Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность и особенности «шведской, скандинавской» модели капитализма как стратегии социал-демократической ориентации развития национальной экономики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели национальной экономики;
- проанализировать сущность смешанной экономики как экономического базиса «шведской, скандинавской» модели капитализма;
- выявить особенности социал-демократической концепции капитализма;
- охарактеризовать социальную политику и уровень жизни населения Швеции.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. «Шведская, скандинавская» модель социально-ориентированной рыночной экономики
1.1. Понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели
национальной экономики………………………………………………………….6
1.2. Смешанная экономика как экономический базис «шведской,
скандинавской» модели капитализма…………………………………………....11
Глава 2. Стратегия социал-демократической ориентации развития
национальной экономики Швеции
2.1. Социал-демократическая концепция капитализма…………………………22
2.2. Социальная политика и уровень жизни населения Швеции……………….25
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиографический список…………
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) ─ обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, ─ и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека ─ с 1932 года (за исключением 1976-1982 гг.) ─ у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом ─ активный ее сторонник22.
Решение
социально-экономических
2.2.
Социальная политика
и уровень жизни
населения Швеции
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Важнейшим блоком шведской модели является социальная составляющая, создающая условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной). По мнению автора в шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию социальных противоречий и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния. Немаловажно, что основными приоритетами шведского государства является социальная политика, и хотя отчисления в социальный сектор для государственного бюджета весьма обременительны, правильность выбора этих приоритетов, ─ очевидна.
Социальный сектор выделен в бюджетной политике государства достаточно обособленно, и сделано это, прежде всего для того, чтобы распределительные отношения были выведены из сферы влияния рыночных механизмов, что гарантирует гражданам Швеции высокий уровень здравоохранения, образования и т.д. Однако для тех жителей, чьё финансовое положение позволяет превзойти средний уровень потребностей жителей страны, в действие вступает частный сектор, а, следовательно, ─ рынок.
Благодаря существенному изъятию части производства из рыночных отношений общество может контролировать часть капитала, направленного на обновление рабочей силы; институт государственной власти может влиять на пути развития экономики не только политическими механизмами, но и как полноценный предприниматель, инвестор. Благодаря этому государство может гарантировать рабочие места, а, следовательно, ─ выполнять один из основных пунктов своей социальной программы по полной занятости населения.
Таким образом, тесная взаимосвязь и взаимное дополнение перечисленных блоков позволяют шведскому обществу поступательно развиваться.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире23.
Согласно одной из целей шведской модели ─ равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран24.
Опыт Швеции показывает, что существует два основных способа расходования средств на социальную сферу, способствующих улучшению современной рыночной экономики.
Социальные услуги, такие, как общедоступная система образования, повышают занятость всей рабочей силы.
Расходы на переобучение помогают людям чувствовать себя защищенными и меньше бояться перемен. Потеря работы всегда переживается болезненно. Но если существует система экономической поддержки населения в трудное время, то конкуренция со стороны иностранцев и появление новых технологий уже не представляют такой угрозы.
Исходя из этого, Швеция тратит на образование большую часть своего ВНП, нежели любая другая страна. Благодаря налоговым поступлениям - в Швеции бесплатное среднее и высшее образование, обеспечивающее хороший уровень знаний, множество образовательных программ, а также программ переквалификации для взрослых. Кроме того, в случае закрытия предприятия пособие по безработице позволяет сохранить достойный уровень жизни. Это дает положительные результаты.
Швеция занимает первое место по уровню грамотности, согласно анализу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Даже в самых экономически развитых странах, включая США, уровень грамотности более 15% взрослого населения очень низок, а это, как считает ОЭСР, «снижает их возможность справляться с растущими требованиями века информации к профессионализму». В Швеции только у 8% взрослого населения такие же пробелы в знаниях, что явно выгоднее с точки зрения производительности труда и гибкости экономики, поскольку расширяется база трудовых ресурсов.
Расходы на образование также окупаются, так как способствуют появлению мобильных людей, т.е. граждан, которые готовы к переменам и интересуются новыми изобретениями. Эти люди с готовностью осваивают новую информацию и технологии связи. Выяснилось, что доступ к наиболее продвинутым клиентам дает преимущество в конкурентной борьбе компаний в скандинавских странах.
Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования ─ обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь ─ денежное пособие наличными25.
Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов26.
Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 ─ у женщин). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной «визитной карточной» шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии.
Развитие здравоохранения рассматривается в Швеции как задача государственного сектора и осуществляется в основном местными властями.
Таким образом, в шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы, и является средством разрешения социальной напряженности. Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире, и, по некоторым данным, наивысшим в Европе. Известно, что уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все другие страны мира; зарплата женщин относительно мужчин в Швеции наиболее высокая в мире. Уровень безработицы в последние годы составляет примерно 1,5%.
Итак, основные цели шведской модели ─ полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты ─ составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.
Исследуя современную стадию развития шведской модели, трудно не вступить в полемику со шведскими экономистами, которые негативно оценивают результаты функционирования шведской социально-экономической системы в начале 90-х годов. В качестве аргументов в пользу положительной оценки шведской модели можно привести данные, характеризующие уровень жизни населения страны на сегодняшний день, активную роль государства в перераспределении денежных потоков на социальные нужды.
На наш взгляд, шведская экономическая модель, объединяющая весь комплекс социально-экономических мер, явилась стабилизирующим элементом для шведской экономики в целом. Модель помогла смягчить тяжелые последствия мировых экономических кризисов и сыграла роль экономического трамплина, позволившего создать и развивать так называемое «шведское чудо» с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и благосостояния, не только в рамках собственной страны, но и в рамках Северной Европы, как составляющей Европейского Сообщества. Это позволяет говорить теперь о скандинавской макроэкономической модели социально-экономического развития.
Неоценимую помощь государству в политике социально-экономического развития страны играют крупные финансовые корпорации, механизм взаимодействия которых с Государством в Швеции является уникальным и без преувеличения составляет основу развития «третьего пути». В рамках предпринимательского частного сектора ведущее место занимают корпорации. Однако процесс «корпоратизации» частного сектора не означает замену мелких предприятий крупными. Корпоративный сектор имеет сложную внутреннюю структуру, в которой широко представлены не только мелкие предприятия как ; производственные единицы, но и юридически самостоятельные мелкие компании составляющие основание корпоративной пирамиды. При этом рост общей стоимости активов, занятости и производственных мощностей в частнохозяйственном секторе происходит путем более или менее равномерного их прироста во всех группах, ─ от крупнейших до относительно мелких, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившейся структуры. Таким образом, в размерной структуре предпринимательского сектора не должно происходить вытеснения малых фирм и она может развиваться подобно живой системе, где видовое разнообразие поддерживает общую жизнеспособность и устойчивость.
В
качестве реального примера
Таким
образом, шведская система социально-