Структурная перестройка в экономике РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования связана с необходимостью разработки соответствующей теоретической базы для государственного вмешательства в процессы структурных изменений в экономике, в частности Республики Беларусь, так как последняя оказалась среди наиболее пострадавших от развала СССР в силу своей роли «сборочного цеха» и ориентации на Россию как на главный рынок сбыта своей продукции. Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.
Цель работы – рассмотрение структурной перестройки как направления развития государства в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты, раскрывающие сущность и значение структурной перестройки на макроэкономическом уровне в государстве;
- провести анализ структурных изменений в экономике Республики Беларусь;
- представить основные направления структурной перестройки Республики Беларусь.
Объектом исследования явилась структурная перестройка экономики.
Субъектом исследования курсовой работы выступает Республика Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курс 2.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

    В Японии низкий уровень военных расходов. Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства: а именно относительно низкого уровня военных расходов.

    В течение 50-70-х годов японцы буквально «впитывали» иностранную технологию после почти 20 лет «технической изоляции» страны. Приток этой технологии направлялся прежде всего на техническое обновление тяжелой промышленности – машиностроения, в первую очередь электротехнического и транспортного, химической промышленности и черной металлургии. Массированный приток передовой иностранной технологии позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей экономики [5, c.229].

    3) Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. Однако исследование среднегодовых темпов роста ВВП на душу населения показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение.

    Ни  одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались  уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики – низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России.

    Лишь  в конце 70-х годов произошел  перелом в тенденциях развития, и  Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

    Успехи  китайской экономики обусловлены  примененной моделью экономического реформирования. В Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

    Весь  мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое  оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.

    Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы.

    Структурная перестройка экономики осуществляется в целях обеспечения экономического роста всего государства. Под этим подразумевается структурное улучшение состава ВВП, то есть повышение доли товаров длительного пользования, высококачественной продукции, современных услуг, в том числе финансовых и информационных.

    Соответственно, объектом влияния структурной перестройки  является экономическая структура – это строение, совокупность отношений, частей, представленных как единое экономическое целое.

    Структурными сдвигами в экономике называют изменение долей, процентов, характеристик, параметров экономической структуры, причём это касается лишь тех изменений, которые кардинальным образом меняют свойства данной структуры.

    Структурный сдвиг называется эффективным, если он соответствует прогрессивным тенденциям в экономике и не ухудшает ни качественных, ни количественных характеристик связанных с ним сдвигов.

    Одним из главных направлений структурных преобразований в экономике является комплексное реформирование основной массы предприятий, предусматривающее их техническую модернизацию и радикальное изменение систем управления, то есть реструктуризацию предприятий.  

    При реализации структурной политики необходимо добиваться обеспечения экономической независимости страны, технологической перестройки экономики промышленности, развития импортозамещения, выпуска новой машиностроительной продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ  СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ  В ЭКОНОМИКЕ 

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

      2.1 Анализ динамики  структурных изменений в экономике                      Республики Беларусь за 2005-2009 гг. на основе оценки влияния ценового и неценового факторов 

    Начало  переходного периода в странах  СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

    1) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить свои экономические проблемы путем экспорта товаров на Запад оказались тщетными, так как все ниши на западных рынках давно заняты. Качество же товаров из этих стран значительно ниже, поэтому они, кроме сырьевых ресурсов, не находят спроса. Поэтому и правительства, и население бывших республик приходят к выводу о неизбежности интеграции в рамках СНГ;

    3) деформированная структура экономики,  которая отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурную перестройку народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;

    3) характерная для переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость;

    4) экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации. Решения часто приходится принимать и корректировать на ходу.

    При этом в социально-экономическом развитии страны пятилетие 1996-2000 гг. явилось переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР.

    С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны и  утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг. За это время в Республики Беларусь произошли определенные структурные сдвиги, как положительные, так и отрицательные.

    Наиболее  положительные сдвиги произошли  в отраслевой структуре экономики:

    - существенно сократился удельный вес производственной сферы при одновременном росте сферы услуг;

    - значительно увеличилось количество малых предприятий, в том числе в сфере производства, ранее практически отсутствовавших;

    - постепенно менялась социальная структура экономики, возрастает доля негосударственных форм собственности, в том числе частного сектора;

    - ограничивается монополизация экономики;

    - ссоздается конкурентная среда.

    К негативным тенденциям относится заметно  ухудшившаяся технологическая структура экономики, сократилась доля передовых технологий. В структуре народного хозяйства значительно снизилась доля отраслей, производящих потребительские товары. Технологическое отставание приводит к потере конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В тяжелой ситуации находится аграрно-промышленный комплекс. Не преодолены кризисные явления в сельском хозяйстве.

    Характеризуя  выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 г. отметим следующее (таблица 2.1) [14]. 

Таблица 2.1 – Сведения, характеризующие выполнение важнейших параметров                    прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2009 году 

Показатели 2009 год в % к 2008 году

(в сопоставимых ценах)

прогноз1) фактически 
Валовой внутренний продукт 110-112 100,2
Продукция промышленности 110-112 97,2
Продукция сельского хозяйства  108,5-109,5 101,3
Инвестиции  в основной капитал  123-125 108,6
Производство  потребительских товаров – всего 112-113 99,9
- продовольственных  112-113 104,6
- непродовольственных  111,5-112,5 94,3
Объем внешней торговли товарами и услугами 2)– всего 116,2-117,7 66,93)
- экспорта  117-118,5 63,53)
- импорта  115,5-117 70,03)
- сальдо (млн. долларов США)  -1500 -4814,43)
Реальные  денежные доходы населения 114-115 102,94)
Розничный товарооборот 116-117 103,0
Платные услуги населению  113-114 102,54)
Производительность  труда  107,8-108,1 99,54)
Рентабельность  реализованной продукции, работ  и услуг в промышленности, % 14,5 10,04)
Энергоемкость валового внутреннего продукта, % -8 -5,14)
Ввод  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (тыс. кв. м) 60005) 5849,0
Численность занятых в экономике (тыс. человек) 4650 4597,44)

    Примечание:

    1) По Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459.

    2) По методологии платежного баланса.

    3) Фактически за январь-ноябрь 2009 г. По данным Национального банка Республики Беларусь (в фактических ценах из расчета в долларах США).

    4) Фактически за январь-ноябрь 2009 г.

    5) По Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 675 [14].   

    Из  данных таблицы 2.1 видно, что фактические  макроэкономические показатели развития Республики Беларусь по всем параметрам ниже, чем ранее запланированные (в сопоставимых ценах).

    Особо следует подчеркнуть существенное снижение выполнения показателей по таким параметрам макроэкономического развития, как:

    - валовой внутренний продукт в  процентах к 2008 г. вырос лишь  на 0,2%, в то время как запланированный  его рост должен был составить 110-112 %%;

    - объем внешней торговли товарами  и услугами, составивший по итогам 2009 г. 66,9% к итогу 2008 г. против  запланированных 116,2-117,7 %%. При этом сальдо внешней торговли которое должно было быть отрицательным в сторону увеличения импорта на 1500 млн долл США было получено в итоге в размере -4814,4 млн долл США.;

    - производительность труда в стране, по плану равная 107,8 – 108,1 %%  к итогу 2008 г., напротив, была меньше  производительности труда, зафиксированной в 2008 г. на 0,5 процентных пункта.

    Отметим, однако, и положительные моменты – такие, как:

    - количество введенного в 2009 г. в эксплуатацию жилья «отстало» от плана незначительно: 5849 тыс кв. м против 6000 тыс кв. м;

    - численность занятых в экономике  страны выше, чем в прочих странах,  затронутых кризисом. Ее отставание от планового показателя составило 152,6 тыс. чел., или 4597,4 тыс. чел. не оставшихся без работы в 2009 г.

    Характеризуя  выполнение показателей, запланированных  в области промышленного развития республики, отметим:

    - выполнения плана по продукции промышленности не произошло, кроме того, промышленное производство уровня 2009 г. отстает от предыдущего года на 2,8 %;

Информация о работе Структурная перестройка в экономике РБ