Сущность экономики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Предприятие является структурным звеном экономики в целом. Предприятие – это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одно или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………5
1.1. Понятие термина «предприятие»………………………………….5
1.2.Основные признаки и особенности предприятия…………………7
1.3.Внешняя среда предприятия………………………………………10
1.4. Основные функции и цели
предприятия в условиях рынка…………………………………...14
Выводы
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА «ООО ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ "ЗИП"»…………………………………………...17
2.1. Краткое описание предприятия "ЗИП"………………………….17
2.2. История создания предприятия "ЗИП"………………………….18
2.3. Хронологические события ……………………………………….20
Выводы
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………26
3.1. Основные направления совершенствования
деятельности предприятия………………………………………26
3.2. Основные условия результативности
процесса улучшения деятельности………………………………30
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 167.03 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………5

              1.1. Понятие термина «предприятие»………………………………….5

              1.2.Основные признаки и особенности предприятия…………………7

              1.3.Внешняя среда предприятия………………………………………10

         1.4. Основные функции и цели

                     предприятия в условиях рынка…………………………………...14

 Выводы

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА «ООО ПРОМЫШЛЕННОГО

                   ПРЕДПРИЯТИЯ "ЗИП"»…………………………………………...17

     2.1. Краткое описание предприятия "ЗИП"………………………….17

     2.2. История создания предприятия "ЗИП"………………………….18

     2.3. Хронологические события ……………………………………….20

Выводы

 

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ

                 ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………26

               3.1. Основные направления совершенствования

                        деятельности предприятия………………………………………26

   3.2. Основные условия результативности

          процесса улучшения деятельности………………………………30

Выводы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Предприятие является структурным звеном экономики в целом. Предприятие – это учреждение в форме фабрики, шахты, фермы, магазина, которое выполняет одно или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а следовательно, решает ряд взаимосвязанных задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств.

Экономику всех государств можно рассматривать  как  совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и  государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.

Цель исследования. Целью работы является исследование значения предприятия на примере «ООО Промышленного предприятия «ЗИП»».

Задачи курсовой работы. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность предприятия: основные признаки и особенности, внешнюю среду, основные функции и цели предприятия;
  2. рассмотреть предприятие как субъект рыночных отношений на примере «ООО Промышленного предприятия «ЗИП»»;
  3. предложить способы  улучшения функционирования предприятия.

Объектом исследования является «ООО Промышленное предприятие «ЗИП»».

Предметом исследования является характеристика сущности предприятия, как субъекта рыночных отношений.

Теоретико-методологической  основой  работы  являются труды

таких ученых: Грузинова В.П.,  Егорова  В.Н.,   Кейлера  В.А.,  Наливайченко С.П., Продиуса  Ю.И. и др.

Методы исследования. При написании курсовой работы был использован следующий метод научных исследований: литературно- описательный.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников (27 наименований), 3 рисунков. Общий объем работы  37 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие термина «предприятие»

 

Современная рыночная экономика  представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения  между производителями и покупателями товаров и услуг. Основой современной  рыночной экономики и главным  условием экономического роста является свобода предпринимательской деятельности. Основным субъектом предпринимательской  деятельности в рыночной экономике, первичным звеном в системе общественного  производства является предприятие.

Предприятие – юридическое  лицо-субъект предпринимательской  деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ  или оказанных услуг и который  зарегистрирован в этом качестве в порядке, установленном законодательством. [2, c. 451-453]

В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью  удовлетворения с помощью прибыли  определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий  субъект. Предприятие может также  рассматриваться как имущественный  комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления  производственной деятельности.

Предприятие представляет собой  обособленную единицу, обладающую экономической  и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим  и социальным единством, и имеющую  общие цели деятельности. С этой позиции предприятие представляет собой организацию.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели. Представление о предприятии, как об организации позволяет  сделать вывод о том, что предприятие – это, прежде всего, коллектив работников, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами. Прибыль в данном случае создает лишь необходимую базу для удовлетворения потребностей всего коллектива. То есть, предприятие – это социальная единица.

Предприятие не только хозяйствующий  субъект, но и юридическое лицо. Юридическим  лицом признается организация, которая  имеет в собственности, в хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом или  ответчиком. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или  смету.

В зависимости от цели и  деятельности юридические лица подразделяются на две категории:

  1. коммерческие организации;
  2. некоммерческие.

Цель коммерческой организации  – это получение прибыли от своей деятельности. Некоммерческие такой цели не ставят. Коммерческие организации могут быть созданы  только в определенной организационно-правовой форме. Организационно-правовая форма  – это система норм, которая  определяет отношения между партнерами по предприятию с одной стороны  и отношения этого предприятия  с другими предприятиями и  физическими лицами.

Несмотря на отличия между  отдельными предприятиями, мы можем  выделить общие положения, которые  характеризуют экономику предприятия:

  1. наличие обособленного имущества;
  2. расходы (затраты), которые характеризуют стоимость потребленных ресурсов;
  3. доходы, которые характеризуют результат деятельности предприятия;
  4. капиталовложение (инвестиции), которые характеризуют воспроизводственный процесс, т.е. способность предприятия осуществлять свою деятельность сколь угодно.

 

    1. Основные признаки и особенности предприятия

 

Предприятие должно обладать определенными, присущими ему признаками, без которых оно не может не только быть признано юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном  обороте.

  1. Предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Наличие  обособленного имущества обеспечивает материально-техническое функционирование предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.
  2. Способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятий во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом.
  3. Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соотношении с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями всех факторов производства (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.) с гражданами и др. юридическими и физическими лицами.
  4. Право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при новом положении обязательств в соответственном законодательством и договорами.
  5. Предприятие должно иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), своевременно представлять установленную государственными органами отчетность.
  6. Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименование и местонахождение  предприятие должно быть указано  в учредительных документах.

Частные предприниматели  создают предприятия, как правило, с целью получения денежных доходов в форме прибыли. Государство, создавая  предприятия, преследует обычно более разнообразные цели: это может быть стремление повысить уровень национальной безопасности или решить какие-то экологические проблемы, необходимость создания новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах, потребность организовать производство некоторых товаров и услуг, которые не являются достаточно экономически выгодными для бизнеса, и т.д.

К характерным особенностям предприятия можно отнести следующее:

  1. экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсные элементы – землю, капитал и завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует го и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие в большинстве случаев является самовоспроизводящимся институтом. Предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы наемных работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие весомого общего интереса – произвести продукцию, продать ее и получить денежный доход.
  2. технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса. Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт, предназначенный для производственного потребления. Швейная фабрика, например, имеет всю необходимую технологическую комплектацию для производства мужских сорочек, не обращаясь к другому предприятию, например, за помощью по пришиванию пуговиц к этим сорочкам;
  3. юридическое оформление обособленности. Оно находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий – только учредительного договора), счета в коммерческих банке, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак;
  4. участие в общественном разделении труда. Положение предприятия характеризуется наличием тесных хозяйственных связей с другими экономическими структурами. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий других экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение – это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других;
  5. условия деятельности предприятий. Предприятия могут иметь разные режимы или условия деятельности. Эта разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. [15, c. 500-510]

Информация о работе Сущность экономики предприятия