Сущность экономики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Предприятие является структурным звеном экономики в целом. Предприятие – это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одно или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………5
1.1. Понятие термина «предприятие»………………………………….5
1.2.Основные признаки и особенности предприятия…………………7
1.3.Внешняя среда предприятия………………………………………10
1.4. Основные функции и цели
предприятия в условиях рынка…………………………………...14
Выводы
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА «ООО ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ "ЗИП"»…………………………………………...17
2.1. Краткое описание предприятия "ЗИП"………………………….17
2.2. История создания предприятия "ЗИП"………………………….18
2.3. Хронологические события ……………………………………….20
Выводы
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………26
3.1. Основные направления совершенствования
деятельности предприятия………………………………………26
3.2. Основные условия результативности
процесса улучшения деятельности………………………………30
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 167.03 Кб (Скачать)

Предприятие представляет собой такую  форму организации хозяйства, при  которой индивидуальный потребитель  и производитель взаимодействуют  посредством рынка с целью  решения трех основных экономических  проблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.

По согласованию между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика  решает одновременно все три проблемы:

  1. что производить? – определяется каждодневно голосованием

     посредством денег  (путем выбора покупателем товара  и его  

     покупки);

  1. как производить? – определяется конкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию, увеличить прибыль и снизить издержки производства);
  2. для кого производить? – определяется соотношением спроса и

     предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и

     средства производства).

Эти рынки определяют уровень  зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников из которых складываются доходы. Производитель устанавливает  свои цены, перемещая свой капитал  в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что, как и для кого производить.

 

    1. Внешняя среда предприятия

 

Высокая степень самостоятельности  предприятий в системе рыночных отношений сочетается со значительной их зависимостью от внешней среды. Предприятие  как открытая система зависит  от поставщиков сырья, топлива энергии, материалов и т.д., от потребителей своей  продукции, от государственных органов, от поведения конкурентов и еще  от многих факторов. Это требует  от руководства хозяйствующего субъекта постоянного мониторинга внешней среды и выработки механизма гибкого к ней приспособления.

Все внешние факторы, воздействующие на предприятие, можно разбить на две группы: прямого и косвенного действия.

Характер влияния поставщиков, потребителей и конкурентов на предприятие  очевиден. Что касается государства, то хотя его влияние после перехода к рыночным отношениям и ослабло, тем не менее, осталось довольно существенным (рис. 1.1).

 

 



 




 

 



 

 

Рис. 1.1. Факторы прямого  действия на предприятие

 

Основной функцией государства  по регулированию экономической  жизни страны является установление правовых норм функционирования хозяйствующих  единиц. Это важнейший элемент внешней среды, поскольку все действующие предприятия находятся в определенном законодательном поле, которое отличается сложностью, изменчивостью, а порой и непредсказуемостью. Предприятие обязано соблюдать не только законы, но и требования органов государственного регулирования в сферах своей компетенции. Каждое предприятие имеет правовой статус, установленный на основе гражданского кодекса, который определяет порядок ведения предприятиями своих дел, механизм перечисления ими налогов и т.д.

В функции государства  входит антимонопольное регулирование, создание условий для развития цивилизованных рыночных отношений среди конкурентов. Оно же посредством денежной и  кредитной политики регулирует инвестиционную сферу. В основе этой политики лежит  воздействие на динамику цен и  уровень процентных ставок. С помощью  налоговых ставок, налоговых льгот, маневрирование процентными ставками, ссудным капиталом, государственными закупками и дотациями государство развивает национальную экономику в желаемом направлении.

Кроме того, функциями государства  являются также борьба с инфляцией, распределение доходов, обеспечение  экономической безопасности, охрана окружающей среды.

 

 





 

 

 



 

 

 

Рис. 1.2. Факторы косвенного действия на предприятие

Факторы косвенного действия обычно влияют на предприятие не менее  существенно, чем факторы прямого  действия. При этом среда косвенного воздействия гораздо сложнее и многограннее (рис. 1.2). Это связано с тем, что косвенные факторы практически не поддаются формализованному описанию, для их оценки требуется большой объем информации, которую не всегда легко получить и адекватно истолковать.

Состояние экономики –  это в первую очередь темп экономического роста, платежный баланс, уровень  занятости. Экономическая среда  в силу своих динамических изменений  активно влияет на предприятие, причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Гарантией успешного функционирования предприятия может быть его умение интерпретировать, анализировать и прогнозировать изменения экономической среды и приспосабливаться к этим изменениям.

Технические факторы являются одновременно внутренней переменной предприятия  и важным внешним фактором. Технологическая  среда, в которой функционирует  предприятие, имеет тенденцию к  изменениям, совершенствованию, создавая при этом дополнительные возможности  и ограничения. Предприятие для  успешного функционирования должно приспосабливаться к техническим  и технологическим изменениям и  использовать их для получения конкурентных преимуществ. [23, c. 211-215]

Технологические нововведения влияют на эффективность изготовления и реализации продукции, скорость ее устаревания, а также на то, как  можно собирать, хранить и распределять информацию, какого рода услуги и новую  продукцию следует ожидать потребителям от предприятия.

Социальные факторы формирует  специфичные установки для предприятий. Поскольку они функционируют  в определенной культурной среде, постольку  принятые установки, жизненные ценности и традиции влияют на успешность их деятельности.

Политические факторы  определяют степень стабильности общества. При этом некоторые аспекты политической обстановки имеют особое значение для предприятия. Существенный элемент политической обстановки – это группы особых интересов и партии. Фактор политической стабильности решающим образом влияет на приток капитала из-за рубежа.

Экологическая ситуация в  стране (регионе) влияет на выбор предприятием предмета своей деятельности, требует  предвидения влияния этой деятельности на окружающую среду и здоровье своих  работников, оценки возможных последствий  использования экологически небезупречных  технологий.

 

    1. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка

 

Важной целью любого предприятия  в условиях рынка является обеспечение  стабильной финансовой устойчивости в  его работе. Предприятия могут  достигать этой цели только в том  случае, если в своей работе будут  придерживаться определенных принципов  и выполнять необходимые функции.

Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольные камни» управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы  достигался:

  • определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;
  • при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

В своей основе принцип экономичности  предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в  любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшая цель предпринимательской  деятельности - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

 Для достижения поставленной  цели предприятие должны:

  1. рационально использовать производственные ресурсы с учетом их

     взаимозаменяемости;

  1. выпускать высококачественную продукцию, систематически ее

     обновлять  и оказывать услуги в соответствии  со спросом и  

     имеющимися  производственными возможностями;

  1. обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  2. систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
  3. разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  4. заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  5. проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

При этом очень важно, чтобы все  функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии  и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и  общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться, все зависит от конкретных обстоятельств.

Например, основной целью предприятия  на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли  отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие  может с лихвой возместить недополученную прибыль.

 

Выводы

 

По первой главе можно  сделать следующие выводы.

Предприятие – главная экономическая  единица конъюнктуры рынка. Предприятие – это структура или самостоятельный хозяйственный субъект, который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие владеющее правами  юридического лица имеет право свободно распоряжаться имуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных, арбитражных и других органах  власти, получать кредит, вступать в  хозяйственные отношения с другими  юридическими или физическими лицами.

Предприятие владеющее правами  юридического лица имеет самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  счет и иные счета в банке, где  находятся денежные средства, которые  используются для расчетов с другими  предприятиями и на выплату зарплаты.

При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства.

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА «ООО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ЗИП"»

2.1. Краткое описание предприятия "ЗИП"

 

«ООО Промышленное предприятие "ЗИП"» основано в 1995 году с уникальной миссией – делать лучше жизнь свою и людей, делать ее удобнее, комфортнее.

Свое социальное предназначение компания видит в том, чтобы помогать людям обретать новую cтепень свободы через развитие их способностей.

В своей работе и в жизни  комания старается жить согласно следующих принципов:

  1. строить свою работу в соответствии с законами, нормами, ценностями, эстетическими принципами и правилами ведения бизнеса;
  2. честный подход к ведению бизнеса, уважительное отношение к людям и организациям, с которыми она работает;
  3. на предприятии принято работать в полную силу, «с душой», реализуя свой потенциал;
  4. компания оценивает свою работу не количеством и временем, а качеством и целесообразностью;
  5. она стремится оправдать доверие своих потребителей, предоставлять своим потребителям только качественную продукцию, постоянно расширяя и обновляя ассортимент, исходя из потребностей ее клиентов.

Каждый из работников компании – лицо предприятия в обществе. Компания верит в то, что несет пользу обществу, общими усилиями старается преобразовать окружающий мир и самих себя к лучшему.

Информация о работе Сущность экономики предприятия