Сущность и функции рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного
производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная
необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство:
развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением
субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как
единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта
продукции.

Содержание

Сущность рынка
стр. 2
Свободный рынок
стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка
стр. 7
Принципы функционирования
стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков
стр.12
Конкуренция на рынке
стр.17
Роль рынка труда
стр.20
Структура и сущность рынка труда
стр.22
Особенности современного рынка труда
стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

- почему потребитель  будет покупать именно ваш  товар или услугу; 

- в каком виде  потребитель желает получать  ваш товар; 

- в какое время он намерен покупать ваш товар; 

- где он хотел  бы покупать ваш товар; 

- какими партиями  и как часто он готов покупать  ваш товар и т.д. 

Надо знать емкость  рынка и многое другое. Способность  рынка дешево

производить высококачественную информацию является его важнейшим

достоинством. Информация - это сведения о том, что и при  каких

обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников  в информации

зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем. 

В последние десятилетия  быстро формируется рынок информации и

информационных  услуг. Развернулась торговля научно-техническими

разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ,

интеллектуальной  продукцией. 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех

основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. 

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система  цен в рыночной

экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для

продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это

сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене

находят отражение  все три подхода к установлению стоимости товара:

предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.

Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее

оптимальных экономических  пропорций. Действует регулирующая "невидимая

рука", о которой  писал еще Адам Смит: " Предприниматель  имеет в виду лишь

свой собственный  интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом

случае он невидимой  рукой направляется к цели, которая  совсем не входит в

его намерения. Преследуя  свои собственные интересы он часто  более

действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда

сознательно стремится  служить им". 

В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой",

но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка  продолжает

сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного  хозяйства. 

Регулирующая функция  рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка

на все сферы  экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как

производить. Для  кого производить." Рынок немыслим без конкуренции. 

Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю

утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении

экономической власти внутри составляющих экономику двух главных

совокупностей - предприятий  и домохозяйств. Когда на конкретном рынке

находится большое  число покупателей и продавцов, ни один покупатель или

продавец не может  предъявить спрос или предложение  на такое количество

продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно  повлиять на цену"

("Экономика,  принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3). 

Широкое рассеивание  экономической власти, составляющее основу конкуренции,

регулирует использование  этой власти и ограничивает возможность

злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим

единицам причинять  друг другу разрушительный ущерб, когда  они пытаются

увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает  пределы для

реализации покупателями и продавцами их личного интереса. 

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую

конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того,

чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов

потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое

преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании

эффективности производства. 

Объектом конкуренции  являются цена с ее исходным базисом - издержками

производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и

положительные и  отрицательные стороны: 

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса, постоянно

заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально

использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные

производства, устаревшая техника, некачественные товары; 

2) она чутко  реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек

производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к  их снижению; 

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень

заработной платы  во всех отраслях национальной экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести: 

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для

безработицы, инфляции и банкротства; 

2) ведет к дифференциации  доходов и создает условия  для их несправедливого

распределения; 

3) ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и не догрузка

мощностей в периоды  производственных спадов. 
 
 

Роль рынка труда.

 Современный  этап развития связан с новым  взглядом на рабочую силу как  на

один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство

реального роста  роли человеческого фактора в условиях технологического

этапа НТР, когда  налицо прямая зависимость результатов  производства  от

качества, мотивации  и характера использования рабочей  силы в целом и

отдельного работника  в частности.

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено

результатами экономических  исследований ведущих американских ученых.

Начиная с 1929 года главным  источником роста производительности труда  и

национального дохода США в триаде    ‘ труд - земля - капитал ’  является

первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных,

демографических и культурных характеристик рабочей  силы.

Вложения средств  в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся

долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания  фирмы в условиях

рыночной экономики. Не случайно прямые затраты  частного бизнеса в США на

все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов  до 30 млрд. долл., а

полные частные  и государственные затраты с  учетом выплат компенсаций за

время обучения достигли 100 млрд. долл.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка  труда в эволюции

экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения

и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно -

технологической революции, освоения высокосложных технологий и

распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой

творческой деятельности.

Впервые в истории  производительные силы выходят на такой  уровень развития,

при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности

работников значительной части профессий и широкого использования  в сфере

общественного труда  новейших технических средств и  сопутствующих им знаний.

К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с

прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом

рабочем месте; обеспечение  высокого качества быстро меняющейся по своим

характеристикам и технологически все более сложной  продукции;  удержание

низкой себестоимости  изделий путем постоянного совершенствования методов

производства; индивидуализация всех видов и форм производственного  и

непроизводственного обслуживания.

В новых, более  эффективных организационных условиях происходит соединение

рабочей силы и  рабочих мест, включение в инновационно - производственный

процесс творческого  потенциала трудящихся, подготовка и  переподготовка

кадров, решение  проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и

организационного  обновления, постепенно превращается в экономику

непрерывного развития, для которой характерно практически  постоянное

совершенствование методов производства, принципов  управления,

эксплуатационных  характеристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной

цивилизации, на нем  формируются трудовые ресурсы творческого  типа,

осуществляющие  повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной

форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к

совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время

в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части

работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним

специальным образованием, административно - управленческого  персонала,

высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий  отряд

национальной рабочей  силы, охватывающий в западных странах  от 40 до 50 %

занятых в народном хозяйстве. 
 
 

Структура и сущность рынка труда.

Функционально - организационная  структура рынка труда включает в себя  в

условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы

государственной политики в области занятости  и безработицы; систему

подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки

безработных; систему  переподготовки и переквалификации; биржи труда;

правовое регулирование  занятости.

На рынке труда  встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке

купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу

(способность к  труду), а покупатели - это трудовые  коллективы или отдельные

предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких

Информация о работе Сущность и функции рынка