Сущность международной экономичсекой интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ экономической и политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения с другими государствами, особенно с азиатской частью мира.

Работа содержит 1 файл

Сущность международной экономической интеграции.docx

— 88.15 Кб (Скачать)

     ШОС - не военный блок и не замкнутый  альянс, а открытая организация, ориентированная  на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения её состава. Основные задачи ШОС - это  поддержание мира и стабильности в регионе, развитие торгово-экономического сотрудничества. Уже сейчас значительный интерес к деятельности Шанхайской организации сотрудничества проявляют  Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка, Монголия, США, Япония, АСЕАН, ЕС и другие государства  и организации.

     Одним из главных достижений «шанхайского процесса» за эти годы стало ослабление напряженности вдоль границы  с Китаем, включая создание с обеих  её сторон зон глубиной в 100 км, где  осуществляются взаимные военные инспекции. Таким образом, обеспечиваются меры доверия, которые позволяют снимать любые сомнения и недоразумения.

Создание  Шанхайской организации сотрудничества убедительно свидетельствует, что  в центре континента Евразии появляется новое динамичное объединение, охватывающее около пятой части населения  планеты и включающее в себя такие  глобальные величины, как Россия и  Китай, которые вошли в новый  век стратегическими партнёрами. Можно сказать, что, с одной стороны, провозглашение ШОС - это своеобразный «промежуточный финиш», но вместе с  тем - и старт на новой большой и ответственной дистанции [2,41]

     Саммит  Восточноазиатского сообщества (ВАС) - паназиатский форум, который проводится ежегодно лидерами 16 стран Восточной Азии, лидирующие позиции в котором занимает АСЕАН. Учредительный саммит ВАС состоялся 14 декабря 2005 г. в г. Куала-Лумпур (Малайзия). Саммиты ВАС планируются к проведению после завершения саммитов АСЕАН.

     Учредителями  ВАС стали 16 стран - 10 членов АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия  и Новая Зеландия. Соединенные  Штаты Америки отказались присоединиться к Саммиту, поскольку не стали  подписывать договор о дружбе и сотрудничестве, по которому страны-участницы  Саммита обязуются не применять  силы в регионе. Россия и Австралия  поставили свои подписи под этим договором.

     Деятельность  Саммита нацелена на решение следующих  проблем:

– стимулирование стратегического диалога и продвижение  сотрудничества в решении вопросов политики и безопасности, для того, чтобы увериться в том, что  страны-члены могут жить в мире друг с другом и остальным миром  на принципах справедливости, демократии и гармонии;

– продвижение  развития, финансовой стабильности, энергетической безопасности, экономической интеграции и роста, искоренения бедности и  сокращение разрыва в развитии между  странами Восточной Азии, посредством  передачи технологий и развития инфраструктуры, создания новых мощностей, качественного управления и гуманитарной помощи, развития финансовых связей, расширения и либерализации торговли и инвестиций и т.д.;

– продвижение  более глубокого межкультурного понимания, увеличение количества непосредственных контактов и усиление сотрудничества в области повышения уровня жизни  и благополучия жителей региона  с целью стимулирования обоюдного  доверия и солидарности; а также  продвижение решения иных вопросов, таких как защита окружающей среды, предотвращение инфекционных заболеваний  и сокращение последствий природных  катастроф.

     Сегодня Саммит рассматривается как предшественник Паназиатского саммита. ВАС должен стать «открытым, всеобъемлющим, прозрачным и нацеленным на дальнейшее развитие».

     Россия  принимала участие в первом саммите  ВАС в качестве наблюдателя и  подала заявку на участие в деятельности сообщества.

     15 января 2007 года на филиппинском  острове Себу состоялся Второй  Саммит, где обсуждался более  широкий круг проблем по сравнению  с Первым саммитом в Малайзии. Несмотря на то, что 16 глав государств  и правительств участвующих стран  сосредоточили свое внимание  на вопросах энергетической безопасности  в Азии и в мире, Россия в  Саммите не участвовала в связи  с тем, что всё-таки было  принято решение придерживаться  существующего формата и не  торопиться с расширением организации.

     По  итогам были приняты несколько деклараций, в том числе по энергетической безопасности в Восточной Азии, об ускорении формирования АСЕАНовского Сообщества к 2015 г [5,140]

     Ассоциация  Стран Юго-Восточной  Азии (Association of Southeast Asian Nations - ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 - Вьетнам, в 1997 - Лаос и Мьянма, в 1999 - Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

     Первоначальная  роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования  наиболее значительные соглашения заключались  странами-членами именно в области  политического сотрудничества и  сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор  о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной  Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения..

     В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного  сотрудничества АСЕАН (АИКО).

     В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в  Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации  и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг  и занятости.

     Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов  в АТР и складывающейся там  новой расстановки сил.

     Важное  место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор  был подписан в Бангкоке в 1995 г. и  вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН  добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.

     Основная  цель Ассоциации Региональных Администраций стран Северо-Восточной Азии (The Association of North East Asia Regional Governments - NEAR) - содействие формированию системы доверительных отношений и всестороннему развитию региона СВА посредством формирования механизмов сотрудничества между администрациями территорий стран этого региона на основе принципов взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды.

     Основные  виды деятельности Ассоциации следующие:

1) регулярное  проведение Конференции региональных  администраций стран Северо-Восточной  Азии;

2) сбор  и предоставление членам Ассоциации  информации об экономике, технологии  и ходе развития территорий, входящих  в Ассоциацию;

3) оказание  содействия мероприятиям, направленным  на развитие сотрудничества и  расширение взаимодействия регионов  СВА, в числе которых выставки, ярмарки, обмены делегациями и  пр.

     В настоящее время членами АРАССВА  являются 65 регионов из 6-ти стран Северо-Восточной  Азии.

     АРАССВА происходит от Региональной Конференции  стран СВА, проводившейся в течение 3 лет - с 1993 по 1996 гг. Главы органов местного управления впервые собрались для разработки совместной политики развития Северо-Восточной Азии на Первой Конференции стран СВА, которая прошла 8 октября 1993 г. в г. Мацу, префектура Симане, Япония. В Конференции принимали участие представители 11-ти администраций из 4-х стран.

     Шестая  Конференция АРАССВА состоялась 12-15 сентября 2006 г. в г. Пусан (Республика Корея). В Конференции приняли  участие 87 представителей из 24 регионов СВА. На конференции был заслушан отчет о деятельности АРАССВА  и подкомиссий, принята эмблема  АРАССВА. По предложению провинции Кенги-до принято решение о создании подкомиссии по науке и технологиям. Провинция Кенги-до взяла на себя обязанности постоянного координатора вновь созданной подкомиссии. В связи с окончанием у Хабаровского края срока полномочий координатора подкомиссии АРАССВА по приграничному сотрудничеству, обязанности координатора подкомиссии на 2007-2008 гг. были переданы Амурской области.

     На  заседании было принято решение  принять в члены АРАССВА 27 новых  членов: 20 региональных администраций  из Монголии, 4 - из России, 1 - из Республики Корея и 2 - из КНР.

     Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), была основана в 1968 году как серия академических  конференций, проводимых с целью  продвижения вопросов исследования и обсуждения вопросов экономической  политики, касающихся Тихоокеанского региона. С 1968 года ПАФТАД был движущей силой развития мысли по вопросам торговли и развития Тихоокеанского региона, а также по важным вопросам экономической политики, с которыми сталкивается регион. Тем не менее, сегодня ПАФТАД это не просто ряд  конференций, но все в большей  степени движущей силой становится структура частной, неформальной неправительственной  организации - сеть ведущих экономистов  АТР.

     Цели  организации:

– увеличение экономического роста и развитие экономик АТР;

– достижение более результативных и эффективных  экономических отношений друг с  другом и со всем миром, посредством  проведения экономического анализа  и рассмотрения политических вопросов по торговле и связанных с ними вопросов.

     Финансирование  организации осуществляется через  целый ряд фондов, высших учебных  заведений, научно-исследовательских  учреждений и экономических ассоциаций стран АТР. Среди многочисленных спонсоров ПАФТАД - Фонды Форда и братьев Рокфеллеров, Ассоциации Кейданрен и Канкейрен, Университет Торонто и Австралийский Национальный Университет, другие известные организации.

     Тихоокеанский экономический совет (Pacific Basin Economic Council - PBEC) создан в 1967 г. и является международной неправительственной организацией, объединяющей крупные компании, деятельность которых охватывает весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

     Инициаторами  создания и основателями ТЭС стали 5 стран АТР - Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия и США, чей суммарный  ВНП к тому времени уже сравнялся  с Европейским экономическим  сообществом. В этом же году 5 стран  ЮВА (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) учредили АСЕАН - первую в  АТР региональную экономическую  организацию развивающихся стран.

     Бурное  экономическое развитие АТР обуславливало  необходимость в создании механизмов взаимодействия между странами региона, значительно отличавшихся по своему социально-экономическому развитию и  культуре. ТЭС и стал одним из таких механизмов.

     Число стран-участниц ТЭС постепенно увеличивалось, в 1970-х годах в ТЭС вступили Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Филиппины  и Чили. В конце 1980-х годов к  ТЭС присоединились еще семь стран. В начале 1990-х годов к ТЭС  присоединились СССР и КНР. Общее  число стран-участниц ТЭС достигло 20. По состоянию на 2005 год, ТЭС объединял  через национальные комитеты около 700 компаний Азиатско-Тихоокеанского региона.

     Уникальность  ТЭС как организации заключалась  в том, что все страны-участницы (как развитые, так и развивающиеся, а также страны с переходными  экономиками) имели равное право  голоса. Аналогичной организации  в АТР не существовало.

     В сентябре 2005 года ТЭС перешёл на модель прямого корпоративного участия, практически отказавшись от системы  национальных комитетов. Данная модель предусматривает непосредственное участие компаний в работе Совета, без необходимости вступления в национальные комитеты стран-участниц. Исключение было сделано для России и КНР, чьи национальные комитеты, согласно Уставу ТЭС, пока продолжают свое существование.

     Отказавшись от системы национальных комитетов, ТЭС лишился многих компаний-участниц. По состоянию на настоящий момент, в ТЭС напрямую участвуют чуть больше 100 компаний, не считая 174 компании в рамках национальных комитетов  России и КНР.

Информация о работе Сущность международной экономичсекой интеграции