовлены участниками АТЭС по единой схеме, и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться.

     В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более  аморфное и многослойное образование. Формально АТЭС имеет консультативный  статус, но фактически в рамках его  рабочих органов ведется выработка  региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров  и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все  решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие, сетевые по своему характеру  формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на себя обеспечение  той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятельность в этой “своей” области. Концепция АТЭС нацелена на поощрение взаимодействия в первую очередь в частнопредпринимательском  секторе, на уровне фирм.

     АТЭС  функционирует как коллективный, многосторонний, экономический и  торговый форум. Экономики АТЭС принимают  как индивидуальные, так и коллективные действия, направленные на то, чтобы сделать свои рынки доступными и открытыми, а также поддержку экономического роста.

    1. Особенности экономической интеграции Тихоокеанского региона

    Валютный  аспект интеграции в  Тихоокеанском регионе

     Валюта, как известно, является основой торговых процессов и немаловажной частью международной экономической интеграции. Сейчас, в период мирового экономического кризиса, особенно остро встал вопрос доверия к доллару как самой  стабильной валюте. И в этой неспокойной  обстановке многие экономисты обратили внимание на давно назревший валютный конфликт «азиатских тигров».

     Японская  иена и китайский юань являются, в некотором смысле, синонимами. Китай долгое время был центром  цивилизации в Восточной Азии. И его монеты имели хождение в  соседних странах. В некоторых из них они носили название, созвучное  слову иена. Это «имя» перекочевало в официальное название японской валюты. Сегодня иена сильнее юаня. Однако аналитики предрекают юаню блестящее  будущее, прежде всего в качестве региональной валюты. В Тихоокеанском  регионе на эту роль претендует также  австралийский доллар. Но есть еще  и малайзийский проект золотого динара [6,114]

     По  общему уровню экономического развития в АТР можно выделить несколько  групп государств. Прежде всего, это  развитые страны - Япония, Австралия, Новая  Зеландия. К англосаксонским странам  экономически и политически примыкает  ряд островных государств Тихого океана с невысоким уровнем развития. На них распространяется влияние  австралийского доллара.

     США и Канада сами интегрируются друг с другом, и их интересы не ограничиваются АТР. Но они принимают активное участие  в общих региональных мероприятиях и оказывают колоссальное влияние  на жизнь региона в целом. К США и Канаде тяготеют страны Латинской Америки, которые хотя и участвуют в региональных мероприятиях, но географически отдалены от Азии.

     К тому же они предпринимают небезуспешные  попытки интегрироваться между  собой и с США. Например, Эквадор  уже перешел на американский доллар, а в Аргентине обсуждается  вопрос об отказе от национальной валюты.

     Помимо  развитых стран, в регионе существуют государства, которые добились весомых  успехов на пути экономического развития, хотя и вступили на него позже. Это  Тайвань и Южная Корея, а также  города-государства - Сингапур и Гонконг. К ним примыкают страны Юго-Восточной  Азии: более успешные и развитые Малайзия и Таиланд, и менее преуспевшие  Филиппины и Индонезия.

Информация о работе Сущность международной экономичсекой интеграции