Сущность фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать сущность фискальной политики.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
Исследовать сущность, типы, цели фискальной политики.
Определить механизм функционирования фискальной политики государства.
Проанализировать фискальную политику Казахстана.
Сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………… 2
1. Понятие, типы и цели фискальной политики…………… 4
1.1 Понятие фискальной политики…………………………. 4
1.2 Дискреционная фискальная политика………………… 6
1.3 Автоматическая фискальная политика………………… 7
2. Налоговая политика один из инструментов
фискальной политики………………………………………. 9
2.1 Налоговая политика…………………………………… 9
2.2 Сущность и значение налоговой политики. Стратегия
и тактика налоговой политики…………………………….. 10
2.3 Налоговая система в Республике Казахстан………… 12
3. Об утверждении Правил разработки среднесрочной
фискальной политики………………………………………... 18
3.1 Правила разработки среднесрочной фискальной политики 18
3.2 Структура среднесрочной фискальной политики…… 19
3.3 Разработка и утверждение среднесрочной фискальной
политики……………………………………………………... 21
3.4 Среднесрочный план социально-экономического развития
Казахстана на 2008 - 2010 годы…………………………… 22
Заключение…………………………………………………… 26
Список использованной литературы……………………… 28

Работа содержит 1 файл

макро курсовая.docx

— 62.75 Кб (Скачать)

     Типы  фискальной политики;

  1. Дискреционная;
  2. Автоматическая.
 

     1.2 Дискреционная фискальная политика 

     Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное регулирование  государством налогообложения и  государственных расходов с целью  воздействовать на реальный объем национального  производства, занятость, инфляцию и  экономический рост.

     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.

     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами  по организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной  политики.

     Эффект  от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

     Отмеченные  запаздывания, временные лаги, между  периодом возникновения потребности  в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются  друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

     В период спада стимулирующая дискреционная  фискальная политика складывается из:

    1. Увеличение государственных расходов;
    2. Снижение налогов;
    3. Сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

     Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

     В условиях инфляции вызванной избыточным спросом дискреционная фискальная политика складывается из:

  1. Уменьшения государственных расходов
  2. Увеличение налогов
  3. Сочетание, сокращение госрасходов с растущим налогообложением.

     Такая фискальная политика ориентируется  на положительное сальдо бюджета. 

     1.3 Автоматическая фискальная политика 

     На  практике уровень государственных  расходов, налоговых поступлений  может измениться даже в случае, если правительство не принимает  соответствующих решений. Это объясняется  существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

     1. Изменения налоговых поступлений.  Сумма налогов зависит от величины  доходов населения и предприятий.  В период спада производства  доходы начнут уменьшаться, что  автоматически сократит налоговые  поступления в казну. Следовательно,  увеличатся доходы, остающиеся у  населения, предприятий. Это позволит  в определенной степени замедлить  снижение совокупного спроса, что  положительно скажется на развитии  экономики.

     Такое же воздействие оказывает и прогрессивность  налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что  сопровождается уменьшением как  абсолютной суммы налоговых поступлений  в казну, так и их доли в доходах  общества. В результате падение совокупного  спроса будет более мягким.

     2. Системы пособий по безработице  и социальные выплаты. Они также  оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

     Встроенные  стабилизаторы смягчают изменения  в совокупном спросе и тем самым  помогают стабилизировать выпуск национального  продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее  глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так  как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и  социальные выплаты незначительны.

     Главное достоинство не дискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении  экономических условий, т.е. здесь  практически отсутствует временной  лаг.

     Недостаток  автоматической фискальной политики в  том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может  их устранить. Следует отметить, чем  выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна не дискреционная политика.

     Политика  встроенных стабилизаторов или автоматическая фискальная политика, под ней понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизатором относятся:

     Изменение налоговых поступлений сумма  налогов зависит от величины доходов  и в период активного роста  ВВП налогового поступления автоматически  возрастают, что обеспечивают снижение покупательной способности и  сдерживания экономического роста.

     Система пособий по безработице и различных  соц.выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

 

      Глава 2. Налоговая политика один из инструментов фискальной политики 

     
    1. Налоговая политика
 

     Налоговая политика — часть фискальной экономической  политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти  параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление  денежных средств за счет уплаты налогов  обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться  с главным противоречием налоговой  и всей фискальной политики.

     Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений  в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

     Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

     Наше  молодое суверенное государство  делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

     -Стабильность  налоговой системы;

     -Упорядоченность  механизма сбора налогов (что  упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

     -Льготирования  конечной продукции, а не факторов  производства (с предоставлением  льгот после подтверждения наличия  практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

     - Субординация местных и общегосударственных  налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

     - Равенство перед законом всех  налогоплательщиков, единообразие  налоговой политики (Достижение  большого единообразия облегчит  удовлетворение других критериев  удачной налоговой политики, оно  способствует упрощению налогов  и в это является вкладом  в их нейтральность);

     - Законодательное право налогоплательщика  на информацию (Система налогообложения  должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

     - Простота налоговой системы (Способ  реального упрощения - значительная  переориентировка налоговой политики  от потребностей относительного  положения каждого отдельного  налогоплательщика в строну широких  и общих правил, которые охватывают  большую часть экономического поведения и сделок).[1]

     Налоговые системы многих стран мира развивались  постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность. 

     2.2 Сущность и значение налоговой политики. Стратегия и тактика налоговой политики. 

     Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они  отличаются от доходов с государственных  имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

     Положение налогового права служат отправным  моментом в осуществлении налоговой  политики. Таким образом, налоговая  политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых  законов. Это также правовые нормы  осуществления налоговой техники  при регулировании, планировании и  контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.

Информация о работе Сущность фискальной политики