Сущность и функции рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного
производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная
необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство:
развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением
субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как
единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта
продукции.

Содержание

Сущность рынка
стр. 2
Свободный рынок
стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка
стр. 7
Принципы функционирования
стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков
стр.12
Конкуренция на рынке
стр.17
Роль рынка труда
стр.20
Структура и сущность рынка труда
стр.22
Особенности современного рынка труда
стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

труда является важнейшим  фактором, определяющим стоимость товара. В

современной теории рыночных отношений понятие «редкость» подверглось

определенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с  природными и

социальными (как  это делал Д. Рикардо при определении стоимости антикварных

изделий) факторами, то в современных условиях она  связывается с временными

параметрами функционирования рынка. Новое благо, пользующееся повышенным

спросом, не может  быть произведено мгновенно и  полностью, чтобы

удовлетворить возникшие  потребности. Для этого требуется  определенное

время. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем  выше, чем больше

времени требуется  для производства необходимого количества данных благ. 
 
 

Структура, виды, сегментация  рынков.

Рынок имеет сложную  структуру и охватывает своим  влиянием все сферы

экономики. Экономическая  структура определяется:

• формами собственности (государственная, частная, коллективная,

смешанная);

• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные,

кооперативные, частные  предприятия, предприятия индивидуальной трудовой

деятельности), которая  зависит от удельного веса в целостной  экономике той

или иной формы  хозяйствующих субъектов;

• особенностями  сферы товарного обращения;

• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений

хозяйства;

• видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток  на рыночную систему,

которая приобретает  специфические черты.

Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс.

государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных

предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий  и

строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной

трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс.

магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти

предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом

продукция сводилась  в 16 тыс. групп условных наименований. Такова

структурная особенность  рынка крупного государства переходной экономики. В

условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции

движение средств  производства между производителями  и потребителями путем

централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и

предложения, налаживание  равновесия, активизация производства могут

осуществлять :я  лишь через рыночные методы хозяйствования.

По структуре  рынки можно подразделить по следующим  критериям:

1. По экономическому  назначению объектов рыночных отношений:

• рынки благ и  услуг;

• рынки средств  производства;

• рынки научно-технических  разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей  силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение  всей системы

взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых

связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-

продажей, свободный  выбор партнеров по хозяйственным  связям. Инструментом

такого рынка  выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж,

специальных баз, коммерческих центров, предприятий  оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно  классифицировать по товарным  группам:

• рынки товаров  производственного назначения;

• товаров народного  потребления; продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т. д.

Так на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов

для удовлетворения потребностей в продовольствии, а  также для

удовлетворения  производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье.

Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение

объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению

покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3. Образование  рынков по пространственному  признаку представляет собой

рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

Формирование таких  рынков реально обеспечивает приобретение республиками

государственного  суверенитета.

4. По степени  ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые  рынки.

5. По видим субъектов  рыночных отношений рынки могут  подразделяться на:

• рынки оптовой  торговли, когда в качестве покупателей  и продавцов

выступают предприятия  и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные

граждане;

• рынки государственных  закупок сельхозпродукции, когда  покупателем

выступает государство, а продавцами — непосредственные производители

сельскохозяйственной  продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и

т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид  — установление прямых

связей между  поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при

устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные  комбинаты, автомобильные

и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом

и активным рычагом  формирования рынка. Второй вид оптовой  торговли —

коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда  продукция

поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, на

предприятиях, выпускающих  подшипники, которые потребляется сотнями  и

тысячами предприятий  и организаций. Переход к оптовой  торговле возможен при

определенных экономических  и социальных предпосылках:

• обоснованной системе  цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:

• создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы,

транспортное обслуживание и т. п.).

6.  С учетом  соблюдения законности в экономике  рынки делятся на:

• легальные, официальные:

• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров  и услуг. В эту группу включаются рынки:

• товаров потребительского назначения    продовольственные  и

непродовольственные товары:

• рынки услуг   бытовые, транспортные, коммунальные;

• рынки жилья  и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

• рынки недвижимости;

• орудий труда;

• сырья и материалов;

• энергетических ресурсов;

• полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

• кредитные рынки;

• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами,

варантами, фьючерсными  контрактами и др.;

• валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные

услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей  силы. Они представляют собой экономическую  форму движения

трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует  в соответствии с.

законами рыночной экономики.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние,

международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные

субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой

разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к

товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это  часть рынка, группа

потребителей, продуктов  или предприятий, которые образуются на основе

определенных общих  признаков. Сегментация может быть проведена разными

путями с использованием различных факторов (признаков). Основными  из них

являются:

1. Географические:

• по регионам:   Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний

Восток;

• по административному  делению:   республика, край, область, район, город;

• по плотности  населения:   город, пригород, сельская местность:

• по климатическим  условиям:   умеренно-континентальный, континентальный,

субтропический, морской.

2. Демографические:

• группировка  населения по возрасту;

• по полу;

•размеру семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному  составу:  научные работники НИИ, инженерно-

технические работники  госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие,

пенсионеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности:

• по национальному  составу.

3. Психографические:

• группировка  населения по социальному составу  с низким, средним, высоким,

очень высоким  достатком;

•по стилю жизни:   богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

• по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

• приобретение товаров  носит случайный характер;

• поиск выгод  при покупке товаров:  изделия  высокого качества, хорошее

обслуживание, низкие цены;

• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте:  нужен

постоянно, нужен  время от времени:

• эмоциональное  отношение к продукции:   положительное, безразличное,

негативное. 
 
 

Конкуренция на рынке.

Для успешной конкуренции  на рынке любой фирме прежде всего  необходим точный

и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать: 

- кто готов купить  данный товар или услугу; 

Информация о работе Сущность и функции рынка