Сущность экономики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Предприятие является структурным звеном экономики в целом. Предприятие – это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одно или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………5
1.1. Понятие термина «предприятие»………………………………….5
1.2.Основные признаки и особенности предприятия…………………7
1.3.Внешняя среда предприятия………………………………………10
1.4. Основные функции и цели
предприятия в условиях рынка…………………………………...14
Выводы
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА «ООО ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ "ЗИП"»…………………………………………...17
2.1. Краткое описание предприятия "ЗИП"………………………….17
2.2. История создания предприятия "ЗИП"………………………….18
2.3. Хронологические события ……………………………………….20
Выводы
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………26
3.1. Основные направления совершенствования
деятельности предприятия………………………………………26
3.2. Основные условия результативности
процесса улучшения деятельности………………………………30
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 167.03 Кб (Скачать)

Руководящий совет по улучшению  работы играет роль разработчика процесса улучшения деятельности, подготавливает предприятие к его внедрению  и направляет реализацию этого процесса. [16, c. 100-105]

3. Вовлечение всего руководящего  состава. Весь руководящий состав  несет ответственность за реализацию  процесса улучшения деятельности. Это требует активного практического участия каждого управляющего и руководителя среднего звена в рамках организационной структуры - от генерального директора до главного бухгалтера. Каждому руководителю нужна особая подготовка для понимания новых требований к стандартам деятельности и связанных с ними методов улучшения деятельности.

4. Участие служащих и  рабочих. После вовлечения в  процесс улучшения деятельности  всего руководящего состава наступает  пора привлечения служащих и  рабочих. Это осуществляется начальником  каждого подразделения, формирующим  “группу улучшения работы” в  составе подразделения. Как руководитель  такой группы, начальник отвечает  за обучение ее членов использованию  тех методов улучшения работы, которым он уже обучен. Задачи  группы улучшения работы - определение  результатов деятельности своего  подразделения и внедрение системы,  непрерывно совершенствующей деятельность.

5. Индивидуальное участие.  Как бы ни были важны коллективные  действия, нельзя забывать об  отдельно взятом человеке. Необходимо  разработать систему, способствующую  личному участию, оценке и признанию  результатов такого участия и  вклада, вносимого каждым работником  в повышение эффективности и  качества.

6. Группы по совершенствованию  систем и процессов. Каждое  повторяемое действие в любом  подразделении представляет собой  процесс, которым можно управлять  теми же методами, что применяются  при управлении обычным технологическим  процессом. Необходимо составить  схему последовательности операций, а затем организовать измерения,  проверки, обеспечить каналы обратной  связи. При осуществлении каждого  процесса, хотя он может охватывать  многие участки, и даже различные  функциональные подразделения, должно  быть одно лицо, ответственное  за успешное функционирование  данного процесса.

Группа по совершенствованию  систем состоит из отдельных представителей каждого участвующего в процессе подразделения. Такая группа обеспечивает внедрение наиболее эффективной системы взаимодействия подразделений и такое совершенствование части процесса, которое бы не оказывало негативного влияния на весь процесс.

7. Вовлечение поставщиков.  В современных условиях почти  все предприятия и организации  хотя бы частично зависят от  аутсайдеров, прежде всего поставщиков.  Ни один успешный процесс улучшения  деятельности не может осуществляться  без содействия поставщиков.

8. Обеспечение качества  функционирования систем управления. В течение многих лет на  предприятиях, в организациях действовали  подразделения, занимавшиеся в  основном измерением показателей  качества и составлением отчетов  о состоянии обеспечения качества  в процессе производства.

Такие подразделения, как  службы обеспечения качества и надежности, направляли свои ресурсы на выявление  проблем и исправление ошибок; в результате сформировалась система  управления “по отклонениям”, которая  реагировала на возникшие ошибки и пренебрегала более важными  профилактическими мероприятиями, недооценивала важность отличных результатов  работы в подразделениях, не связанных с процессом производства.

Средства, выделяемые на решение  проблем по обеспечению качества продукции, должны быть перераспределены так, чтобы система управления регулировала текущие операции и не допускала  возникновения проблем. Нужно лечить больного, а не заниматься болезнями. В большинстве случаев болезнью поражены системы управления.

9. Формирование стратегии  и тактики улучшения деятельности. Необходимо разработать долгосрочную  стратегию повышения качества. Следует  убедиться в том, что все  руководители на различных уровнях  понимают эту стратегию в той  мере, которая необходима для  разработки поэтапных краткосрочных  планов, удовлетворяющих целям долгосрочной стратегии.

Краткосрочные планы должны быть включены в годовой план реализации общей стратегии. В течение года должно проверяться выполнение требований этих планов каждой группой сотрудников, точно так же как проверяют  сроки выполнения работ, издержки производства и объемы реализации.

10. Создание системы поощрения  и признания заслуг. Процесс улучшения  деятельности - это изменение общепринятого  подхода к ошибкам. Существуют  два пути проведения требуемых  перемен. Можно наказывать каждого,  кто допускает ошибки при выполнении  своих обязанностей, или воздавать  должное отдельным работникам  и коллективам, которые выполняют  поставленную задачу или вносят  значительный вклад в процесс улучшения деятельности.

Наилучший путь - признание  заслуг работников, в том числе  и руководителей, их стимулирование к достижению еще более высоких результатов.

Процесс улучшения деятельности - путь к искоренению ошибок в  среде руководителей, специалистов, служащих и рабочих. [7, c. 455-459]

Результативность процесса улучшения деятельности. Как правило, процессы улучшения деятельности результативны. Условием эффективности процессов  является комплексный подход к их организации. Основные причины неудач связаны со следующими просчетами руководства:

- руководство не придерживалось  общепринятых основных направлений  и подходов к организации процесса улучшения деятельности;

- руководство не приняло в нем участия;

- руководство не рассматривало  этот процесс как составную часть всей деятельности;

- руководство не хотело  принимать долгосрочные обязательства;

- руководство считало,  что проблема заключается в  служащих и рабочих, а не  в руководстве.

 

3.2. Основные условия результативности процесса улучшения деятельности

 

Джон Харрингтон более  десятка лет назад обобщил  опыт реализации процессов улучшения  деятельности в виде десяти основополагающих условий способствующих успеху. В  настоящее время их можно сформулировать так:

1) отношение к потребителю  как важнейшему фактору процесса;

2) принятие руководством  долгосрочных обязательств по  внедрению процесса улучшения  деятельности как составной части  системы управления;

3) уверенность в том,  что нет предела совершенствованию;

4) уверенность в том,  что предотвращение проблем лучше,  чем реагирование на них после  возниковения;

5) заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководителей;

6) стандарт работы в  виде формулы “ноль ошибок”;

7) участие всех работников, как коллективное, так и индивидуальное;

8) основное внимание совершенствованию  процессов, а не людей;

9) вера, что внешние участники  процесса, например, поставщики станут  партнерами, если поймут задачи  организации;

10) признание заслуг.

Ответственен за развитие или банкротство предприятия  его руководитель. Владельцы вкладывают капитал в управленческие способности  руководителей и по праву считают  их полностью ответственными за рост и прибыльность. В настоящее время  для большинства предприятий  одной из главных предпосылок  получения прибыли является качество. [18, c. 116-119]

Роль высшего руководства. Успешная реализация процесса улучшения  деятельности зависит от поддержки  всего руководства высшего звена. Поэтому, прежде чем решить, сделать  ли этот процесс частью системы управления в организации, высший руководитель - президент, директор, генеральный директор или председатель - должен потребовать реального вклада со стороны руководителей основных подразделений.

Директору необходимо сосредоточить  внимание не на качестве работы конкретной группы людей, руководимой управляющим  высшего звена, а на качестве работы всей организации. Руководящие работники  должны понимать, что директор планирует  реализацию многофункционального процесса улучшения деятельности, который  обеспечит более полную отдачу от каждого человека. Если тот или  иной руководитель твердо убежден в  том, что его подразделение работает с максимальной эффективностью, то такому руководителю можно поручить возглавить руководящий орган по улучшению работы, с тем чтобы  остальные работники предприятия  использовали его опыт.

Потенциальная экономия. Завершающим  этапом при подготовке к реализации процесса улучшения деятельности является оценка потенциальной экономии. Для  этого необходимо прежде всего проанализировать данные об издержках вследствие низкого  качества. Если в коммерческой организации  нет соответствующей системы  учета, но она более или менее  успешно функционирует, можно ориентировочно считать, что от 20 до 40% годового дохода теряется на покрытие затрат вследствие низкого качества, а 30% зарплаты персонала  уходит на проверку результатов труда  и исправление ошибок.

На многих американских предприятиях, которые не внедрили процесс улучшения  деятельности, издержки вследствие низкого  качества изначально составляли около 25% стоимости акций, 25% трудозатрат  и около 40% производственной площади  и товарно-материальных запасов.

Помимо сокращения расходов процесс улучшения деятельности сократит количество прогулов, повысит  производительность труда и моральный  дух работников. Более высокое  качество должно также привести к  расширению рынков сбыта товаров  и услуг.

Участие руководителя организации. Для успешного осуществления  этого процесса улучшения деятельности требуется не только поддержка, но и  активное участие самого руководителя организации. Персонал ждет от главного руководителя не только слов, но и дел. Директор должен участвовать в этом процессе, четко представлять себе, как процесс осуществляется. Директору  придется лично определять развитие процесса, признавать достоинства или  недостатки людей, которые способствуют или не способствуют успешному развитию процесса.

 

Выводы

 

Каждый член предприятия  должен участвовать в разработке плана повышения качества выпускаемой продукции и вносить в него необходимые предложения и дополнения. Планы должны быть конкретными и точно определять сферу действия и предполагаемую прибыль от вложенных средств. Руководящий совет, занимающийся проблемами улучшения деятельности и отдел обеспечения качества разрабатывают на основе всех представленных планов стратегию предприятия в этой области.

Руководитель несет ответственность за развитие или банкротство предприятия. Владельцы вкладывают капитал в управленческие способности руководителей и по праву считают их полностью ответственными за рост и прибыльность. В настоящее время для большинства предприятий одной из главных предпосылок получения прибыли является качество.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   В ходе  написания   курсовой работы я ознакомилась  с сущностью предприятия, рассмотрела способы функционирования предприятия на примере ООО «Промышленного предприятия «ЗИП»».

Важной целью любого предприятия  в условиях рынка является обеспечение  стабильной финансовой устойчивости в  его работе. Предприятия могут  достигать этой цели только в том  случае, если в своей работе будут  придерживаться определенных принципов  и выполнять необходимые функции.

Высшая цель предпринимательской  деятельности - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

При этом очень важно, чтобы все  функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии  и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и  общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут  меняться, все зависит от конкретных обстоятельств.

Например, основной целью предприятия  на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли  отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие  может с лихвой возместить недополученную прибыль.

Из исследования компании «ООО Промышленное предприятие «ЗИП»» можно сделать вывод о том, что не все предприятия  стремятся только к получению прибыли. На ряду с этим они также пытаются достичь цели в удовлетворении потребностей своих клиентов, стремятся улучшить качество своей продукции.

По исследованию данного предприятия  можно также сказать, что оно  стремится завоевать доверие  потребителей, предоставлять им только качественную продукцию. Компания «ООО Промышленное предприятие «ЗИП»» постоянно  расширяет и обновляет ассортимент, исходя из потребностей клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность экономики предприятия