Стратегия социал-демократической ориентации развития национальной экономики Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность и особенности «шведской, скандинавской» модели капитализма как стратегии социал-демократической ориентации развития национальной экономики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели национальной экономики;
- проанализировать сущность смешанной экономики как экономического базиса «шведской, скандинавской» модели капитализма;
- выявить особенности социал-демократической концепции капитализма;
- охарактеризовать социальную политику и уровень жизни населения Швеции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. «Шведская, скандинавская» модель социально-ориентированной рыночной экономики
1.1. Понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели
национальной экономики………………………………………………………….6
1.2. Смешанная экономика как экономический базис «шведской,
скандинавской» модели капитализма…………………………………………....11
Глава 2. Стратегия социал-демократической ориентации развития
национальной экономики Швеции
2.1. Социал-демократическая концепция капитализма…………………………22
2.2. Социальная политика и уровень жизни населения Швеции……………….25
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиографический список…………

Работа содержит 1 файл

Шведская модель национальной экономики Курс. раб..doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них ─ государственный бюджет.

      В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу15.

      Оставшиеся  после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих ─ медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

      Основа  шведской системы социального страхования ─ различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование ─ основной источник доходов.

      Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов ─ косвенные доходы.

      Для местных властей основной источник финансирования ─ подоходные налоги (60%). Государственные трансферты являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.

      Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства ─ 92%, в том числе в здравоохранении ─ 92%, в образовании и НИОКР ─ 88,7%, социальном страховании ─ 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний ─ 56%16.

      Государственный сектор важен для повышения эффективности  экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

      Кооперативы. Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

      Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

      В смешанной экономике кооперативное  движение действует в качестве «третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях ─ особенно среди потребительских кооперативов кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

      На  кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От ½ до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно17.

      Термин  «кооператив» обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства ─ никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление ─ «один член ─ один голос»; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество ─ ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

      Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел  в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений: «свободного» религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего ─ в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 году они образовали Кооперативный союз (КФ)18.

      КФ  ─ национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

      Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых, существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные. Кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы XX века сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Стратегия социал-демократической  ориентации развития

национальной  экономики Швеции 

2.1. Социал-демократическая концепция капитализма 

      Социал-демократия представляет собой весьма сложный  и многоплановый феномен. Этим понятием принято обозначать теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал, а также те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно рассматривать и как социально-политическое движение и как идейно-политическое течение. При этом существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений, существуют скандинавская и шведская модели, интегральный социализм, основывающийся на австромарксизме, выделяют фабианский социализм, гильдейский социализм и т.д. Все эти разновидности объединяются общим понятием «демократический социализм».

      Теоретические основы социал-демократических идей были заложены немецким теоретиком Э. Бернштейном (1850-1932) в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию (пересмотр) классического марксизма. Впоследствии многие идеи Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 году в концепции «демократического социализма»19.

      Популярность  идей социал-демократии обусловлена  их привлекательностью для широких слоев населения. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах, как Швеция, Австрия, Норвегия и ряде других, где благодаря тому, что социал-демократы долгое время находились у власти, был достигнут высокий жизненный уровень населения и высокая степень его социальной защиты. В наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, вследствие чего скандинавская модель демократического социализма более известна под названием шведской модели. Основными особенностями шведской модели социализма являются: создание за сравнительно короткий период времени высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидация бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры.

      В последние два-три десятилетия  в социал-демократии наблюдалась тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие, связанные с ними ценности и установки. Партии демократического социализма все более решительно поддерживают институты, ценности и нормы либеральной демократии. Большинство социал-демократических партий приняло новые программные документы. В их основе лежат следующие базовые установки: политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населения, обеспечение максимального уровня занятости и т.д.

      В последние годы в социал-демократии все большую популярность получает положение, что государство благосостояния уже выполнило свои задачи и его необходимо заменить обществом благосостояния20. Признается необходимость децентрализации функций и прерогатив государства по реализации социальных программ и их передачи местным властям и общественным институтам. Главную задачу социал-демократы видят в устранении мелочной государственной опеки. Государству отводится функция органа общего регулирования, решения глобальных внешних и внутренних проблем. При этом, вопросы, касающееся здравоохранения, образования, жилищного хозяйства, организации труда, передаются в ведение муниципалитетов21.

      Центральное место в демократическом социализме занимает вопрос о соотношении целей и средств реформирования общества. Ключ к пониманию этой проблемы можно обнаружить в знаменитой фразе Э. Бернштейна «цель, какой бы она ни была, для меня ничто, а движение ─ все». Движению вперед, по пути прогресса, практике осуществления так называемых малых дел отдается приоритет перед отдаленной абстрактной целью.

      Сегодня трудно провести сколько-нибудь четкие различия между социал-демократами и партиями других идейно-политических организаций. Многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали их общим достоянием. Но по-прежнему спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространятся на другие сферы, в частности, на экономическую. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство ─ величины субстанциональные и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения.

Информация о работе Стратегия социал-демократической ориентации развития национальной экономики Швеции