Сущность человеческого капитала и предприимчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение человеческого капитала и предприимчивости как современных факторов производства.
Данная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть сущность человеческого капитала и предприимчивости;
- раскрыть роль человеческого капитала и предприимчивости в экономике;
- охарактеризовать состояние и проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
2 Анализ человеческого капитала в Республике Беларусь 12
3 Основные проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и пути их решения 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая челов.капитал.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Последовательно укрепляется материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты.

С 2009 года по поручению главы государства реализуется такой социально важный проект, как строительство в Минске студенческой деревни. К концу 2012 году в столице планируется построить 8 студенческих общежитий почти на 9 тыс. мест. Уже построено общежитие на 1030 мест для студентов Белорусского государственного университета.

Поддерживается на должном уровне и имеющаяся материальная база. За последние пять лет капитально отремонтировано  более 2 тыс. объектов образования. Только в текущем году на реконструкцию и ремонт учреждений отрасли запланировано израсходовать свыше 460 млрд. рублей.

Укрепляется учебно-методическая база учреждений образования. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе – это не далекое будущее, а настоящее.

Современными компьютерами оснащены все объекты образования, ведется последовательная работа по созданию и использованию в учебном процессе программного электронного продукта, в течение 2011 года планируется завершить подключение наших учреждений к широкополосному доступу в Интернет.

Национальная система образования  полностью удовлетворяет потребности экономики в кадрах. За 2006–2010 годы для народного хозяйства подготовлено более 750 тыс. рабочих, специалистов и служащих, в том числе с профессионально-техническим образованием – 236 тыс. человек, со средним специальным образованием – 216 тыс., с высшим образованием – 302,2 тыс. Только в 2010 году выпуск из учреждений профессионального образования составил свыше 150 тыс. человек.

Такие результаты стали возможны во многом благодаря проведенным структурным преобразованиям в системе профобразования. На смену ПТУ и техникумам в системах профессионально-технического и среднего специального образования пришли профессиональные лицеи и колледжи. В системе высшего образования институты уступили место учреждениям образования университетского типа. Обеспечена преемственность всех уровней профессионального образования [7, c. 38].

В настоящее время свыше 90% учреждений профессионально-технического образования  функционируют как многопрофильные. Большинство профессий являются интегрированными, благодаря чему 75% выпускников одновременно получают две и более специальности. Приоритет отдается подготовке кадров с повышенным уровнем квалификации. В 2011 году их доля в общем количестве выпускников составила около 25% (в 2010-м – 23%). С учетом потребностей отраслей экономики в системе среднего специального образования началась подготовка рабочих по профессиям инновационной сферы.

Характерной особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Подготовку специалистов с высшим образованием обеспечивают 45 государственных и 10 высших учебных заведений частной формы собственности. Численность студентов вузов превысила 430 тыс. человек, а показатель количества студентов на 10 тыс. населения достиг 454 человек (в 2006-м – 393). Высшие учебные заведения обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы страны. В настоящее время это 15 профилей, более 400 специальностей и свыше 1000 специализаций. За последние годы с учетом потребностей инновационного развития страны почти на 40% произошло их обновление.

Приоритет отдается подготовке специалистов для предприятий машиностроения, энергетики, строительства и архитектуры, сельского хозяйства. Особое внимание уделяется вопросам подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности и со знанием разговорного иностранного языка.

За последние годы в вузах открыты такие специальности, как «строительство тепловых и атомных электростанций», «паротурбинные установки атомных электрических станций» (БНТУ) «физика. ядерная физика и технологии» (БГУ), «радиационная химия» (БГУ), «ядерная и радиационная безопасность» (МГЭУ имени Д. Сахарова), «электронные системы контроля и управления на АЭС» (БГУИР), «нанотехнологии и наноматериалы в электронике» (БГУИР), «транспортная логистика», «микро- и нанотехника», «компьютерная мехатроника» (БНТУ), «туризм и природопользование» (БГТУ), возобновилась подготовка по специальности «технология и оборудование торфяного производства» (БНТУ), «прикладная информатика» и «аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии» (БГУ) [8, c. 56].

Появляется все больше специальностей, ведущих к получению  одновременно двух квалификаций, что обеспечивает лучшие возможности для трудоустройства выпускников.

Качественные изменения  произошли и в содержании профессионального  образования. Состоялся переход  на новое поколение образовательных  стандартов и учебно-программной документации в системах профессионально-технического и среднего специального образования, в системе высшего образования этот процесс находится в стадии завершения.

Достижение высокого качества подготовки специалистов возможно только на основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.

В этих целях создаются  необходимые условия для формирования у студентов навыков исследовательской деятельности, работы в научных коллективах. В частности, количество студенческих научно-исследовательских лабораторий с 2005 года по 2010 год увеличилось почти в два раза и достигло 98, вырос и объем их финансирования. В 2010 году число студентов, занимающихся всеми формами НИРС, увеличилось по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. В 1,7 раза возросло количество публикаций, подготовленных с участием студентов. На 40% увеличилось количество докладов, сделанных студентами на конференциях различного уровня. Выросло и количество научных работ, представляемых студентами на республиканский конкурс (в 2006 году – 2807, в 2010 году – 3970). Такая организация образовательного процесса позволяет формировать у будущих специалистов качества, востребованные в современном мире: социальную и профессиональную мобильность, способность и готовность к непрерывному обучению и самообучению, умение работать в команде.

Пристальное внимание уделяется  решению вопросов и принятию необходимых  мер по организации непрерывного профессионального обучения кадров. В 2012 году профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, повышение квалификации, курсы целевого назначения планируется провести для более чем 550 тыс. человек. Существенно расширился перечень специальностей переподготовки, профилей (направлений) образования, по которым осуществляется повышение квалификации кадров (это более 5,5 тыс. профессий, 437 специальностей, 81 направление образования). Дальнейшее развитие получило повышение квалификации руководителей и специалистов, работающих в сфере бизнеса, внешнеэкономической деятельности, информационной безопасности.

Одной из составляющих человеческого капитала является здоровье населения. Основной целью отечественного здравоохранения является создание системы доступной и качественной медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья граждан. За последние годы в стране проведены реконструкция и переоснащение организаций здравоохранения, созданы республиканские научно-практические центры, внедрены современные медицинские технологии, подготовлены  высококвалифицированные медицинские кадры. 

В результате с 2006 года в  Республике Беларусь отмечена устойчивая тенденция снижения всех показателей детской смертности. Показатель материнской смертности составил 0,9 на 100 тыс. живорожденных, младенческой смертности – 4,0 на 1000 младенцев, рожденных живыми, что сопоставимо с уровнем европейских стран.

С помощью новейших технологий в перинатальных центрах республики выхаживают новорожденных с массой от 500 до 1000 граммов. В результате лечения  бесплодия методами вспомогательных  репродуктивных технологий родилось более 600 детей, при этом эффективность данной технологии превышает 40%. 

Улучшен ряд показателей  здоровья населения, снижена смертность от инфаркта миокарда (на 12,3%), цереброваскулярных заболеваний (на 11,1%), черепно-мозговой травмы (на 7%), болезней органов дыхания (на 31%), инфекционных заболеваний (в 2,4 раза – гепатитом А, в 2,1 раза – сепсисом, в 2,7 раза снижена частота передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку). Уровень первичной инвалидности населения снижен на 14% – до 48,6 на 10 тыс. населения.

В очередном, 21-м по счету «Докладе о развитии человека» Организации Объединенных Наций Беларусь переместилась с 61-го места посреди 169 стран на 65-е местоположение среди 187 стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Кризисные явления в отечественной экономике в докладе отражения не нашли, потому что для Беларуси использовались данные за 2009 год.

Первые места в рейтинге заняли Норвегия, Австралия и Нидерланды; последние - Бурунди, Нигер и Конго. Норвегия занимала первое место с 2001 по 2006 год, далее уступила его Исландии, и все-таки в 2008 году вернулась на лидерские позиции.

Уровень продолжительности  жизни в Норвегии единственный из самых высоких в мире - 81,1 лет, среднегодовой доход на душу населения - 57 130 долларов. Об этой стране говорят, что в этом месте на практике нет бедных. В стране низкая инфляция и безработица. При этом Норвегию называют одной из самых дорогих стран.

У Беларуси, занявшей 65-е  место в рейтинге, индекс развития человеческого потенциала составил 0,756.

Представитель ООН/ПРООН  в Беларуси Антониус Брук 9 ноября на пресс-конференции в Минске заявил, что положение Беларуси в рейтинге ПРООН за последние пять лет оценивается как стабильное. Государство находится приблизительно на одном и том же уровне. Нынешнее положение Беларуси в рейтинге Антониус Брук назвал «достаточно хорошим достижением», так как по сравнению с 2010 годом на 18 стран увеличилось цифра участников рейтинга [4].

Если вспомнить, что  было 10 лет назад, то рейтинг в 2001 году составлялся для 162 стран, и  Беларусь находилась в нем на 53-м месте. В рейтинг-2002 были включены уже 173 страны и, несмотря на то, что роль ИРЧП Беларуси возросла, она перешла на 56-ю позицию, обогнав Панаму, но отстав от не присутствовавших в рейтинге 2001 года Сейшельских островов, Сент-Китса и Невиса, Антигуа и Барбуды и Кубы. В 2003 году в рейтинге 175 стран Беларусь вышла на 53-ю позицию, обойдя Мексику, Антигуа и Барбуду и Тринидад и Тобаго и не пропустив вперед никого. Кстати, в 1990 году Беларусь занимала 40-е место в рейтинге ИРЧП, в 1995-м - 65-е, в 2000-м - 57-е, в 2005-м и 2006-м - 67-е, в 2007-м - 64-е.

К сожалению, в будущем  положение Беларуси в рейтинге в  связи с экономическими сложностями  в стране может ухудшиться. Проблемы в экономике у нас проявились в 2011 году. А, по словам Антониуса Брука, в основу доклада-2011 положены данные за 2009 год. Как раз в соответствии им Беларусь вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, ее рейтинг что ни на есть большой среди стран СНГ. Среди бывших стран Советский союз Беларусь опережают только страны Балтии: Эстония (34-е место), Литва (40-е), Латвия (43-е).

«По всем трем измерениям человеческого развития - здравоохранение, образование, доход на душу населения - отчет определяет Беларусь как  страну с одним из лучших достижений в группе стран высокого уровня человеческого развития», - отметил Антониус Брук. По его словам, Беларусь ещё позитивно оценена по международному индексу бедности и индексу, отражающему равенство доступа к услугам [4].

Вместе с тем показатель гендерного равенства для Беларуси не рассчитывался - не были предоставлены  необходимые данные.

С 2005 по 2011 годы численное  выражение индекса человеческого  развития Беларуси увеличилось с 0,723 до 0,756, что означает увеличение на 5% за эти годы. Агент ПРООН считает, что для улучшения места в рейтинге Беларуси необходимо повышать доход на душу населения и вместе с тем предпринимать усилия по защите наиболее уязвимых слоев населения.

 


3 Основные проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и пути их решения

 

Состояние человеческого  капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого исследованиями и др.), так и стоимостных, отражающих затраты на НИОКР, а также расходы промышленных предприятий на технологические инновации. По данным государственной статистики, среднегодовое количество научных работников уменьшилось с 1990 по 1998 г. в абсолютном значении в 2,5 раза, а после этого изменяется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала и прочих, то в 2011 г. оно составляло 58,6, 7,2, 20,5 и 13,7%, соответственно. Среди исследователей - 4% докторов и 16,8% кандидатов наук, 79,2% не имеют ученой степени [1, с.68].

Распределение численности научных работников показывает, что основная их часть (около 60%) сконцентрирована в технических науках. Вместе с тем обеспеченность их кадрами высшей квалификации наименьшая. К началу 2009 г. доля докторов наук в этой сфере составляла 1,8%, кандидатов наук — 8,6%, без степени — 89,6% [8, с.55]. Это тревожная тенденция, учитывая тот факт научно-техническая деятельность в Республике Беларусь» отнесена к приоритетной.

Одним из главных стоимостных  показателей научно-технического потенциала республики является доля затрат ВВП на научные исследования и разработки, составившая в 2000 г. 0,72%, в 2005 г. - 0,68%, в 2009 г. - 0,66%, в 2010 г. - 0,96%, в 2011 г. - 0,75% (таблица 3.1). Доля расходов на НИОКР снилась с 1990 г. по 2000 г. почти в 3 раза. Наукоемкость ВВП в Великобритании и Франции составляет более 2%, а в США и Германии — около 3%. Примерно на этом уровне он был в 1990 г. в Беларуси.

 

Таблица 3.1 - Затраты Республики Беларусь на научные исследования и разработки из всех источников финансирования 

Затраты на научные исследования и разработки (млрд. руб.)

Годы

2000

2005

2009

2010

2011

в фактически действовавших  ценах

66,0

441,5

523,7

934,8

962,4

в постоянных ценах 2000 г.

66,0

89,0

95,3

150,6

128,6

в процентах к ВВП

0,72

0,68

0,66

0,96

0,75

Информация о работе Сущность человеческого капитала и предприимчивости