Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования: изучить сущность и особенности «шведской, скандинавской» модели капитализма как стратегии социал-демократической ориентации развития национальной экономики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели национальной экономики;
- проанализировать сущность смешанной экономики как экономического базиса «шведской, скандинавской» модели капитализма;
- выявить особенности социал-демократической концепции капитализма;
- охарактеризовать социальную политику и уровень жизни населения Швеции.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. «Шведская, скандинавская» модель социально-ориентированной рыночной экономики
1.1. Понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели
национальной экономики………………………………………………………….6
1.2. Смешанная экономика как экономический базис «шведской,
скандинавской» модели капитализма…………………………………………....11
Глава 2. Стратегия социал-демократической ориентации развития
национальной экономики Швеции
2.1. Социал-демократическая концепция капитализма…………………………22
2.2. Социальная политика и уровень жизни населения Швеции……………….25
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиографический список…………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. «Шведская, скандинавская» модель социально-ориентированной рыночной экономики
1.1. Понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели
национальной
экономики………………………………………………………
1.2. Смешанная экономика как экономический базис «шведской,
скандинавской»
модели капитализма…………………………………………...
Глава 2. Стратегия социал-демократической ориентации развития
национальной экономики Швеции
2.1. Социал-демократическая
концепция капитализма………………………
2.2. Социальная
политика и уровень жизни
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………34
Введение
Актуальность темы. Решение социально-экономических проблем является основополагающим вопросом для любого государства, ибо от этого зависит его жизнеспособность. Каждое государство стремится попасть в число экономически развитых стран, решить вопросы инфляции и безработицы, обеспечить своим гражданам необходимый уровень социальной защиты, гражданских прав. Однако не существует универсального комплекса мер для гарантированной защиты страны от экономического кризиса любой степени тяжести. Одним из наиболее эффективных методов научного познания сложных социально-экономических явлений, происходящих в том или ином государстве, ─ является моделирование. Идея заимствования элементов эффективной зарубежной социально-экономической модели для ее использования в Российских условиях довольно популярна на сегодняшний день. Чтобы выступить сторонником или противником данного предположения необходимо проанализировать сущность и элементы модели экономического развития в целом.
Одной из стран европейского сообщества, обладающей весьма эффективной системой социально-экономического развития и приближенной по историческим, геополитическим и природным условиям к нашей стране является Швеция. С началом реформ в нашей стране усилился интерес к так называемой «шведской, скандинавской» модели национальной экономики. Это вполне объяснимо, т.к. шведы действительно сумели гармонизировать социальные отношения, найдя в целом приемлемые подходы к решению серьезных проблем, связанных с дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно в Швеции возникли и получили развитие «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». На протяжении десятилетий там не было крупных забастовок, отсутствовала массовая безработица1.
Проблема функционирования и развития шведской макроэкономической модели социально-экономического развития является предметом острых научных споров, где главный вопрос ─ жизнеспособность системы.
Макроэкономическая модель Швеции включает весь комплекс социально-экономических и политических решений в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальных гарантий. Анализ макроэкономической модели и социально-экономического развития Швеции имеет практическое и теоретическое значение для разработки российской концепции экономического развития на современном этапе.
Социальная направленность экономической политики в Швеции, анализ подходов шведского государства к проблеме социальных гарантий, безработице, пенсионных выплат и т.д. позволяет утверждать, что подробное изучение данного механизма содержит инструменты для снятия социальной напряжённости. Это особенно актуально для России, где развитие рыночных отношений происходит при падении роли государства в управлении социальными процессами и где вследствие этого отсутствует социальная защищённость всех категорий граждан.
В связи с этим представляет интерес сущность «шведской, скандинавской» модели национальной экономики, приоритеты экономического и социального развития, содержание и пропорции смешанной экономики, которые эффективно совмещает государственную, частную и кооперативную форму собственности, а также перспективы развития исследуемой модели в будущем.
Объект исследования: «шведская, скандинавская» модель развития национальной экономики.
Предмет исследования: стратегия социал-демократической ориентации развития национальной экономики Швеции.
Цель исследования: изучить сущность и особенности «шведской, скандинавской» модели капитализма как стратегии социал-демократической ориентации развития национальной экономики.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели национальной экономики;
-
проанализировать сущность
- выявить особенности социал-демократической концепции капитализма;
- охарактеризовать социальную политику и уровень жизни населения Швеции.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографического списка.
Глава 1. «Шведская, скандинавская» модель
социально-ориентированной
рыночной экономики
1.1. Понятие и принципы «шведской, скандинавской» модели
национальной
экономики
Изучение сущности шведской макроэкономической модели потребовало анализа конкретных историко-экономических условий, в которых данная модель развивалась. Особого внимания заслуживает эволюция социально-экономической политики Швеции, взаимодействие внутреннего и внешнего рынков. При анализе данного феномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств2.
Во-первых, целостная модель социального государства и «общества благосостояния» в Швеции реализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни было: начиная с середины 50-х годов и до сего дня, с небольшими перерывами на периоды, когда правительства, возглавляемые социал-демократами, сменялись правыми. Правда, модель не отвергается и буржуазными партиями.
Во-вторых, основанная на принципах солидарности она выгодно отличается от иных моделей, особенно американской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны.
В-третьих, она глубоко документирована, поскольку отражена в законодательстве (около 20 актов) ─ в отличие, скажем, от Дании и Норвегии, где значительная часть социальных вопросов решается колдоговорным путем.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Нейтралитет Швеции в обеих мировых войнах, благоприятствовал развитию экономики, реализовавшей выгоды военной конъюнктуры и существенно расширившей экспорт стратегического сырья и продовольствия. Однако эта же причина вызвала в одном случае тяжелейший кризис 1921-1922гг., когда блокада военных лет была ликвидирована и спекулятивный рынок быстро рухнул, а в другом ─ затяжную стагнацию 1977-1982 гг., за время которой произошло несколько промышленных кризисов. Политика «третьего пути» в том виде, в каком её привыкли видеть, начала формироваться лишь после победы социал-демократов на выборах в 1932 году, когда новый кабинет министров, под влиянием экономистов, представителей Стокгольмской школы, стал проводить в жизнь активную экономическую политику. Э. Вигфорсс, действовавший с 1932 г. как министр финансов пришёл к выводу, что государственные инвестиции и организуемые государством общественные работы могут повысить покупательную способность и уменьшить масштабы экономического кризиса. Эти новые идеи нашли отражение в Сальтшебаденском соглашении, между Центральным объединением профсоюзов и Объединением предпринимателей Швеции как о мирном способе достижения коллективных договоров3.
Другая характерная черта Швеции ─ специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель ─ это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие «шведская модель» не имеет однозначного толкования.
На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания ─ «Струра Коппарберг» (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция ─ угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику4.
Середину XX столетия в Швеции можно назвать кульминационным моментом функционирования смешанной экономики. Именно в этот период была решена проблема безработицы и колебания конъюнктуры. Эффективная экономика позволила активно развиваться государственному сектору. Были проведены основные социальные реформы, без которых на сегодняшний день систему социально-экономического развития в Швеции трудно представить. Поступательное социально-экономическое развитие продолжалось до начала 70-х годов, когда проявились серьёзные признаки вялости экономики, что было вызвано началом структурных изменений в шведской промышленности.
В сложной кризисной ситуации 1970-х годов большую стабилизирующую роль сыграло шведское государство, которое не только ни пошло на снижение уровня заработной платы и объёмов производства, как это сделали в большинстве других стран, но, пользуясь благоприятной внутренней конъюнктурой снизило налоги, оживив и расширив производство товаров, а следовательно значительно увеличив экспорт. Расчёт шведского государства базировался на идеи поддержания высоких темпов развития собственной экономики в период мирового кризиса за счёт внутренних ресурсов и благоприятных условий для экспорта. Это был «прыжок» через мировой кризис. Стали очевидными социальные приоритеты шведской системы социально-экономического развития, когда социальные гарантии жителей остаются неизменными даже в период кризиса, отчасти войдя в противоречие к общей концепции экономического развития страны5.
Конец 70-х - начало 80-х годов можно назвать периодом «усталости» шведской системы социально-экономического развития. Происходит сокращение экспортных операций и производства, как следствие возникают стандартные в такой ситуации проблемы, как-то: дефицит платёжного баланса, увеличение иностранного долга, рост бюджетного дефицита, снижение промышленного сектора и т.д. Однако шведская экономика активно противостояла негативным факторам. В процессе противостояния использовалась как поддержка государства, так и агрессивная политика крупных шведских корпораций на международном рынке высоких технологий. Заслуживает особого внимания тот факт, что череда тяжёлых кризисов в экономике Швеции 70-80-х годов ускорила процессы монополизации и консолидации капитала, что в конечном итоге позволило шведской системе социально-экономических преобразований преодолеть тяжёлую ситуацию. Продолжающийся с 1983 года непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.