Стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выработать основные рекомендации по разработке природоохранной стратегии предприятия - природопользователя.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 обобщить основные подходы к пониманию стратегии предприятия, в частности экологической стратегии;
 проанализировать экологическую стратегию;
 сделать предложения по разработке элементов экологической стратегии предприятия;

Работа содержит 1 файл

Курсовая полностью.docx

— 69.61 Кб (Скачать)

- строительство  и реконструкция очистных сооружений  для сточных вод предприятий  с системой их транспортировки;

- внедрение  систем оборотного и бессточного  водоснабжения всех видов;

- строительство  опытных установок и цехов,  связанных с разработкой методов  очистки сочных вод и переработкой  жидких отходов;

- реконструкция  или ликвидация накопительных  жидких отходов;

- очистка  дождеприёмников ливневой канализации  предприятия, промывка, сетей хозяйственной  канализации на территории предприятия;

- создание  и внедрение автоматической системы  контроля за составом и объёмов сброса сточных вод.[18]

В разделе  «Охрана и рациональное использование  земель» приводятся данные по общей площади земель предприятия, трансформации земельных угодий с целью рационального их использования, созданию (расширению) защитных земельных зон, сокращение площади нарушенных земель.  Хозяйственная деятельность предприятия нередко связана с ростом площади нарушенных земель. Хозяйственная деятельность предприятия нередко связана с ростом площади нарушенных земель, к которым относятся  карьерные выемки, траншеи, деформированные поверхности шахтных полей (оседания, прогибы, провалы), отстойники и хвостохранилища обогатительных фабрик, отвалы (золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов и т.п.), площади буровых скважин, промплощадки ликвидированных предприятий или отдельных их объектов и др. Все они нуждаются в рекультивации, т.е. приведении в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве. Таким образом, к основным мероприятиям по охране и рациональному использованию земель относятся:

- создание  защитных зелёных зон;

- строительство  противоэрозионных сооружений;

- своевременна и полная рекультивация нарушенных земель и приведение их в состояние, пригодное для хозяйственных, культурно-оздоровительных и других целей;

-предупреждение (ликвидация) загрязнения земли отходами  производства;

- прочие  мероприятия, обеспечивающие сохранность  и рациональное использование  земельных участков, которые находятся в ведение предприятия.

      В разделе «Обращение с отходами производства и потребления» отражается наличие  отходов на начало планируемого года, их образование, использование , удаление отходов с территории предприятия, наличие отходов на конец планируемого периода. Намечается проведение мероприятий, направленных на уменьшение объёма образования  отходов производства и потребления, их переработку и использование:

- раздельный  сбор отходов и их реализация;

- внедрение  технологий, установок, оборудования  и машин для переработки, сбора  и транспортировки  отходов  с территории предприятия;

- строительство  установок для получения сырья  из отходов производства;

- разработка  технологических процессов, оборудования, приборов реагентов, обеспечивающих  переработку сырья с утилизацией  образующихся отходов;

      В разделе «Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов»  отражают мероприятия по совершенствованию  методов разработки месторождений  полезных ископаемых и улучшению  использования добываемого сырья. Этот раздел планируется на  предприятиях добывающих отраслей промышленности.[11]

      Мероприятия включаемые в план по охране окружающей среды, должны быть обоснованы расчётами  экономической эффективности с  учётом материально- технического и  финансового обеспечения. Определяется так же социальная значимость проводимых на предприятии природоохранных  мероприятий

2.3 Анализ проблем  формирования природоохранной стратегии предприятия

  Одним из новых подходов к регулированию  и снижению негативного воздействия  экономической деятельности общества на окружающую среду является экологический менеджмент, направленный на одновременное повышение экологической и экономической эффективности производства.

  С экологическим менеджментом непосредственно  связывают создание более благоприятных  условий и дополнительных возможностей для инвестиций в экономику, экспорта товаров и услуг, увеличения стоимости  акций экологически состоятельных  предприятий на фондовых биржах. В  капиталистическом мире более экологически состоятельные, экологически культурные, экологически чистые, осуществляющие эффективную деятельность в области  экологического менеджмента предприятия  используют явные экономические  преимущества и дополнительные перспективы для своего развития.[39]

  Конкурентные  преимущества в результате экологизации возникают благодаря тому, что  экологический менеджмент ориентирует  предприятие на такие качества развития, как: долгосрочную, стратегическую направленность всей работы, учет комплексного и взаимосвязанного характера всех проблем, целостный  охват вещественно-энергетических трансформаций в фазах производства, потребления и воспроизводства  и соответствующего этим фазам загрязнения  окружающей среды и пр. Но все  это справедливо лишь по отношению  к "активному экологическому менеджменту". В противоположность ему "пассивный" или "реактивный экологический менеджмент" не требует смены существующей традиционной системы предприятия, реагируя на требования общества, и в особенности законодательства постольку, поскольку это становится неизбежным.

  Согласно  рисунку 2.3 предприятие, проводящее активный экологический менеджмент, стремится достичь уровня загрязнения ниже требуемого в настоящее время, своевременно учитывая будущие требования, тем самым формируя спрос на более экологически чистую продукцию уже сегодня. 
 

       
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 - Характеристика возможных подходов к экологическому менеджменту 

  Типология предприятий, различающихся по уровню активности экологического менеджмента, имеет следующий вид:

  -"новички" – предприятия, для которых характерно отсутствие какой-либо ощутимой реакции на экологические вопросы;

  -"сокрушающиеся вдовы" – отсутствие экологического менеджмента осознается предприятием как источник кризисной ситуации;

  -"сознательные" – предприятие осознает важность экологических проблем;

  -"прагматики" – система экологического менеджмента рассматривается как составная часть успешной хозяйственной деятельности;

  -"активисты" – система экологического менеджмента трактуется как один из компонентов успеха в конкурентной борьбе.

  Мотивация руководства промышленных предприятий  и объединений является начальной  и одной из наиболее сложных проблем  формирования и развития систем экологического менеджмента. Отечественный производитель  относится скорее к "сокрушающимся  вдовам" либо к "сознательным", т.к. природоохранная сфера попрежнему остается в восприятии областью, требующей  регулярных инвестиционных вливаний, и потому не привлекательной для  функционирующих предприятий. Связь  между улучшением экологических  параметров продукции на протяжении всего ее экологического жизненного цикла и уровнем соответствующих издержек первоначально рассматривалась как однонаправленная (более высокое качество окружающей среды – более высокие издержки). Другими словами, существовало и существует устойчивое представление о том, что экологически сознательное поведение предприятия связано с повышенными затратами.

  Для успешной экологической реорганизации  предприятий необходимы как минимум  три вида предпосылок: технологические  предпосылки, экономические и социальные. При этом, экономические предпосылки  экологической реорганизации предприятий  возникают тогда, когда в экономической  системе создаются условия и  организационные механизмы, обеспечивающие для производителя экономическую  выгодность процессов экологизации.[10]

  Мотивация затруднена также в связи с  тем, что процесс внедрения СЭМ  требует реформирования стратегии  предприятия с учетом экологических  факторов. Стратегический анализ экологических  шансов, рисков, возможностей предприятия  затруднен из-за отсутствия общей  долгосрочной стратегии развития большинства  предприятий. Кроме того, экологическая  стратегия должна разрабатываться  с учетом требований всех заинтересованных групп и при участии персонала  всех уровней управления.

  Основные  положения экологической стратегии  предприятия могут сильно различаться, быть специфическими для каждой конкретной организации. Поэтому желательно, чтобы  каждая организация сама формировала  свою политику, исходя из особенностей бизнеса и собственной организационной  структуры, а не заимствовала готовые  шаблоны у других организаций. Тем  не менее можно предложить типичный список целей, включающий следующие  компоненты: методы минимизации влияния  на окружающую среду, соответствие законодательству, управление уровнем загрязнения, эффективность  использования энергии, экологическое  обучение, транспортная стратегия и т.д 

3.ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

  3.1.  Проблемы экологической стратегии предприятия

       Предприятия относятся к числу  основных субъектов, от решений  которых зависят уровень экологической  безопасности, рациональность использования  природных ресурсов, а значит, и  благосостояние общества. Все более  последовательный поворот бизнеса  в сторону экологической проблематики  за последние три десятилетия  осуществляется под давлением  ряда факторов и обстоятельств.  Среди них: ухудшение экологической  ситуации, ужесточение требований  законодательства и норм экологической  ответственности, давление со  стороны покупателей и конкурентов,  в том числе международных  и др.

        По некоторым оценкам конец  XX века характеризуется первой  фазой экологической катастрофы. Безусловно, данная проблема носит  всеобщий характер и должна  решаться на глобальном уровне. Однако, поскольку предприятие является  основным воспроизводственным звеном  экономики, именно на этом уровне  целесообразно уделять самое  пристальное внимание экологическим  проблемам, решение которых станет  возможным только в случае  смены идеологических взглядов  на основные ценности.[3]

  Только  осознание неизбежности экологической  катастрофы при существующем варварском отношении к природе может  изменить ситуацию и направить все  усилия не на максимизацию прибыли, а  на устойчивое развитие, которое позволит и будущим поколениям использовать ограниченные ресурсы не нанося ущерб  окружающей среде.

  В связи с этим стратегическое планирование должно нацелить каждое предприятие  на охрану и улучшение окружающей природной среды посредством  использования малоотходных технологий, существенно снижающих вредное  воздействие на природную среду.  

  3.2.  Пути решения проблем экологической стратегии предприятия

     Использование экологического подхода в производственных процессах предприятия может  повысить его имидж в глазах потребителей и поставщиков.

  Тем не менее можно предложить типичный список целей, включающий следующие  компоненты: методы минимизации влияния  на окружающую среду, соответствие законодательству, управление уровнем загрязнения, эффективность  использования энергии, экологическое  обучение, транспортная стратегия и  т.д.[9]

        Социальные конфликты, возникающие  вокруг экологических проблем,  связанных с деятельностью хозяйственных  субъектов, во многом вызваны  отсутствием адекватной информации  о предприятиях и реализованных  технологических процессах. Поэтому  в создании и распространении  достоверной экологической информации  о предприятии должны быть  в первую очередь заинтересованы  его руководители и сотрудники.

      Экологическая политика должна  соответствовать масштабу и природе  воздействия на окружающую среду,  создаваемого деятельностью, продуктами  и услугами предприятия (или  компании, корпорации в целом). Среди  прочих, политика должна содержать  заявления о стремлении к соответствию  нормативам, а также к постоянному  улучшению системы экологического  менеджмента и к предотвращению  загрязнения окружающей среды.  Экологическая политика предприятия  оформляется в виде документа,  который доводится до сведения  всех сотрудников организации  и является доступным общественности.  Для предприятия считает выгодным  придерживаться открытой экологической  политики.[7]

  "Компания  отдает себе в том, что функционирование  ее предприятий, как и любая  антропогенная деятельность, приводит  к изменениям в окружающей  среде. Компания считает свой  обязанностью вести работу таким  образом, чтобы ее деятельность  была социально значимой и  отвечала требованиям законодательства. Основная цель компании состоит  в том, чтобы охрана окружающей среды стала неотъемлемой частью бизнеса в краткосрочном и долговременном масштабах".

Информация о работе Стратегия предприятия