Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение человеческого капитала и предприимчивости как современных факторов производства.
Данная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть сущность человеческого капитала и предприимчивости;
- раскрыть роль человеческого капитала и предприимчивости в экономике;
- охарактеризовать состояние и проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Сущность человеческого капитала и предприимчивости 5
2 Анализ человеческого капитала в Республике Беларусь 12
3 Основные проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь и пути их решения 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Содержание
Человеческий капитал и предприимчивость в развитых странах мира выступают важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности как на микро -, так и на макроуровнях. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.
Сегодня фундаментом успешного развития белорусской экономики является человеческий капитал, а главным фактором успеха экономических реформ становится создание условий для наиболее полного использования накопленного интеллектуального и профессионального потенциала страны.
Таким образом, исследование проблем, связанных с изучением человеческого капитала и предприимчивости приобретает особенную актуальность в период реформирования отечественной экономики.
Целью курсовой работы является изучение человеческого капитала и предприимчивости как современных факторов производства.
Данная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть сущность
человеческого капитала и
- раскрыть роль человеческого капитала и предприимчивости в экономике;
- охарактеризовать состояние и проблемы формирования человеческого капитала в Республике Беларусь.
Объектом исследования является человеческий капитал и предприимчивость как факторы производства.
Предметом исследования выступают инвестиции в человеческий капитал и предприимчивость.
Человеческий капитал и предприимчивость – не новый объект исследования.
Особый вклад в развитие современной концепции теории человеческого капитала внесли американские ученые лауреаты Нобелевской премии Т. Шульц и Г. Беккер. В отечественной экономической литературе проблеме формирования человеческого капитала долгое время серьезного внимания не уделялось. Лишь в 1970-1980-х годах появились исследования, рассматривающие те или иные аспекты современной теории человеческого капитала. К разряду таких исследований можно отнести работы Н. Е. Асташова, В.М. Баутина, B.C. Гойло, Н.Т.Горбунова, А.В. Дайновского, Р.И. Капелюшникова, В.П. Корчагина, В.В. Клочкова и др.
Методологической основой
проведенного исследования стало комплексное
использование методов
При написании курсовой работы была использована литература под ред. Добрынина А.И., Никитенко П.Г. и др., материалы периодических изданий «Вопросы экономики», «Наука и инновации», «Общество и экономика», статистические данные.
Человек,
его творческие качества, силы и
способности, с помощью которых
он преобразует себя и окружающий
мир, традиционно занимали центральное
место в экономических и
Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией статуса человека в экономической системе общества. Труд, представляющий собой осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, — наиболее существенная часть жизнедеятельности человека, и понятия в этой сфере трансформируются наиболее динамично.
На стадии зарождения капитализма человека рассматривали как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении.
С увеличением
роли научно-технического прогресса
в экономическом росте
Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.
Под влиянием научно-технической революции, автоматизации и механизации труда, трансформации социальной структуры общества, повышения в этих условиях значимости квалификации, уровня образования каждого человека в отдельности и населения в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение между трудом как первичным фактором производства и капиталом как фактором производным, полученная в наследие от промышленной революции, утратила свое первоначальное значение.
Способности человека есть результат целенаправленных усилий, предпринимаемых со стороны как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.
Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе [5, с.58]. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
Наиболее полным на сегодняшний день является следующее определение: человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека [2, с.17].
Отметим, что на практике понятие
«человеческий капитал» чаще всего
является синонимом образовательно-
Поскольку понятие человеческого капитала призвано характеризовать весьма сложный и многоаспектный феномен рыночной экономики, определение должно отразить его наиболее важные, сущностные характеристики и признаки. В связи с этим необходимо подчеркнуть следующие моменты:
- запас знаний, навыков и иных производительных качеств человека является результатом накопления, осуществляемого посредством инвестиций в человека;
- запас, который, существуя потенциально, может быть актуализирован и применен человеком в той или иной сфере общественного производства (на него, по меньшей мере, должен существовать спрос) и внести определенный вклад в рост производительности и ВНП;
- целесообразное использование данного запаса должно закономерно приводить к росту доходов (заработков) самого работника и национального дохода;
- повышение доходов должно стимулировать человека увеличивать, накапливать новые запасы знаний, навыков и т.д. путем дополнительных вложений с целью дальнейшего их эффективного применения.
К основным элементам человеческого капитала обычно относятся [11, с.76]:
- капитал образования (знания – общие и специальные);
- капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт);
- капитал здоровья;
- обладание экономически значимой информацией (информированность о ценах и доходах);
- капитал миграции (обеспечивающий мобильность работников);
- мотивация экономической деятельности.
Общий человеческий капитал может быть использован применительно к широкому спектру специальностей и рабочих мест. Он является результатом общей подготовки, в ходе которой человек приобретает знания и навыки, которые могут найти применение на множестве фирм (например, компьютерная грамотность). Специальный человеческий капитал повышает производительность труда лишь в ограниченном хозяйственном пространстве. Он создается в результате специальной, целенаправленной подготовки, которая наделяет работников такими знаниями, навыками и опытом, которые представляют интерес только для той фирмы, где они были получены.
Удивительно, что даже в расширительной трактовке человеческого капитала от внимания исследователей до сих пор ускользали предпринимательские способности. Попытаемся восполнить этот пробел и с этой целью обратимся к теориям предпринимательства.
Практически все теории
предпринимательства
1) являются неотъемлемым личным достоянием, богатством каждого индивида;
2) обеспечивают своему
обладателю получение более
3) их формирование
требует как от самого
4) они имеют свойство
накапливаться и составлять
Предприимчивость выступает как особый вид человеческого ресурса, как деятельность по поиску вариантов вложения экономических ресурсов в целях создания экономических благ. Сегодня предприимчивость рассматривается как самостоятельный фактор производства, который имеет право претендовать на присвоение соответствующего дохода. Формально предприимчивость выступает как одна из функций высококвалифицированного труда, как одно из функциональных проявлений человеческого капитала. Получается достаточно просто: там, где есть человеческий капитал, там можно ожидать появления предприимчивости [1, с.69].
На практике предприимчивость проявляется в умении и желании внедрять новые формы организации производства, брать на себя риск. Это не только готовность рисковать, но и умение сводить до минимума вероятность наступления нежелательных событий. Предприимчивость проявляется через умение в экстремальных условиях принимать оптимальные решения. Это - особый тип современного экономического мышления.
Не подлежит сомнению,
что эти специфические
Формирование, созревание предпринимательского таланта, помимо особых врожденных качеств, требует весьма значительных усилий, времени, средств, причем и от самого индивида и от всего общества (последнее, в частности, должно создавать благоприятные условия для предпринимательской активности). Иначе говоря, этот актив человеческого капитала должен быть создан, произведен или увеличен посредством инвестиций в человека – частных или государственных.
Инвестирование – это важнейшая предпосылка производства человеческого капитала, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Для формирования и развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Содержание этого процесса – это не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, семьи и всего общества.
Информация о работе Сущность человеческого капитала и предприимчивости