Стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выработать основные рекомендации по разработке природоохранной стратегии предприятия - природопользователя.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
 обобщить основные подходы к пониманию стратегии предприятия, в частности экологической стратегии;
 проанализировать экологическую стратегию;
 сделать предложения по разработке элементов экологической стратегии предприятия;

Работа содержит 1 файл

Курсовая полностью.docx

— 69.61 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

          Природопользование является одной  из сфер экономики и настоятельно  требует новых подходов для  решения назревших проблем. Социально-экономическое  развитие общества в 20-м веке, ориентировано на быстрые темпы  экономического роста и уже  породило беспрецедентное причинение  вреда окружающей природной среде.

     Состояние окружающей среды становится серьезным  ограничением для экономического и  социального развития крупных городов  и промышленных регионов. Все это  свидетельствует о серьезном  кризисе реализуемой в последние  годы политики природопользования и  необходимости управления природоохранной  деятельностью, и разработку экологической  стратегии фирмы.

     К числу основных природопользователей и загрязнителей окружающей среды  относятся промышленные предприятия. Поэтому совершенствование природоохранной  деятельности на предприятии имеет  ключевое значение для решения экологических  проблем. Решение их возможно лишь при  более пристальном рассмотрении.

     Целью работы является выработать основные рекомендации по разработке природоохранной  стратегии предприятия - природопользователя.

     Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

  • обобщить основные подходы к пониманию  стратегии предприятия, в частности экологической стратегии;
  • проанализировать экологическую стратегию;
  • сделать предложения по разработке элементов экологической стратегии предприятия;
  • предложить пути развития природоохранной стратегии.
 

     Объект  исследования – экологическая(природоохранная) стратегия предприятия в современных  условиях.

     Предмет исследования- отношения, которые возникают  в результате осуществления экологической  деятельности.

     Работа  обладает научной новизной, т.к. в  ней применена  разработка экологической  стратегии в соответствии с внутренними  и внешними факторами предприятия, предложенные Шлагина А.Н.

     Методологической  основой работы является системный  подход. Были применены следующие  методы: анализ, синтез, опрос, обобщение, наблюдение и др.

     В качестве информационной базы использованы труды отечественных и зарубежных авторов, таких как  Балацкий О.Ф., Гирусов Э.В., Голуб А.А., Хаустов, А. П. и других авторов занимающихся проблематикой по вопросам разработки экологической стратегия предприятия.

     Практическая  значимость работы состоит в возможности  применения выработанных путей развития экологической стратегии предприятия  на практике.

     Курсовая  работа состоит из введения, основной части (3 главы), выводов и предложений, списка использованных источников(40 наименований) и приложений. Основной текст работы изложен на  40 страницах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы экологической  стратегии предприятия

1.1. Понятие стратегии  предприятия

     Исследованию  темы "Экологическая стратегия  предприятия" посвящены работы многих авторов . В этих работах на высоком  научном уровне исследованы теоретической  основы и практические аспекты значения экологической стратегии и ее разработки  осуществления на предприятии. В частности экономист А. Чандлер  считает что стратегия — это  определение основных долгосрочных целей и задач предприятия  и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых  для достижения.[34]

     Применительно к теме исследования наибольший интерес  представляют работы И. Ансофф, Г.Мицберг и др., которые рассматривали понятия, необходимые для исследования данной проблемы этих целей.

     Известный специалист в области стратегического  планирования И. Ансофф определяет стратегию  как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности»[1]

     По  И. Ансоффу, существует четыре различные  групповые стратегии:

  • правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание — заданием;
  • правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой (какие виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т. д.). Этот набор правил называется продуктово - рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;
  • правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной концепцией;
  • правила, но которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные приемы.[1]

     Попытку дать наиболее обобщенное определение  стратегии предпринимает Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию как  единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy)

     Согласно  Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с  ситуацией. Стратегия как план приводит нас к фундаментальному пониманию  процесса человеческого познания —  тому, что сначала намерения высшего  руководства формируются в его  сознании. Происходит это в соответствии с ценностями (приоритетами), которыми обладают руководители организации  и используют при принятии хозяйственных  решений.[15]

     Таким образом, в стратегии как плане  формулируется мысленная реализация заранее определенных намерений  высшего руководства.

     Стратегия как шаблон, или образец, обращает наше внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности  поведения высшего руководства  организации. Такое понимание стратегии  обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном  поведении. Стереотипы поведения, которые, по мнению многих специалистов в области  стратегического планирования, должны быть преодолены в стратегическом плане  как условие его эффективности, воспринимаются Г. Минцбергом как условие  его реализуемости.

     Стратегия как позиционирование есть соотнесение  организации, предприятия, к тому, что  в теории управления принято называть внешней средой. Причем это соотнесение  интересует нас не, просто в «чисто теоретическом» аспекте, а как достижение предприятием неких конкурентных преимуществ  по отношению к другим фирмам-соперникам и нахождение компромиссных (эффективных  для всех сторон) решений для предприятий (организаций) - партнеров. Как говорит  Г. Минцберг, в данном случае предприятие  подобно организму, который ищет свою экономическую нишу, чтобы успешно  бороться за выживание в мире враждебности и нестабильности.

     Стратегия как перспектива понимается Г. Минцбергом как концепция бизнеса организации. Она определяется как «воспринятый путь завоевания мира», т. е. некая идеология развития. Данное представление стратегии очень важно для понимания того факта, что она (как понятие) не может существовать только в умах высшего руководства предприятия, а должна быть воспринята всеми его работниками. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», т. е. индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения.[15]

     Наконец, стратегия как проделка есть некоторый  специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента. Суть данного представления стратегии  в том, что она должна ясно выражать цели и задачи развития предприятия  для всех его работников, но быть неочевидной для конкурентов. В  этом смысле стратегия — это отвлекающий  маневр, обеспечивающий достижение конкурентных преимуществ.

     Большинство авторов [Попов С.А., Галкин П.А. и др.] определяет стратегию как “деловую концепцию организации на заданную стратегическую перспективу, представленную в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей .Однако отдельные авторы [Гирусов Э.В., Голуб А.А., Лопыгин Ю.Н.], дополнительно определяют стратегию как стратегию – перспективу, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться. Квин считает, что стратегия также должна предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата; обозначать скоординированное руководство; предполагать корректное расписание действий; и обеспечивать гарантированные ресурсы. [20]

       Г.Л. Селицкий в своей работе выделяет следующие требования к стратегии  предприятия:

  1. реальность, выполнимость;
  2. соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, культуре, системе мотивации;
  3. этичность (в процессе реализации стратегии допустимы только «правильные», соответствующие нормам морали и права действия);
  4. внутренняя целостность, непротиворечивость элементов, например долгосрочных и краткосрочных целей;
  5. совместимость со средой, позволяющая эффективно с ней взаимодействовать (формировать среду или изменяться под ее влиянием);
  6. обеспеченность ресурсами;
  7. оправданная рискованность.

     По  нашему мнению наиболее предпочтительной является трактовка А. Чандлер, в  котором мы сталкиваемся с прагматичным и полезным определением сущности стратегического  процесса планирования и управления.

1.2. Виды стратегии  предприятия

     Согласно  классификации приведенной В.Н. Семеновым  функциональные стратегии развития предприятия (организации) конкретизируют выбранную траекторию развития предприятия (организации) в соответствии с основными  направлениями его деятельности, обеспечивая достижение основной цели развития предприятия. Они разрабатываются  соответствующими структурными подразделениями  предприятия (организации).[27]

     В рамках предприятия (организации) целесообразно  разрабатывать следующие виды функциональных стратегий:

    • стратегию маркетинга;
    • финансовую стратегию;
    • инновационную стратегию;
    • стратегию производства;
    • социальную стратегию;
    • стратегию организационных изменений;
    • экологическую стратегию.

     Маркетинговая стратегия развития предприятия (стратегия маркетинга) предполагает разработку совокупности направлений его деятельности на рынке и принятие соответствующих принципиальных решений, ориентирующих отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию базовой стратегии предприятия. Она призвана формировать необходимые условия для достижения предприятием желаемой конкурентной позиции за определенный промежуток времени.

     Основными элементами маркетинговой стратегии  развития предприятия (организации) являются:

  • стратегия товара;
  • стратегия товародвижения;
  • стратегия товаропродвижения;
  • стратегия цен.

     Маркетинговая стратегия развития предприятия (организации) должна ориентировать на завоевание и сохранение его конкурентных преимуществ, связанных с определением стратегических факторов успеха.

     Финансовая  стратегия предприятия (организации) должна предусматривать способ формирования и определять характер использования финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия.[21]

     В качестве основных компонентов финансовой стратегии предприятия следует  рассматривать:

  • структуру предпринимательства;
  • структуру накопления и потребления;
  • структуру задолженности;
  • структуру финансирования функциональных стратегий и крупных программ.

     Успешная  реализация финансовой стратегии предприятия  в значительной степени будет  определяться становлением и развитием  системы финансового планирования, которая должна включать кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Информация о работе Стратегия предприятия