Стратегия социал-демократической ориентации развития национальной экономики Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность и особенности «шведской, скандинавской» модели капитализма как стратегии социал-демократической ориентации развития национальной экономики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели национальной экономики;
- проанализировать сущность смешанной экономики как экономического базиса «шведской, скандинавской» модели капитализма;
- выявить особенности социал-демократической концепции капитализма;
- охарактеризовать социальную политику и уровень жизни населения Швеции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. «Шведская, скандинавская» модель социально-ориентированной рыночной экономики
1.1. Понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели
национальной экономики………………………………………………………….6
1.2. Смешанная экономика как экономический базис «шведской,
скандинавской» модели капитализма…………………………………………....11
Глава 2. Стратегия социал-демократической ориентации развития
национальной экономики Швеции
2.1. Социал-демократическая концепция капитализма…………………………22
2.2. Социальная политика и уровень жизни населения Швеции……………….25
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Шведская модель национальной экономики Курс. раб..doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      После преодоления Швецией мирового экономического кризиса начала 90-х годов с меньшими последствиями, чем в других европейских странах, можно констатировать, что шведская социально-экономическая система вновь развивается и плавно интегрируется в европейскую экономическую систему.

      Шведская  модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

      Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм», при котором функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни, включая занятость, образование, социальное страхование, а также отдельные элементы инфраструктуры (транспорт, и т.д.), — на государство6.

      Таким образом, отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы населения.

      При более детальном рассмотрении особенностей шведской макроэкономической модели принципиальной представляется концепция смешанной экономики: в её основе лежат рыночные конкурентные отношения с активным использованием государственного регулирования, что и составляет экономический базис шведской модели. 

1.2. Смешанная экономика  как экономический  базис 

«шведской, скандинавской» модели капитализма 

      Существующая  в Швеции экономическая система  обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели7.

     Характерной чертой смешанной экономики является наиболее эффективное использование ресурсов, что способствует разработке и использованию совершенных технологий. Смешанная экономика характерна для демократического общества, следовательно, личная свобода является ее основой, позволяющей капиталам предпринимателей и рабочим перемещаться из отрасли в отрасль по собственному желанию, без государственных директив в поисках рационального предложения8.

      Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей9. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 года. Заметим: хотя «общественный» сектор, охватывающий предприятия и учреждения, находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточно велик, определяющим является частный10.

      Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

      Частный сектор. Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на две группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам ─ с 47% в 1975 году до 21% в 1985 году, в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился ─ с 53% в 1975году до 79% в 1985 году (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров ─ с 70% в 1951 году до примерно 20% в 1985 году ─ вследствие, прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность11.

      Таким образом, институциональная собственность  в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций ─ учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали «стратегические» вложения капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 году, в частности, «Сканска» купила «Сандвик», «Вольво» ─ значительную часть «Фармасия» и «Стура» ─ «Суидиш мэтч».

      Вместе  с тем резко возросло и число  шведов, владеющих акциями. Это объясняется  как сокращением портфелей акций  частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 году различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 года вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 году налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 году на эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти12.

      Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) ─ 17%. При этом рост концентрации проявляется, прежде всего, на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

      В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 году среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз» (15 млрд. долл. против 102 млрд. долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

      В экономике Швеции очень высока монополизация  производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенска столь»), электротехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная («Свенска целлюлоза», «Стура», «Му ок Думше» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей («Сандвик», «Авеста»)13.

      В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное  выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки страны ─ «Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы («третьего блока») во главе с крупнейшей компанией страны ─ автомобильным концерном «Вольво».

      Государственный сектор. Важнейшая роль государственного сектора в Швеции ─ аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

      Государственный сектор и государственная собственность  ─ разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

      Размер  государственного сектора может  измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 году в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения ─ 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 году она возросла с 33% в 1960 году до 45% в 1970 году, 50% в 1975 году и 67% в 1982 году (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно ─ в Швеции.

      Коммунальная  собственность весьма ограничена и  по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

      Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель ─ расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 году судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 году не покончили с политикой «кормления хромых уток»14.

      Государственная собственность принимает форму  либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

      Созданный в 1970 году для координации деятельности государственных предприятий холдинг «Статсферетаг» был реорганизован в 1983 году, когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название «Прокордиа». Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг.

      Предприятия государственного управления предназначены  для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь ─ две крупнейшие государственные монополии ─ приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера ─ транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железных дорог в Швеции и на них работают 33 тысячи человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль». В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

Информация о работе Стратегия социал-демократической ориентации развития национальной экономики Швеции