Стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выработать основные рекомендации по разработке природоохранной стратегии предприятия - природопользователя.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 обобщить основные подходы к пониманию стратегии предприятия, в частности экологической стратегии;
 проанализировать экологическую стратегию;
 сделать предложения по разработке элементов экологической стратегии предприятия;

Работа содержит 1 файл

Курсовая полностью.docx

— 69.61 Кб (Скачать)

     Инновационная стратегия предприятия (организации) должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.

     Обычно  принято выделять защитную и наступательную инновационные стратегии предприятия. Первая направлена на сохранение предприятия  на рынке и связана с поддержанием жизненного цикла выпускаемой продукции, а вторая предусматривает разработку новых технологических решений  для реализации стратегии роста  в форме проникновения на рынок  или диверсификации.

     Стратегия производства предприятия предусматривает разработку и реализацию основных направлений его деятельности в области выпуска продукции.[27]

     Основными компонентами стратегии производства предприятия могут являться:

  • базовая стратегия производства;
  • производственно-инженерная стратегия;
  • стратегия размещения производства.

     Социальная  стратегия предприятия предполагает обоснование и разработку программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения благоприятного микроклимата в коллективе.

     В качестве основных компонентов социальной стратегии предприятия следует  рассматривать:

  • стратегию развития кадрового потенциала предприятия;
  • базовую социальную стратегию предприятия;
  • социальную защищенность работников предприятия.

     Стратегия организационных  изменений на предприятии должна быть направлена на повышение организационной гибкости и адаптационной способности предприятия. Организационные преобразования должны обеспечивать для предприятия решение основной задачи — выживание на рынке. Разработка стратегии организационных изменений на предприятии требует взаимосвязанного решения трех основных задач:

  • переосмысления концепции развития предприятия и корректировки его стратегических приоритетов;
  • реинжиниринга механизма функционирования предприятия;
  • осуществления структурной перестройки, направленной на повышение конкурентоспособности и жизнеспособности предприятия.

     Экологическая стратегия предприятия предусматривает разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на:

  • рациональное использование всех видов ресурсов;
  • ограничение объемов выбросов;
  • сокращение количества отходов;
  • сокращение экологических потенциалов риска;
  • производство безвредных продуктов.[37]

1.3.Сущность экологической стратегии предприятия

     Н.А. Архипов в своей работе говорит, что экологическая стратегия представляет собой комплексный план осуществления миссии и философии предприятии достижения его хозяйственно-экономических целей, она призвана решить конфликт (противоречие) между его экономическими и экологическими интересами. Эта стратегия направлена на достижение конкретных преимуществ предприятия и его продукта при максимально возможном снижении или предупреждении негативных воздействий на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукции.

     Разработка  экологической стратегии предполагает детальный анализ внешней среды, результаты которого сопоставляются с внутренним потенциалом предприятия с целью выяснения его возможностей и внешних угроз. В качестве определяющих факторов А.Н. Шлагина выделяет:

  • законодательные и иные экологические требования, соблюдение которых является обязательным для предприятия (включая и налоговое законодательство);
  • государственная политика в отношении окружающей среды (программы содействия исследованиям, целевые субсидии и т.д.);
  • международные экологические тенденции (инициативы), особенно на важных для предприятия рынках;
  • собственно экологические инициативы предприятий;
  • позиция общественных экологических организаций, в том числе гражданские инициативы;
  • поведение деловых партнеров, потребителей, а также конкурентов;
  • научно-технические исследования и разработки (внешняя технологическая среда): разработка новой, а также новое применение традиционных техники и технологий, в том числе в смежных областях и т.д.

     Такой анализ облегчает руководству предприятия  принятие управленческих решений. Исследование и постоянный контроль тенденций  развития указанных факторов требуют  активного информационного обеспечения, ориентированного на интересы предприятия, и учета сильных и слабых сторон его внутренний среды.[33]

     Экологическая стратегия предприятия объединяет стратегию в области экологически ответственного природопользования со стратегией его экономического развития, тем самым смягчая конфликт экономических  и экологических интересов, максимально  сближая их, и становится правилом «хорошего тона» в бизнесе.

     Экологизация  производства повышает эффективность  управления, улучшает экономические  результаты, создает положительный  имидж предприятия. Именно в этом залог долголетия любого предприятия.

     Экологическая стратегия включает в себя следующие  этапы:

  • разработка экологической политики;
  • определение экологических целей и задач;
  • разработка программы экологического менеджмента;
  • внедрение экологического маркетинга;
  • разработка системы показателей для оценки экологических результатов деятельности (экологический аудит).

     К преимуществам внедрения экологического менеджмента на предприятиях О.Ф  Балацкий  относит следующие:

  • экологическая деятельность начинает соответствовать основным целям руководства предприятия;
  • систематически снижаются производственные и эксплуатационные расходы, образуется меньше отходов, теряется меньше энергии и ресурсов, уменьшаются издержки, связанные с воздействием предприятия на окружающую среду;
  • повышается конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
  • предприятию легче выполнять возрастающие требования природоохранного законодательства;
  • банки охотнее инвестируют средства в предприятия с хорошо функционирующей системой экологического менеджмента;
  • клиенты, рыночные партнеры и др. предпочитают иметь дело с теми предприятиями, на которых функционирует система экологического менеджмента;
  • создается более благоприятный имидж предприятия;
  • используются дополнительные возможности предотвращения развития чрезвычайных экологических ситуаций и аварий на предприятии, которые могут привести к существенному загрязнению окружающей среды, финансовым потерям, банкротству и т.д.[4]

2.Анализ природоохранной стратегии предприятия

2.1. Этапы разработки  экологической стратегии

     Для успешной реализации экологической  стратегии предприятию необходимо разработать специальный инструментарий, включающий в себя нормативные, стратегические и оперативные элементы.

     Нормативный уровень должен предусматривать  разработку правил экологического поведения  предприятия, которые определяют общие  обязанности предприятий по соблюдению экологических требований.

     Стратегический  уровень предполагает интеграцию новых  экологических целей в уже  применяемые на практике системы  стратегического планирования, управления и контроллинга.[19]

     На  оперативном уровне может использоваться целый ряд инструментов, важнейшими из которых могут являться расчет потоков материалов и энергетических потоков, бухгалтерский учет отходов, а также экологические индикаторы, с помощью которых определяется и контролируется экологическая  эффективность деятельности предприятия.

     Экологическая стратегия включает в себя следующие  этапы:

- разработка экологической политики;

- определение экологических целей и задач;

- разработка программы экологического менеджмента;

- внедрение экологического маркетинга;

- разработка системы показателей для оценки экологических результатов деятельности (экологический аудит);

- экологический контроль.[13]

     Экологическая политика — заявление (декларация) предприятия о своих намерениях и принципах, связанных с его общей результативностью. Служит основанием для действия и установления экологических целей и задач.

     Современная экологическая политика основывается на упреждающей деятельности, разработке механизмов регулирования качества окружающей среды и гарантирования экологической безопасности. Это достигается путем интеграции систем экологического менеджмента и аудита и экономической деятельности предприятия.

     Экологическая политика определяет уровень экологической  ответственности и масштаб обязательств по сохранению окружающей среды, в соответствии с которыми будут оцениваться  все последующие действия предприятия. Она должна быть понятна всем работникам предприятия и получить их поддержку. Кроме того, экологическая политика должна быть открыта для поставщиков  коммерческих партнеров, потребителей, общественных организаций и населения. Таким образом, сфера ее распространения  простирается как на внутреннюю, так  и на внешнюю среду предприятия.

     Экологическая цель (экоцель) — общая экологически значимая цель деятельности, установленная предприятием, вытекающая из его экологической политики и описанная количественно в тех случаях, когда это возможно.

     Примеры экоцелей:

- последовательное снижение издержек, связанных с потерями и нерациональным использованием основных и вспомогательных материальных ресурсов, а также с природоохранными платежами;

- систематическое увеличение прибыли за счет переработки и использования собственных отходов и предоставления соответствующих услуг предприятиям региона;

- регулярная демонстрация и использование экологической состоятельности предприятия во внешней экономической деятельности;

-последовательное развитие системы собственных экологических стандартов предприятия, дополняющих и ужесточающих требования экологического законодательства.

     Экологическая задача — детализированное требование к результативности экологической деятельности предприятия, выраженное количественно там, где это возможно. Вытекает из экологических целей.

     Экологический менеджмент — часть общей системы менеджмента. Включает в себя такие компоненты, как организационная структура, планирование, распределение ответственности, практическая деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

     Экологический менеджмент направлен на сближение  целей охраны окружающей среды и  максимизации прибыли. В этом случае политика предприятия строится исходя из долгосрочной перспективы существования  не только его самого, но и общества в целом.

     Широко  применяемые в настоящее время  международные стандарты ISO, FSC и PEFC устанавливают требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать инструмент для разработки долгосрочной экологической политики и определения задач сокращения негативного воздействия на окружающую среду. Эти стандарты применимы практически на любое предприятии и могут быть использованы для достижения следующих целей:

- внедрение и обеспечение устойчивого функционирования и повышения эффективности системы экологического менеджмента;

Информация о работе Стратегия предприятия