Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:49, реферат
Состояние национальных финансовых систем во многом опре¬деляет темпы и устойчивость социально-экономического развития. С учетом высокой зависимости финансовой сферы от регулятивных действий государства она играет едва ли не ведущую роль при поли¬тическом выборе той или иной модели роста. Глобализация экономики и финансовых рынков еще больше усложнила эту взаимосвязь.
стимулирование развития небанковских институтов микрофинансирования ;
формирование и диверсификацию сети банковского обслуживания путем снятия территориальных ограничений на открытие операционных офисов;
стимулирование развития фондовых центров (фондовых магазинов) и специализированных широко разветвленных сетей размещения ценных бумаг;
разработку и законодательную реализацию концепции малых банков с ограниченной лицензией;
— становление агентской модели продажи финансовых услуг;
законодательное закрепление и развитие технологий электронных и мобильных платежей, дистанционного финансового обслуживания;
нормативно-правовое признание и внедрение новых платежных инструментов, в том числе электронных денег.
При этом
следует обеспечить правовую и нормативную
идентичность в отношении финансовых
операций, имеющих одинаковые риски. Это
позволит избежать параллельного построения
несвязанных сегментов финансового рынка,
выполняющих одинаковые функции в условиях
правового (регуляторного) арбитража.
Но регулирование и надзор за участниками
микрофинансового рынка должны быть дифференцированы,
то есть соразмерны рискам, которым подвергаются
их кредиторы и вкладчики, а также финансовая
система в целом.
Индикаторы качества финансовой системы.
С учетом макроэкономического и глобального аспектов эффективности финансовой системы в современных условиях мы предлагаем следующие целевые показатели при разработке программ развития финансового сектора.
Соотношение емкости финансового рынка и емкости экономики: устойчивый долгосрочный рост.
Доля России на мировом рынке капитала по показателям емкости секторов финансового рынка: устойчивый долгосрочный рост.
Уровень процентных ставок (доступность капитала): устойчивое долгосрочное снижение при сохранении минимально положительного значения реальных процентных ставок.
Соотношение объема долгосрочных инвестиций, привлекаемых предприятиями на финансовых рынках, и совокупного объема инвестиций в основной капитал российских предприятий: устойчивый долгосрочный рост.
Соотношение рыночной оценки активов и финансовых результатов: максимальная стабильность при тенденции к росту.
Курс национальной валюты по отношению к корзине резервных валют: стабильность при тенденции к росту.
Соблюдение указанных показателей не означает их директивного планирования. Одним из важнейших принципов программно-целевого подхода выступает индикативность выбранных показателей, которые прежде всего используются в качестве ориентиров развития. Главный результат — поступательное движение по заданному вектору. Предложенная методология не претендует на прогнозирование реального поведения рынка, это лишь попытка выстроить план оптимального развития финансового сектора. В настоящее время такая задача даже не поставлена на политическом уровне.
Интегральным
показателем глобальной эффективности
финансовой системы России должен быть
рост доли российских компаний как реципиентов
в совокупном мировом объеме долгосрочных
глобальных инвестиций, а интегральным
показателем ее макроэкономической эффективности
— объем внутренних частных сбережений,
трансформированных в долгосрочные инвестиции.
Таким образом, в совокупности глобальная
и макроэкономическая эффективность финансового
сектора России предполагают в качестве
интегрального показателя эффективности
объем долгосрочных инвестиций, привлекаемых
из всех возможных источников, как внутренних,
так и внешних. Другими словами, наличие
«длинных» денег — наиболее точный индикатор
качества финансовой системы.
Проблема «длинных» денег и пути ее решения.
Решение проблемы «длинных» денег критически важно для современной российской экономики. Ее модернизация предполагает активную роль инноваций, финансирование которых требует крупных долгосрочных ресурсов. Как показал опыт развития рыночной экономики в России в последние 20 лет, именно отсутствие должного объема долгосрочных финансовых ресурсов препятствовало масштабной модернизации инфраструктуры и основных фондов. Ситуация вряд ли изменится и в следующее десятилетие.
Необходимость увеличить объем долгосрочных инвестиций прямо вытекает из потребностей российской экономики в масштабной модернизации, аналогов которой в нашей истории можно найти только два: модернизация 1890 — 1913 гг. и «сталинская» модернизация 1930 —1940-х годов. При этом сегодня нельзя использовать методы последней, но нужно опираться на опыт (применимый в современных условиях) экономической политики С. Ю. Витте.
Российская политическая элита серьезно недооценивает масштабы необходимой модернизации. Некоторые отраслевые лоббисты, продолжая отстаивать идею снижения курса рубля, в контексте модернизации утверждают, что на полученные дополнительные доходы преддрия тия создадут новые мощности, тем самым обеспечив модернизацию. Оставляя за рамками дискуссии вопросы о стимулах, которые заставят предпринимателей вкладывать дополнительные доходы в модернизацию вместо покупки английских суперклубов или строительства турецких суперотелей, подчеркнем разницу представлений об объеме ресурсов для модернизации: она примерно 20-кратная.
Модернизация должна позволить нашей стране соответствовать требованиям экономического роста в ближайшие 50 лет, то есть эффективно развиваться в условиях нового технологического уклада, нового кондратьевского цикла. Другими словами, речь идет о полном обновлении всей инфраструктуры, всего основного капитала, о создании принципиально новых знаний и технологий. Для этого необходимы ресурсы, не сопоставимые по объему с имеющимися ресурсами предприятий, государства и населения, вместе взятых.
Наиболее крупным потенциальным источником долгосрочных финансовых ресурсов в ближайшее десятилетие останется иностранный инвестор3. Но важно изменить структуру иностранных инвестиций: повысить долю прямых и портфельных долгосрочных вложений, снизив удельный вес займов и краткосрочных портфельных инвестиций. Для этого надо кардинально улучшить инвестиционный климат. Кроме того, потребуется активизировать работу среди глобальных инвесторов для преодоления информационной асимметрии и поддержания инвестиционного имиджа России, а также повысить уровень обеспеченности российских активов. Главное — необходимо преодолеть страх перед иностранным капиталом.
В ближайшие годы масштабным потенциальным ресурсом «длинных» денег останутся государственные средства. Но следует принципиально изменить характер их использования: перейти от практики «раздачи» государственных средств и попыток их инвестирования к более эффективным и цивилизованным формам, когда государственные деньги выполняют функцию «страхования» частных инвестиций. В частности, за счет средств Фонда национального благосостояния можно создать гарантийный фонд, поручительства которого будут распространяться на займы (в форме кредитов и облигационных займов) частных предприятий в целях финансирования модернизации производственных мощностей, а также государственный компенсационный фонд, средства которого могут использоваться как гарантии по обязательствам частных компенсационных систем, что привлечет консервативных частных инвесторов.
В перспективе
основным источником долгосрочных инвестиций
должны стать средства населения. Однако
определенные резервы по увеличению объема
его сбережений, направляемых в экономику
на инвестиционные цели, есть уже сегодня.
Для этого необходимо: снизить спрос населения
на наличные деньги; повысить долю сбережений
и финансовых активов за счет относительного
сокращения доли потребительских расходов;
частично перераспределить сбережения
населения в пользу ценных бумаг (включая
паи и акции инвестиционных фондов). Важно
исправить ошибки, допущенные в реформировании
пенсионной системы, вернуть широким слоям
работающего населения стимулы «откладывать
на старость» и обеспечить преимущественно
частный характер управления пенсионными
накоплениями.
Превращение российского рубля в одну из резервных валют.
Это ключевая мера для обеспечения конкурентоспособности отечественной финансовой системы. Чтобы ее реализовать, нужно активно стимулировать интернационализацию рубля. Конечная цель — его вхождение в клуб резервных валют — может быть достигнута до \ 2020 г.
Если российский рубль приобретет статус резервной валюты, I приток долгосрочных инвестиций в Россию значительно возрастет4. Кроме того, превращение рубля в резервную валюту имеет другие важные позитивные следствия: минимизация издержек внешней торговли; снижение волатильности экспортных доходов; увеличение размеров финансового сектора; развитие рынка долгосрочных инструментов; снижение издержек финансирования; повышение устойчивости национальной экономики к внешним шокам; получение доходов от сеньоража; минимизация издержек российских граждан, выезжающих за рубеж.
В то же время статус резервной валюты сопряжен с серьезными издержками, включая неизбежное укрепление обменного курса рубля, что снижает конкурентные преимущества российских товаропроизводителей.
Но между
выгодами и издержками интернационализации
рубля существует положительный баланс,
в совокупности российская экономика,
российские граждане, компании и банки
выиграют от превращения рубля в резервную
валюту. Достижение этого результата должно
стать долгосрочной целью государственной
политики.
Формирование международного финансового центра (МФЦ).
В силу закономерностей развития глобального рынка капитала в ближайшие 15—20 лет в мире практически не останется развивающихся рынков: будут только развитые, превратившиеся в международные финансовые центры глобального или регионального уровня, на которые перетекут операции с финансовыми активами резидентов других стран. Таким образом, Россия находится перед выбором: либо создавать эффективный развитый рынок, существование которого в современных условиях возможно только в форме международного финансового центра, либо смириться с ролью подчиненного игрока на глобальном финансовом пространстве, архитектура которого сложится в ближайшее десятилетие. Страны без международных центров (следовательно, в долгосрочной перспективе без внутренних финансовых рынков) окажутся в сильной зависимости от иностранного капитала и одновременно столкнутся с оттоком сбережений населения на иностранные рынки.
Превращение национального финансового рынка в международный финансовый центр позволит решить ряд стратегических задач «суверенизации» национальной социально-экономической системы:
привлечение в российскую экономику зарубежных и внутренних ресурсов для финансирования модернизации;
повышение эффективности инвестиций за счет использования более широкого набора рыночных инструментов и развитой инфраструктуры финансового рынка;
— привлечение новых технологий;
расширение международного сотрудничества и экономического присутствия в странах СНГ и ЦВЕ, содействие продвижению российской продукции и финансовых услуг на внешние рынки;
контроль за ценами на российские активы и структурой собственности;
минимизация потерь от торговли российскими активами за рубежом;
эффективное использование государственной собственности (проведение не только «народных», но и международных IPO);
развитие софинансирования масштабных (прежде всего инфраструктурных) проектов за счет внутренних и внешних частных ресурсов, эффективная реализация механизмов государственно-частного партнерства.
Для формирования МФЦ нужно укрепить конкурентные позиции российского финансового сектора в борьбе за лидерство с другими финансовыми центрами развивающихся стран, а также оптимизировать действие иных факторов, непосредственно не относящихся к сфере ведения финансовых регуляторов. Поскольку российскому финансовому рынку необходимо обрести признаки МФЦ (концентрация капитала, финансовых инструментов, финансовых услуг), программа действий по его созданию должна учитывать наиболее успешные наработки наших конкурентов на мировом рынке капитала (прежде всего Кореи, Индии, Гонконга, Китая), а также негативный опыт в данной области ряда других стран.
Формирование МФЦ станет универсальным индикатором структурной модернизации российской финансовой системы. Даже элементарный мониторинг в этой сфере потребует масштабных взаимодействий и согласований деятельности как министерств и ведомств, так и Банка России, не входящего в систему органов исполнительной власти. Поэтому целесообразно возложить функции межведомственного координирующего органа по формированию МФЦ в России на Совет при Президенте РФ по развитию финансового рынка.
Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование регулятивной среды российского финансового рынка. К числу наиболее важных инициатив в данной сфере относятся:
Информация о работе Структурная модернизация финансовой системы Росии