Структура органов государственной власти. Методы, роль и функции внешнеэкономической деятельности законодательной, исполнительной и суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность видов деятельность юридических и физических лиц, связанных с выходом за национальные таможенные границы.
Внешнеэкономическая деятельность охватывает такие сферы, как внешнеторговая, кредитная, валютная, оказание различного вида услуг, научно-технические связи и т.п. Как и любая предпринимательская деятельность, внешнеэкономическая имеет свою степень риска и ставит целью систематическая получение прибыли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура органов государственной власти 4
1.1 Президент Российской Федерации. 5
1.2. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Гос. Дума 11
1.3. Правительство Российской Федерации 13
1.4. Схема органов Государственной власти 17
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
2.1 Внешнеэкономическая деятельность: понятие, сущность, значение 18
2.2. Инструменты и методы государственного регулирования ВЭД 20
2.3 Внешнеэкономическая деятельность в мировом хозяйстве. 22
2.4 Система управления внешнеэкономической деятельностью 23
2.5 Законодательная власть. 25
2.6 Исполнительная власть 26
2.7 Судебная власть 31
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 342.16 Кб (Скачать)

 

Внешнеэкономическая политика является важным инструментом обеспечения прогресса любой  национальной экономики. Существуют две  отличающиеся друг от друга модели. Первая ориентирует на создание открытой экономики, тесно интегрированной  с мировым рынком, с приоритетом  экспортных отраслей. Вторая отдает предпочтение замкнутому хозяйству с высокими таможенными барьерами и с  приоритетом импортозамещающих  производств.

Сегодня трудно представить страну, даже с большой  территорией, многомиллионным населением, разнообразными ресурсами, которая  могла бы развиваться без постоянных и масштабных экономических связей с другими странами. Различные  потребности национальных экономик в значительной и все возрастающей степени удовлетворяются за счет ввоза из-за рубежа.

Эпоха ориентации на собственные силы ушла в прошлое. Курс на самообеспечение стал в современных  условиях тормозом экономического и  социального развития, он связан с  нерациональным использованием ресурсов, затрудняет продвижение к рыночной экономике.

Мировой опыт свидетельствует о том, что попытки  эффективно решать проблемы насыщения  внутреннего рынка только за счет собственного производства обречены на провал. Потребности современного человека столь многообразны, что не могут  быть удовлетворены в рамках “натурального  хозяйства”, отгороженности страны от мировых рынков. Формирование закрытой экономики неизбежно повлечет за собой производство сотен тысяч  товаров, рассредоточенных по многим отраслям и национальным предприятиям-монополистам.

Говорить  в этих условиях о рыночной конкуренции  и порождаемом ею изобилии качественных и дешевых товаров и услуг не приходится. Автаркия вообще никогда не приносила положительных результатов национальной экономике и благосостоянию, тем более в средней по размерам стране.

Практика  показала, что экономика открытого  типа обладает большими возможностями  приспособления к неблагоприятным  внешним потрясениям (кризисы и  пр.) и в меньшей степени допускает  неэффективное и непроизводительное использование природных ресурсов. Кроме того, что очень важно  для динамично развивающихся  экономик, расширение экономического пространства устраняет проблему относительной  узости внутреннего рынка и позволяет  пустить излишний, невостребованный в стране поток инвестиций в другие страны и регионы .

 

Мировое экономическое  пространство в настоящее время  все больше и больше представляет собой единое инвестиционное, производственное, торговое поле с региональными и  национальными подсекторами, а не сеть национальных экономик, связанных  между собой торговыми и инвестиционными  потоками.

И хотя различные  страны, регионы обладают разным уровнем  экономического развития и соответственно разными экономическими интересами, тем не менее, либерализация и  интеграция – это генеральная  тенденция, которая будет реализовываться  еще длительное время.

Какова же роль внешнеэкономических связей в  национальном хозяйстве? Начнем с того, что именно через них обеспечивается поступление отсутствующих или  недостающих в стране средств  производства – машин, оборудования, приборов и инструментов, комплектующих  узлов, агрегатов, частей и деталей, а также сырья для переработки  и конструктивных материалов для  производственного использования.

Ввоз из других стран высокопроизводительного  оборудования, особенно поступающего в комплекте для целых предприятий, цехов и участков, сокращает сроки  оснащения им строящихся объектов, ввода их в эксплуатацию, освоения мощностей и получения нужной продукции, поскольку в этом случае не требуются затраты времени  на проектирование и изготовление его  в стране.

Покупка в  других странах новейших машин, оборудования и приборов, а также лицензий и  иной технической документации на наиболее передовую технологию ускоряет внедрение  в производство последних достижений НТР, более прогрессивных технологических  процессов и решений, что способствует росту производительности труда, повышению  качества продукции и в конечном итоге увеличению выпуска добротных  товаров как для внутреннего  рынка.

2.4 Система управления  внешнеэкономической деятельностью

 

В современных  условиях предприятия имеют право  самостоятельно определять формы, методы и объёмы работы на внешнем рынке. Для эффективного управления внешнеэкономической  деятельностью на уровне предприятия  нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная  структура управления ВЭД предприятия  определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший  опыт управления ВЭД накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Функциональные  отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм, осуществляющих внешнеторговые операции, можно условно  разделить на три группы:

─ группа отделов  и служб, осуществляющих планирование;

─ группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом;

─ группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений.

Создание  такой разветвлённой структуры  управления ВЭД характерно для предприятий  независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком  и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако, количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической  деятельности, внешнеторговый аппарат  существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное  подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

Система управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в Российской Федерации как  и в мире представлена тремя основными  составляющими:

─ Хозяйствующие  субъекты

─ Государство  в лице органов правления

─ Общественные организации, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности.

2.5 Законодательная власть.

 

Внешнеэкономическая деятельность и управление ею в РФ регулируются законодательными актами, т. е. актами, принятыми высшим представительным и законодательным органом –  Федеральным Собранием, или актами, принятыми высшими представительными  органами, действовавшими до принятия новой Конституции страны, если они  не противоречат последней. К их числу  следует отнести прежде всего  общеэкономические законы, например, законы «О предприятиях и предпринимательской  деятельности», «О собственности», налоговое  законодательство и др. В этих законодательных  актах содержатся, как правило, специальные  статьи и разделы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, ст. 25 «Внешнеэкономическая деятельность» Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  и др. Принимаются также законодательные  акты по тем или иным аспектам внешнеэкономической  деятельности. Например, «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, Законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях», «О международном коммерческом арбитраже», «О таможенном тарифе» и др.

Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют  указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции  принимают нормативные акты в  форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные  акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции  РФ и официальному опубликованию.

Таким образом, управление внешнеэкономической  деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной  власти.

 

2.6 Исполнительная власть

 

Наиболее разнообразной  системой специализированных органов  государственной власти, принимающих  участие в управлении внешнеэкономической  деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и  Правительство РФ. Президент в  своей деятельности по управлению ВЭД  работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений  на деятельность ряда совещательных  и контролирующих органов. К ним  относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и  другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.

Согласно Закону РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования  этого вида деятельности:

• осуществляет руководство  государственной внешнеторговой политикой;

• регулирует сотрудничество в военно-технической области;

• определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных  камней и расщепляющих материалов;

• в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;

• в целях обеспечения  национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические  санкции;

• в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;

• приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной  внешнеторговой политики до решения  этого вопроса соответствующим  судом.

Исполнительную власть в  соответствии со ст. ПО Конституции  РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства  РФ обязательны к исполнению в  РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства  РФ могут быть отменены Президентом.

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:

• обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие  решения и обеспечивает их выполнение;

• разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;

• принимает временные  меры по защите внутреннего рынка  РФ;

• принимает решения об определении величины ставок таможенного  тарифа в пределах, установленных  федеральными законами;

• вводит количественные ограничения  экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;

• принимает в пределах своей компетенции решения о  проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;

• осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;

• осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании  и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

В управлении внешнеэкономической  деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ), которому переданы функции упраздненного  в сентябре 1998 г. Министерства внешних  экономических связей и торговли РФ. Главная задача МЭРиТ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

МЭРиТ разрабатывает предложения  по государственной политике в сфере  военно-технического сотрудничества с  иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет  функции государственного заказчика  по поставкам военно-технической  продукции для государственных  нужд. Кроме того, министерство разрабатывает  предложения по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма  государственной поддержки промышленного  экспорта, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические  интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке, а также  интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем  осуществления предусмотренных  законодательством мер. Важной задачей  МЭРиТ является разработка предложений  по заключению международных договоров  РФ, координация совместно с МИД  действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области  международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами, разработка и реализация мер по обеспечению  эффективной интеграции экономики  России в мировую экономику. МЭРиТ  участвует в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных  отношений с иностранными государствами  и привлечения иностранных инвестиций.

С целью реализации поставленных перед ним задач МЭРиТ разрабатывает  предложения по прогнозу развития внешней  торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры  и прогнозирование тенденций  развития мирового рынка товаров  и услуг, применяет в установленном  порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных  законодательством случаях, участвует  в осуществлении контроля за предоставлением  иностранным государствам, получением от них и погашением государственных  кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности, в работе международных экономических организаций  и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств  и ведомств, разрабатывает предложения  о заключении международных договоров  и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.

Информация о работе Структура органов государственной власти. Методы, роль и функции внешнеэкономической деятельности законодательной, исполнительной и суд