Сущность человеческого капитала и предприимчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение человеческого капитала и предприимчивости как современных факторов производства.
Данная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть сущность человеческого капитала и предприимчивости;
- раскрыть роль человеческого капитала и предприимчивости в экономике;
- охарактеризовать состояние и проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
2 Анализ человеческого капитала в Республике Беларусь 12
3 Основные проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и пути их решения 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая челов.капитал.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: [9, с. 224]

 

Важным стоимостным показателем является структура текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ (таблица 3.2).

 

 

 

 

 

 

Она свидетельствует  о том, что более половины средств  направляется на создание новой продукции и технологий, проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических изысканий. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/6 до 1/5 выделяемого финансирования.

 

Таблица 3.2 - Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ, %

Годы

Виды исследований

фундаментальные

прикладные

разработки

2000

19,0

24,0

57,0

2005

20,4

29,0

50,6

2009

17,7

25,7

56,6

2010

15,8

23,9

60,3

2011

14,7

26,0

59,3


Примечание - Источник: [9, с. 226]

 

По удельному весу фундаментальных исследований в  затратах на науку Беларусь приближается к уровню ведущих стран (США - 18%, Италия - 22%, Франция — 25%), но несколько уступает по соотношению расходов на фундаментальные и прикладные исследования, а также на разработки по всем наукам — в 2011 г. 1:1,5 по сравнению с мировым показателем 1:2.

В организациях промышленного  производства основные объемы затрат (более 50%) идут на приобретение машин  и оборудования, а на новые технологии и компьютерные программы — по 0,5%, обучение и подготовку персонала — всего 0,1%. В определенной мере это оправданно, так как 48,2% действующих технологий использовалось еще до 1985 г. Из эксплуатируемых предприятиями                  13,2 тыс. передовых технологий 31,4% внедрены до 1994 г.; за 2002 г. создано 407, из которых новыми являются 90% [6, с.22].

Что же касается образовательной  структуры человеческого капитала в республике, то в конце XX в. лиц  с высшим образованием насчитывалось 14,1% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным — 22,6%, то есть в сумме 36,7% против 60% в США.

За истекшее десятилетие  количество учащихся общеобразовательных  школ уменьшилась на 10,8%, а ПТУ  — на 0,8%. В то же время доля обучающихся в дошкольных учреждениях возросла на 1,7%, в средних специальных учебных заведениях — на 1,4%, в высших — на 8,5% среди всех обучающихся. Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней структуры в пользу высшей школы имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.

Важный стоимостный  показатель состояния человеческого  капитала в данной сфере - доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (таблица 3.3). С 2009 г. она начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция — 7,8%, Франция — 5,8%, Германия — 4,6%, Канада — 5,5%, Польша — 5%), которые являются порогом эффективности, позволяющим обеспечивать экономический рост на инновационной основе.

 

Таблица 3.3 - Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование, %

Расходы в процентах  по отношению:

Годы

2000

2005

2009

2010

2011

к ВВП

6,2

6,4

6,0

5,7

5,2

к общим расходам

17,4

13,0

12,3

11,5

10,7


Примечание - Источник: [9, с. 499]

 

Вторым стоимостным  показателем состояния человеческого  капитала в области образования  выступает структура затрат на различные  его виды (таблица 3.4).

 

Таблица 3.4 – Структура государственных расходов на образование, %

Расходы на образование

Годы

2000

2005

2009

2011

дошкольное

21,0

17,0

16,2

16,2

среднее общее

41,4

45,5

45,7

45,5

профессионально-техническое

7,6

6,8

6,6

6,5

среднее специальное

5,3

6,1

6,2

5,6

высшее

9,6

11,6

13,3

15,7

Прочие расходы

15,1

13,0

12,0

9,6


Примечание - Источник: [9, с. 180]

 

Анализ данных таблицы 3.4 свидетельствует о постоянной тенденции роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование: в 2011 г. она составляла 1/5 выделенных средств (при затратах на дошкольное и общее среднее — 2/3). К сожалению, это не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в инновационной деятельности. Эффективность инвестиций в образование может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры в пользу повышения доли востребованного высшего образования.

Выделяемые средства не покрывают всех затрат, увеличивающихся намного большими темпами, чем доходная часть бюджета, и не позволяют решать назревшие в отрасли проблемы, и в первую очередь – технического оснащения учебных заведений, обновления и расширения их материально-технической базы. Улучшить финансовое положение отрасли могли бы внебюджетные источники. Однако они занимают небольшой удельный вес в общем объеме финансирования, что объясняется отсутствием экономической базы для создания развитой сети благотворительных фондов, развития меценатства и спонсорства.

В ближайшей перспективе  в Республике Беларусь государственная  политика в области финансового обеспечения образования должна быть направлена на:

- сохранение прямого бюджетного финансирования;

- создание условий для привлечения внебюджетных средств методами экономического стимулирования;

- развитие платных услуг в сфере образования;

- введение в практику образовательного кредита;

- разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйства подготовки для них кадров необходимых специальностей;

- поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

Формирование человеческого капитала в Беларуси происходит на фоне снижения естественного прироста населения, что в перспективе может оказать влияние на экономическое развитие республики. Отметим, что проблема состоит не только в том, как меняются общие показатели воспроизводства населения, но и в том, по каким причинам и какими темпами это происходит. Так, позитивное влияние на демографические процессы оказывают структурные факторы. В активном детородном возрасте находится значительная часть жителей республики, соотношение по полу и брачному состоянию благоприятно, пенсионного возраста достигают малочисленные лица военных лет рождения. Однако возрастная структура в ближайшие годы изменится. В активный детородный период войдут те, кто родился в 1990-е гг., когда рождаемость была низкой, а на пенсию выйдут люди, родившиеся в послевоенные годы. Прогнозы по шести гипотетическим сценариям показали необходимость мер по улучшению демографической ситуации на государственном уровне [7, с.96].

Существенным проявлением  неблагополучного демографического развития является не только низкий уровень рождаемости, характерный для многих стран-лидеров, но и прогрессирующий рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения. В 1990—2005 гг. наблюдался довольно резкий спад показателя ожидаемой продолжительности жизни: в 2005 г. он составил 68,7 года, в 2010 г. — 69 лет; у мужчин — 62,9, а у женщин — 75,2 года. Выяснение причин такой ситуации имеет большое практическое значение, так как позволяет определить основные направления демографической политики, которые будут способствовать сокращению преждевременной смертности населения [11, с.308].

Для Беларуси остается весьма актуальна проблема табакокурения, алкоголизма, нарко- и токсикомании, крайне негативно влияющих на здоровье людей, а следовательно, на качество человеческого капитала и возможности его воспроизводства. Очевидно, что общество нуждается в утверждении новых ценностных приоритетов в отношении здоровья, и значимая роль здесь принадлежит государству.

Стоимостным показателем состояния человеческого капитала в рассматриваемой сфере является доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП: 5% в 2000 г., 4,9% - в 2005 г., 4,8% - в 2009 г., 5,6% - в 2010 г., 5% в 2011 г. Снижение средней продолжительности жизни населения (при практически неизменной доле затрат на здравоохранение, физическую культуру и спорт из консолидированного бюджета) во многом объясняется уменьшением доходов людей при повышении цен на лекарственные препараты, а также пренебрежительным отношением к стандартам здорового образа жизни. На преодоление негативных тенденций нацелены Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь, Государственная программа по реорганизации первичной медицинской помощи населению республики, а также ряд целевых программ, направленных на преодоление вредных привычек.

Вместе с тем проблемы здоровья населения сохраняют свою актуальность. Изменение возрастной структуры населения в сторону  старения приводит к росту числа  хронических неинфекционных заболеваний  и инвалидности. В Республике Беларусь насчитывается около 504 тыс. инвалидов. Ежегодно почти 46 тыс. человек впервые признаются инвалидами, среди них 42 процента – лица трудоспособного возраста. Более чем на 50% заболеваемость обусловлена нездоровым образом жизни, прежде всего курением, гиподинамией, чрезмерным употреблением алкогольных напитков. Как показывают социологические исследования, среди 16-летних школьников около 60% пробовали курить, 90% – употребляли алкогольные напитки.

Отношение граждан к  собственному здоровью, основные заболевания и возрастная структура определяют высокий уровень смертности взрослого населения. В структуре общей смертности наибольший удельный вес составляют болезни сердечно-сосудистой системы – около 54%, новообразования – более 13% и внешние причины – 10 %.

Число погибших (умерших) от внешних причин является недопустимо  высоким – ежегодно гибнет около 14 тыс. человек, что сравнимо с численностью населения некоторых сельских районов.

Высокой остается младенческая и детская смертность от внешних причин. В большинстве случаев дети погибают из-за невнимания со стороны взрослых (от утоплений, травм при дорожно-транспортных происшествиях, пожаров, случайных отравлений).

Серьезной проблемой  является состояние здоровья детей  школьного возраста. Если к началу обучения в школе доля практически здоровых детей составляет 90%, то к концу обучения она снижается до 80%. Число хронических заболеваний в детском возрасте увеличилось в 2,5 раза, при этом растет количество так называемых школьных болезней – снижение зрения, нарушение осанки, болезни органов пищеварения.

Неосмотрительное поведение  в подростковом возрасте приводит к  инфекциям, передающимся половым путем, психическим расстройствам, употреблению алкоголя, табако- и наркозависимости и как следствие к нарушению репродуктивного здоровья в будущем.

При анализе составляющих репродуктивного здоровья населения  страны выявлен ряд проблем. Высокий  уровень абортов, снижение мотивации  к здоровому образу жизни во многом способствуют тому, что 73 женщины из 100 имеют различные заболевания во время беременности, только 36% родов протекают без осложнений. Каждая пятая семейная пара нуждается в оказании медицинской помощи по причине бесплодия, причем в каждой второй из них это связано с мужским бесплодием.

Ранняя диагностика  заболеваний, своевременное выявление  факторов риска для здоровья, дальнейшее повышение качества и доступности  медицинской помощи, создание условий  для охраны репродуктивного здоровья населения, материнства и детства, уменьшение тяжести течения и вероятности возникновения осложнений при хронических заболеваниях являются основными задачами системы здравоохранения по обеспечению демографической безопасности страны.

В целях укрепления здоровья населения и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни необходимо реализовать мероприятия, предусматривающие:

- развитие системы сохранения репродуктивного здоровья, добрачного консультирования, внедрение новых методов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия, вспомогательных репродуктивных технологий;

- профилактику абортов, основанную на сотрудничестве государства, религиозных конфессий, общественных организаций и средств массовой информации;

- усиление профилактической направленности в работе с детьми, в том числе по предупреждению нарушений осанки, зрения, развития хронических заболеваний, их обострений и осложнений;

Информация о работе Сущность человеческого капитала и предприимчивости