Сущность человеческого капитала и предприимчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение человеческого капитала и предприимчивости как современных факторов производства.
Данная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть сущность человеческого капитала и предприимчивости;
- раскрыть роль человеческого капитала и предприимчивости в экономике;
- охарактеризовать состояние и проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
2 Анализ человеческого капитала в Республике Беларусь 12
3 Основные проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и пути их решения 18
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая челов.капитал.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

К основным видам инвестиций в человека относят соответственное  вложение в образование, в подготовку на производстве, в здравоохранение, миграцию, поиск информации о ценах  и заработках, в воспитание и уход за детьми.

Так, Макконнелл и Брю  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал [2, с.18]:

1) расходы на образование,  включая общее и специальное,  формальное и неформальное, подготовку  по месту работы;

2) расходы на здравоохранение,  складывающиеся из расходов на  профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий;

3) расходы на мобильность,  благодаря которым работники  мигрируют из мест с относительно  низкой производительностью в  места с относительно высокой  производительностью.

Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала, делают труд более производительным, что позволяет получать более высокий доход. Это наиболее очевидный и важный вид инвестиций.

Человеческий капитал  по своему назначению сопоставим с  физическим капиталом, так как его  формирование требует отвлечения средств  в ущерб текущему потреблению, но служит источником повышения производительности труда и заработков в будущем. Это благо длительного, но ограниченного срока службы, оно может менять свою ценность в зависимости от других факторов, для его функционирования необходимы «амортизационные расходы». Кроме того, инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12–20 лет.

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием  классификации видов человеческого  капитала является различие между формами, в которых он воплощается [3, с.79]:

-  живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке;

- неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

- институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.

Человеческий капитал  как сложная экономическая категория  имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.

Одним из наиболее простых  способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения  человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено  на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).

Распространенным методом  измерения человеческого капитала является принцип капитализации  будущих доходов, основанный положении  о так называемом «предпочтении  благ во времени». Суть метода: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем такую же сумму или набор благ в будущем.

Каждого человека можно  рассматривать как комбинацию одной  единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала. Следовательно, и заработную плату, которую получает любой работник, также можно рассматривать как сочетание рыночной цены его «плоти» и рентного дохода от вложенного в эту «плоть» человеческого капитала.

Человеческий капитал  в качестве компонента имущества приносит доход, который можно представить как дисконтируемую заработную плату, получаемую работником в течение всего трудоспособного периода жизни. Доход, который получает индивидуум от использования человеческого капитала, как средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь трудоспособный период жизни, есть «перманентный» (постоянный, непрерывный) доход индивидуума, который приносит ему человеческий капитал как компонент имущества.

В отечественной экономической  литературе долгое время вместо понятия «человеческий капитал» использовали понятие «фонд образования», который представляет собой стоимостную оценку накопленных работниками знаний, навыков, умений и опыта.

При оценке фонда образования  используются два основных подхода               [3, с.40]:

1. Подсчитываются фактические  затраты на образование, осуществленные  в течение того или иного  длительного периода времени.  За этот период, отделяющий время  получения образования от момента  подсчета, последовательно увеличивается и сам уровень образования, а также возрастает стоимость обучения. С учетом соответствующих корректив возрастного оборота рабочей силы и смертности населения можно построить ряды показателей фонда образования, представляющие собой кумулятивную сумму всех прошлых фактических затрат за вычетом средств, затраченных на обучение лиц, уже выбывших к моменту исчисления из состава рабочей силы населения.

2. Производится оценка  реальной производительной ценности  того запаса знаний, навыков, умений, опыта, которыми обладает рабочая сила в определенный отрезок времени.

Выделяют следующие  методы расчета стоимости человеческого капитала:

1. Метод расчета прямых  затрат на персонал.

Наиболее простой способ рассчитать общие экономические  затраты, осуществляемые на персонал, включая оценку затрат на оплату персонала, сопряженные с этим налоги, охрану и улучшение условий труда, расходы на обучение и повышение квалификации. Достоинство этого метода – простота. Недостатки – неполная оценка реальной величины человеческого капитала.

2. Метод конкурентной  оценки стоимости человеческого  капитала.

Этот метод основан  на сумме оценки затрат и потенциального ущерба, наносимого при возможном уходе работника (например, дополнительные затраты, необходимые на поиск эквивалентной замены работника, затраты на обучение нового работника).

3. Метод перспективной  стоимости человеческого капитала.

Учитывает в дополнение к методу конкурентной стоимости  оценку динамики стоимости человеческого  капитала в перспективе на 3, 5,10 и 25 лет. Эта оценка необходима при исследованиях в сфере создания инноваций или строительстве крупных высокотехнологичных объектов, так как стоимость ряда сотрудников при этом меняется неравномерно, резко вырастая в период достижения ими наиболее важных результатов по истечении достаточно длительного периода времени и приближения ими к получению ожидаемых конечных результатов, когда возможный уход из компании части персонала сопряжен с большими экономическими потерями.

Таким образом, человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал. Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.

 

 

 


2 Анализ человеческого капитала в Республике Беларусь

 

Система образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеет 98% занятого населения. По данным последней переписи населения 37,7% мужчин и 41,7% женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование третьей ступени. В 2011 г. в республике функционировало 137 лицеев с численностью учащихся 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38% школьников (в старших классах – каждый второй). Число изучающих два иностранных языка и более за 2009-2011 гг. увеличилось на 120%. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 470 человека. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала [8, с. 56].

Развитие системы дошкольного  образования предполагает формирование условий для охвата дошкольным обучением  детей с 5-летнего возраста на основе создания новых типов дошкольных учреждений: детсад – начальная школа; детсад – школа; цент развития ребенка. Составными ступенями образовательного процесса в высшей школе становятся бакалавриат и магистратура, предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования [7, с. 34].

За 2009-2011 гг. выросла доля населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, причем не только среди всех взрослых, но и в более молодой группе в возрасте 20-39 лет (таблица 2.1). Последнее особенно важно, так как уровень образования может расти в результате уменьшения численности старших, менее образованных поколений.

В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных уровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.

Принимаются последовательные меры по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Только за последние годы в дополнение к закону «Об образовании» были приняты законы «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании». Накопленный опыт законотворческой деятельности в образовательной сфере позволил успешно решить такую масштабную задачу, как создание Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 - Доля населения с разным уровнем образования

Показатель

Всего в возрасте 20 лет  и более

в том числе 20-39 лет

2009 год

2011 год

2009 год

2011 год

Всего

100

100

100

100

Высшее профессиональное

12,4

18,1

14,2

18,1

Неполное высшее профессиональное

1,8

3,1

3,1

7,1

Среднее профессиональное

20,6

30,0

27,4

32,0

Среднее (полное) общее

26,5

24,8

42,9

29,2

Основное общее

17,9

14,9

11,1

12,2

Начальное общее

13,8

8,1

1,0

1,0

Не имеющие начального общего образования

7,0

1,1

0,4

0,3


Примечание - Источник: [9, с. 95]

 

Отвечающее современным  требованиям законодательство в  сфере образования, стабильное бюджетное финансирование позволяют успешно решать вопросы материального, кадрового и учебно-методического обеспечения отрасли. В нашей системе образования приняты и неукоснительно выполняются десять социальных стандартов.

Информация о работе Сущность человеческого капитала и предприимчивости