Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:36, курсовая работа
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность видов деятельность юридических и физических лиц, связанных с выходом за национальные таможенные границы.
Внешнеэкономическая деятельность охватывает такие сферы, как внешнеторговая, кредитная, валютная, оказание различного вида услуг, научно-технические связи и т.п. Как и любая предпринимательская деятельность, внешнеэкономическая имеет свою степень риска и ставит целью систематическая получение прибыли.
Введение 3
Глава 1. Структура органов государственной власти 4
1.1 Президент Российской Федерации. 5
1.2. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Гос. Дума 11
1.3. Правительство Российской Федерации 13
1.4. Схема органов Государственной власти 17
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18
2.1 Внешнеэкономическая деятельность: понятие, сущность, значение 18
2.2. Инструменты и методы государственного регулирования ВЭД 20
2.3 Внешнеэкономическая деятельность в мировом хозяйстве. 22
2.4 Система управления внешнеэкономической деятельностью 23
2.5 Законодательная власть. 25
2.6 Исполнительная власть 26
2.7 Судебная власть 31
Заключение 33
Внешнеэкономическая политика является важным инструментом обеспечения прогресса любой национальной экономики. Существуют две отличающиеся друг от друга модели. Первая ориентирует на создание открытой экономики, тесно интегрированной с мировым рынком, с приоритетом экспортных отраслей. Вторая отдает предпочтение замкнутому хозяйству с высокими таможенными барьерами и с приоритетом импортозамещающих производств.
Сегодня трудно представить страну, даже с большой территорией, многомиллионным населением, разнообразными ресурсами, которая могла бы развиваться без постоянных и масштабных экономических связей с другими странами. Различные потребности национальных экономик в значительной и все возрастающей степени удовлетворяются за счет ввоза из-за рубежа.
Эпоха ориентации на собственные силы ушла в прошлое. Курс на самообеспечение стал в современных условиях тормозом экономического и социального развития, он связан с нерациональным использованием ресурсов, затрудняет продвижение к рыночной экономике.
Мировой опыт свидетельствует о том, что попытки эффективно решать проблемы насыщения внутреннего рынка только за счет собственного производства обречены на провал. Потребности современного человека столь многообразны, что не могут быть удовлетворены в рамках “натурального хозяйства”, отгороженности страны от мировых рынков. Формирование закрытой экономики неизбежно повлечет за собой производство сотен тысяч товаров, рассредоточенных по многим отраслям и национальным предприятиям-монополистам.
Говорить в этих условиях о рыночной конкуренции и порождаемом ею изобилии качественных и дешевых товаров и услуг не приходится. Автаркия вообще никогда не приносила положительных результатов национальной экономике и благосостоянию, тем более в средней по размерам стране.
Практика
показала, что экономика открытого
типа обладает большими возможностями
приспособления к неблагоприятным
внешним потрясениям (кризисы и
пр.) и в меньшей степени допускает
неэффективное и
Мировое экономическое
пространство в настоящее время
все больше и больше представляет
собой единое инвестиционное, производственное,
торговое поле с региональными и
национальными подсекторами, а не
сеть национальных экономик, связанных
между собой торговыми и
И хотя различные страны, регионы обладают разным уровнем экономического развития и соответственно разными экономическими интересами, тем не менее, либерализация и интеграция – это генеральная тенденция, которая будет реализовываться еще длительное время.
Какова же
роль внешнеэкономических связей в
национальном хозяйстве? Начнем с того,
что именно через них обеспечивается
поступление отсутствующих или
недостающих в стране средств
производства – машин, оборудования,
приборов и инструментов, комплектующих
узлов, агрегатов, частей и деталей,
а также сырья для переработки
и конструктивных материалов для
производственного
Ввоз из других
стран высокопроизводительного
оборудования, особенно поступающего
в комплекте для целых
Покупка в
других странах новейших машин, оборудования
и приборов, а также лицензий и
иной технической документации на наиболее
передовую технологию ускоряет внедрение
в производство последних достижений
НТР, более прогрессивных
В современных условиях предприятия имеют право самостоятельно определять формы, методы и объёмы работы на внешнем рынке. Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления ВЭД предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.
Наибольший опыт управления ВЭД накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм, осуществляющих внешнеторговые операции, можно условно разделить на три группы:
─ группа отделов и служб, осуществляющих планирование;
─ группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом;
─ группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений.
Создание
такой разветвлённой структуры
управления ВЭД характерно для предприятий
независимо от их организационно-правовой
формы, когда их деятельность целиком
и полностью сосредоточена на
внешних рынках. Однако, количество
таких предприятий, естественно, меньше,
чем количество предприятий, занимающихся
производством. На промышленных предприятиях,
активно участвующих во внешнеэкономической
деятельности, внешнеторговый аппарат
существует в основном в двух формах:
как часть
Система управления
внешнеэкономической
─ Хозяйствующие субъекты
─ Государство в лице органов правления
─ Общественные
организации, содействующие развитию
внешнеэкономической
Внешнеэкономическая деятельность
и управление ею в РФ регулируются
законодательными актами, т. е. актами,
принятыми высшим представительным
и законодательным органом –
Федеральным Собранием, или актами,
принятыми высшими
Наряду с законодательными актами первостепенное значение имеют указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.
Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью в России осуществляется целой системой органов государственной власти.
Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.
Согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:
• осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
• регулирует сотрудничество в военно-технической области;
• определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
• в ежегодные послания
Федеральному Собранию РФ о положении
в стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики включает
раздел о государственной
• в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
• в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
• приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
Исполнительную власть в соответствии со ст. ПО Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с законом:
• обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
• разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
• принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;
• принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
• вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
• принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
• осуществляет управление федеральной собственностью РФ за рубежом;
• осуществляет иные полномочия в области государственного управления внешнеторговой деятельностью на основании и в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.
В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ), которому переданы функции упраздненного в сентябре 1998 г. Министерства внешних экономических связей и торговли РФ. Главная задача МЭРиТ в области ВЭД – координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
МЭРиТ разрабатывает предложения
по государственной политике в сфере
военно-технического сотрудничества с
иностранными государствами, обеспечивает
ее реализацию, регулирует и контролирует
отношения в этой области, выполняет
функции государственного заказчика
по поставкам военно-технической
продукции для государственных
нужд. Кроме того, министерство разрабатывает
предложения по основным направлениям
экспортной политики, реализации механизма
государственной поддержки
С целью реализации поставленных
перед ним задач МЭРиТ