Сущность, функции, задачи оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.
Мировой опыте и отечественная практика показывают, что функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия оптовой торговли как активного коммерческого посредника.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность оптовой торговли и его роль. 4
1.1. Понятие и характерные черты оптовой торговли. 4
1.2. Значение и функции оптовой торговли. 7
2. Классификация предприятий оптовой торговли. 13
2.1. Виды оптовой торговли. 13
2.2. Признаки классификации оптовых предприятий
и их разновидности. 15
3. Состояние и основные направления развития
оптово-посреднической деятельности в России. 20
3.1. Состояние оптовой торговли в России. 20
3.2. Основные направления развития оптовой
торговли в современной России. 21
Заключение. 26
Литература. 28
Приложение. 32

Работа содержит 1 файл

Сущность, функции, задачи оптовой торговли.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

оказывает сервисные услуги по организации  продаж товаров.

Разрешительные функции оптовиков сводятся к следующим9.

1. Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым  персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему больше, чем какому-то далекому производителю.

2. Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив, таким образом, клиента от значительных хлопот.

3. Разбивка крупных партий товаров  на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.

4. Складирование. Оптовики хранят  товарные запасы, способствуя тем  самым снижению соответствующих  издержек поставщика и потребителей.

5. Транспортировка. Оптовики обеспечивают  более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.

6. Финансирование. Оптовики финансируют  своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

7. Принятие риска. Принимая право  собственности на товар и неся  расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

8. Предоставление информации о  рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. п.

9. Услуги по управлению и консультационные  услуги. Оптовик нередко помогает  розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления запасами. В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике: 1) рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; 2) увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов; 3) увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей и 4) обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация предприятий оптовой  торговли.

 

2.1. Виды оптовой торговли.

 

Мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:10

торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебаниями цен;

торговля по прямым производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение имеет в торговле черными металлами и сталью;

оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в  свою очередь включает в себя:

— оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев и также предоставляет им обширный сервис;

— оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар;

оптовая торговля «Саsh-аnd-Саггу» с оплатой наличными до приемки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по методу самообслуживания). Данный вид оптовых продаж осуществляется постоянным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые комплектуют свои заказы на складе по методу самообслуживания. Оплата товара осуществляется за наличные (саsh), клиент осуществляет погрузку и вывоз товара (саггу) самостоятельно (самовывозом). Например, розничный торговец может ежедневно самостоятельно приобретать необходимое дневное количество овощей и фруктов на центральном рынке, аналогичную операцию проделывают рестораны, закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.;

оптовая торговля со стеллажей (Rасk Jоbbег). Крупные предприятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуществляет текущее наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно непроданные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и дополняет его ассортимент.

По ассортименту различают следующие  виды оптовой торговли:

оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу, например, оптовая торговля продовольственными товарами;

специализированная оптовая торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углубленный ассортимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю широкий выбор товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Признаки классификации оптовых  предприятий.

 

Для определения отличительных  признаков тех или иных видов  оптовых предприятий, функционирующих на рынке, следует остановиться на рассмотрении признаков систематизации их отдельных видовых групп, приведенных в приложении 1. Цель классификации — лучше понять сущность отдельных выделяемых видов предприятий оптовой торговли. При этом важно подчеркнуть, что никакое предприятие не может быть однозначно определено с использованием какого-либо одного (нескольких) признака.11

Система отраслевых народнохозяйственных классификаторов, используемая в настоящее время органами статистики, ориентирована еще в большей степени на структурно-ведомственное, отраслевое деление группировок объектов статистического учета и не учитывает требований новых условий хозяйствования: зародившиеся виды экономической деятельности, организационно-структурные трансформации и т. д.

Признаки классификации можно  систематизировать в следующем  перечне.

По основной выполняемой функции. Здесь могут иметь место два  уровня: 1) дислокация оптового предприятия относительно изготовителей и покупателей продукции и 2) состав выполняемых услуг. В зависимости от того, какое место в товародвижении от одного клиента до другого физически (территориально) занимает оптовое предприятие, возможны несколько вариантов: выходные оптовые базы осуществляют комплектование партий, упаковку, погрузку и отправку покупателям; торгово-закупочные базы (ТЗБ); уполномоченные торговые базы, например, по подакцизным товарам.

По специализации оптовых предприятий. Практика различает несколько групп с точки зрения специализации. В оптовой торговле потребительскими товарами обычно выделяют четыре группы предприятий: смешанные, универсальные, специализированные и узкоспециализированные. При этом в ассортименте смешанных предприятий имеются группы продовольственных и непродовольственных товаров; универсальных — большинство групп продовольственных или непродовольственных товаров; специализированных — одна или несколько товарных групп. Узкоспециализированные — осуществляют торговлю товарами одного предприятия. В практике снабженческо-сбытовых предприятий обычно выделяют три типа: универсальные, смешанные и специализированные. В основе такого деления лежит продуктовый признак, а количество видов продуктов варьируется от многих групп до двух-трех и даже одной. Универсальными являются большинство ведомственных оптовых баз, а также расположенных в периферийных районах баз. Деление оптовых предприятий и граница между от дельными группами являются в большой мере условными.

По району деятельности оптовых  предприятий. Данный признак характеризует географию клиентов оптового предприятия: продавцов и покупателей товара. Поскольку, как мы отметили, для оптовой торговли в нашей стране характерна ее преимущественная ориентация на покупателя (потребителя), район деятельности характеризует размещение последних и их принадлежность к тому или иному району. Можно выделить видовые группы оптовых предприятий, ориентированных на общегосударственный внутренний рынок: предприятия, имеющие зоной деятельности несколько мезорайонов (краев, областей, республик); предприятия, имеющие зоной деятельности один мезорайон; несколько районов; один район. В этой связи в названиях баз оптовой торговли, как потребительскими товарами, так и материально-технического снабжения часто присутствует слово-уточнение: республиканская, межобластная, областная (краевая), межрайонная, районная. Республиканские, межобластные базы по месту в товародвижении — это выходные, торгово-закупочные базы. Межрайонные, областные и районные базы, а также межобластные базы выполняют функцию торговых (снабженческих) оптовых предприятий.

По ведомственной принадлежности предприятий оптовой торговли. Этот признак утратил свое былое значение, но по ряду оптовых структур еще имеет место.

По форме собственности оптового предприятия. В этом смысле можно выделить следующие основные виды оптовых предприятий: принадлежащие государству, акционерам, кооперативам, частным лицам. В общем объеме оптового товарооборота ведущая роль принадлежит акционерным оптовым предприятиям.12

По нраву приобретенной собственности на товар. Характеризуя виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо исходить из того, что их функционирование или построение вбирает в себя в той или иной мере практически каждый из перечисленных признаков. В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей таких предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (приложение 2). К числу наиболее значимых относятся:

Коммерческо-посреднические фирмы — оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов, как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников.

Оптовые базы — это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции.

Товарные биржи — организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством.

Оптовые магазины — оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции.

Торговые дома — брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или других оптовых предприятий.

Ярмарки-выставки — периодически организуемые в установленном месте  кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров.

Аукционы — особые рынки, созданные  в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов.

Брокерские конторы (фирмы, брокеры) — посреднические торговые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет.

Дилерские конторы (фирмы, дилеры) —  посреднические предприятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов.

Коммивояжеры — разъездные представители  торговых фирм, предлагающие покупателям товары по имеющимся у них образцам или каталогам.

Торговые и промышленные агенты — лица, действующие по поручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию.

Ассоциативные добровольные объединения  предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относятся торговые (торгово-промышленные) палаты. Торговые палаты (ТП), существующие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).

Предлагая товары розничному продавцу через посредство перечисленных  оптовых структур, оптовая торговля значительно снижает круг задач по закупке товаров последнему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состояние и  основные направления развития  оптово-посреднической деятельности  в России.

 

3.1. Состояние оптовой торговли  в России.

 

До либерализации экономических  отношений в России существовала преимущественно одноканальная система товародвижения, которая характеризовалась:

преобладанием государственных оптовых предприятий и, следовательно, высоким уровнем монополизации оптово-посреднических услуг;

Информация о работе Сущность, функции, задачи оптовой торговли